Страницы

Шахматная машина "Турок" барона Кемпелена


Часто поистине гениальные творения проходят мимо публики и не приносят в дальнейшем своим создателям ничего, кроме нищеты и разочарования. С другой стороны, «изобретения» многочисленных фокусников от науки неизменно вызывают огромный интерес среди всех слоев населения и быстро окупаются славой и деньгами. 

Венский механик

Придворный венский механик Вольфганг фон Кемпелен, венгр по происхождению, был создателем многих оригинальных изобретений и конструкций: паровой машины, гидравлической системы знаменитых фонтанов в Шёнбруннском дворце, пишущего прибора для слепых; он также разработал проект канала между Дунаем и Адриатическим морем. Но подлинную славу ему принесла, пожалуй, самая громкая мистификация XVIII столетия.

В конце XVIII века барон верой и правдой служил при дворе императрицы Марии Терезии на должности советника «механических наук».

За все время своей службы Кемпелен неоднократно доказывал, что не зря получает деньги из казны. По оригинальному проекту изобретателя в парке летней резиденции династии Габсбургов — Шенбрунне, были построены знаменитые Шенбруннские фонтаны.

Придворный венский механик
Вольфганг фон Кемпелен

Помимо этого, барон трудился над созданием паровых механизмов, изобрел печатную машинку для слепых, написал серьезный труд «Механизм человеческой речи», и на основе собственных изысканий даже соорудил самую настоящую «Говорящую машину». Устройство, представлявшее собой ящик, снабженный мехами и заполненный сложной системой клапанов, достаточно точно воспроизводило звуки, очень похожие на голос ребенка.

Но, несмотря на все эти действительно интересные с точки зрения науки того времени работы, барон остался в памяти большинства людей только как творец «Шахматного автомата», иллюзиона, созданного по велению австрийской императрицы исключительно на потеху царской семье и придворным. Именно это «изобретение» принесло ему мировую известность.

Представление начинается

В один из февральских дней 1769 (или 1770 года) года в императорском Хофбурге Кемпелен впервые показал публике необыкновенный шахматный автомат. Сделанная в рост человека и одетая в пестрый турецкий наряд, эта механическая кукла сидела за деревянным сундуком, посередине которого находилась шахматная доска. Перед началом игры механик снял с куклы платье, демонстрируя ее внутреннее устройство, а также показал собравшимся все затейливые пружины, колеса и цилиндры, находившиеся в сундуке. Под конец он подложил под бок «турка» подушку и завёл механизм ключом. Под изумлёнными взорами придворных автомат, кивнув головой в знак готовности, взял пальцами пешку, перенёс её на другое место и облокотился на подушку…

Когда все желающие сразиться с автоматом потерпели поражение, Кемпелен предложил другой фокус: кто-либо из зрителей ставил коня на одно из полей шахматной доски, и «турок» безошибочно обскакивал им все 64 клетки, ступая на каждую только по одному разу (так называемый «эйлеровский ход коня»).

Молва о сенсационном изобретении немедленно разнеслась по всей стране. В Вену нахлынули любопытствующие. Разумеется, не было недостатка в людях, желающих разоблачить Кемпелена. Но все они были посрамлены. Один из них, бургомистр Пресбурга Карл фон Виндиш, вспоминал:
Предположение, что автомат управляется человеком, возникало уже в первые минуты демонстрации. Многие зрители были в этом настолько убеждены, что не стеснялись высказывать свое мнение вслух. Но всех нас ожидало потрясение, когда господин фон Кемпелен раскрыл настежь дверцы ящика. При этом он поворачивал автомат во все стороны, освещал его внутренность свечой, приподнимал одежды турка, разрешал заглядывать в любые щели.
Когда же мне, несмотря на все старания, не удалось обнаружить ни одного подозрительного предмета величиной хотя бы со шляпу, моему самолюбию был нанесен жестокий удар. Такое же чувство испытывали и остальные зрители, что красноречиво отражалось на их вытянувшихся лицах. Одна пожилая дама, вспомнив сказки своего далекого детства, горько вздохнула, перекрестилась и отошла к оконной нише прочь от нечистой силы, которая, по ее убеждению, скрывалась в ящике.
Впоследствии я не раз осматривал автомат, испытывал его на все лады, играл с ним в шахматы и должен откровенно признаться, что ничего не понял. Утешаюсь мыслью, что и другие, более сведущие в механике люди, оказались в таком же положении: никто не смог раскрыть секрета… Если это обман, то пусть будет так! Во всяком случае, это такой обман, который делает честь человеческому гению, обман потрясающий и непостижимый…
Шахматный автомат Кемпелена "Турок"

На постройку шахматной машины у гениального механика ушло несколько месяцев. Весной 1770 года фон Кемпелен объявил, что готов представить свое творение императрице. Демонстрация, на которую не преминули собраться все, кому был открыт доступ в императорские покои, проводилась в одном из залов Шенбрунна.

«Механический гроссмейстер» представлял собой деревянную фигуру турка, одетого в богатые восточные одежды. «Турок» восседал за небольшим столом на колесиках, тумбы стола были снабжены дверцами и ящиками, а на столешнице красовалась искусно вмонтированная шахматная доска с фигурами.

Зал затих. По знаку императрицы барон подошел к машине и начал по очереди открывать многочисленные дверцы и выдвигать ящики, демонстрируя сотни шестеренок, рычагов и клапанов, которыми, казалось, были заполнены все внутренности шахматного стола.

Затем барон несколько раз повернул торчащую из-под столешницы ручку и отошел в сторону. Через несколько секунд раздалось громкое жужжание, турок медленно протянул левую руку к королевской пешке и сделал первый ход. Кемпелен пригласил желающих сыграть партию, и тут же к автомату, саркастически улыбаясь, направился один из придворных. Турок, бешено вращая глазами, делал ход за ходом, и через несколько минут раздался глухой механический голос, который произнес: «Шах». Зал взорвался аплодисментами.


Надо сказать, что к тому времени просвещенная часть Европы уже была готова к восприятию всякого рода механических «штучек». Иван Кулибин за несколько лет до этого изготовил уникальные карманные часы, величиной с гусиное яйцо, в корпусе которых помещался механизм часового боя, музыкальный аппарат, способный воспроизводить несколько мелодий и вдобавок крошечный автоматический театр с подвижными фигурками.

Медная утка французского механика Жака Вокансона махала крыльями, крякала, клевала рассыпанный по полу корм и даже «умела» испражняться. А его механический флейтист способен был сыграть 12 мелодий. Но чтобы автомат «думал» — это было невероятно! Известия о создании небывалой машины в мгновение ока разнеслись по миру. Европа наполнилась слухами и домыслами.

Правда, современники утверждали, что самому изобретателю был не по душе этот ажиотаж. Ему было бы гораздо приятнее получить положительную оценку своим исследованиям в области человеческого голоса и созданию воспроизводящего его механизма, который действительно был вмонтирован в «шахматиста». О том, что фигуры переставлял спрятанный в столе за сложной системой зеркал и шестеренок живой гроссмейстер, Кемпелен никому не рассказывал. Удивляясь тупости большинства людей, он ждал, когда утихнут страсти, чтобы разобрать свою машину и заняться серьезными делами. Но судьба распорядилась иначе.

В 1780 году барона постиг финансовый кризис — его патронесса Мария Терезия умерла, а новый император Иосиф II отказался от услуг придворного механика. С этого момента «Шахматный автомат» стал для фон Кемпелена основным источником дохода.

За несколько лет изобретатель вместе со своим «Механическим гроссмейстером» объехал всю Европу. Он побывал в Англии, Франции, Германии, России и всякий раз собирал толпы зевак, желающих за небольшую мзду померяться силами с «Искусственным разумом». Но никто так и не смог выиграть ни одной партии у бесстрастного манекена или даже сыграть в ничью.

В 1781 году Вену посетил наследник русского престола Павел со своей женой Марией Фёдоровной, которые совершали инкогнито путешествие по Европе. Желая удивить гостей, император Иосиф II вызвал Кемпелена и распорядился «оживить» его «турка».


Шахматная кукла повергла Павла в изумление. Он уговорил австрийского императора отправить Кемпелена в гастроли по Европе.

Готовясь к путешествию, Кемпелен целый год провел в уединении, совершенствуя свой автомат. Модернизированный «турок» уже не только играл в шахматы, но и отвечал на вопросы, показывая пальцем на буквы алфавита, которые демонстратор слагал в слова и фразы. В книге немецкого математика Карла Фридриха Гинденбурга «О шахматном игроке господина фон Кемпелена» (1784) приведён следующий диалог:
- Сколько вам лет?
- 192 месяца (Восточные народы считают на луны).
- Вы женаты?
- У меня много жен, - и т.д.
В ответ на вопрос, сколько вариантов содержит шахматная партия, турок показывал на единицу, а затем многократно на ноль, что символизировало бесконечность.


«Турок» выигрывал подавляющее число партий у сильнейших игроков разных стран. Лишь только знаменитый Филидор, который считался сильнейшим шахматистом мира (он также был выдающимся композитором, одним из создателей французской комической оперы), сумел одолеть чудо-автомат.

Изобретение Кемпелена наделало шума по всей Европе. Сама императрица Екатерина II пожелала видеть знаменитого шахматного игрока и убедиться в его искусстве. Государыня даже изъявила желание купить чудесный автомат, но Кемпелен отклонил это предложение под предлогом того, что без его личного присутствия шахматный автомат – простая груда металла.

Вера во всемогущество механики в то время была так велика, что машина Кемпелена была объявлена вершиной технического творчества. Французский журналист Шретье де Мишель писал в 1783 году:
Самая дерзновенная мечта, владевшая механиками, была мечтой о машине, которая могла бы подражать чему-то большему, нежели облику или движениям человека – венца творения. Но Кемпелен не только мечтал, он воплотил мечту в жизнь, и его шахматист, несомненно, самый удивительный автомат среди всех когда-либо существовавших...

Впрочем, встречались и более трезвые оценки изобретения Кемпелена. Например, видный деятель Просвещения Фридрих Мельхиор барон фон Гримм выражал свои сомнения в следующем виде:
Хотя никто не мог напасть на след того метода, с помощью которого изобретатель управляет машиной, представляется очевидным, что последовательность и многообразие разумных ходов, которые нельзя предусмотреть заранее, не могли бы быть совершены машиной, если бы она не находилась под постоянным воздействием мыслящего существа.
Тем не менее разоблачить Кемпелена никому не удалось. Он побывал в Париже, Лондоне, провез «турка» по немецким городам и в конце 1784 года вернулся в Австрию, прекратив публичные демонстрации автомата. 
 


В 1804 году барон Вольфганг фон Кемпелен скончался, и его детище после недолгих приключений перешло во владение австрийского изобретателя и механика Иоганна Мельцеля. Уже при новом хозяине «Шахматный автомат» удостоился игры с самим Бонапартом. Историки рассказывают следующее: Наполеон, обнаружив, что проигрывает партию, начал жульничать, делать неправильные ходы. Всякий раз турок укоризненно качал своей деревянной головой и отказывался продолжать игру. В конце концов, машина «вышла из себя», смела своей механической рукой все фигуры на пол и отключилась.

Дважды «Шахматный автомат» посещал Россию, первый раз — еще со своим создателем. Существует легенда, что Екатерина II, проиграв машине несколько партий подряд, приказала солдатам расстрелять непокорный автомат, в результате чего погиб заключенный в нем шахматист. Но подобный поступок настолько не соответствует характеру императрицы, что, скорее всего, эта история просто выдумка.

В 1826 году Мельцель вместе с изобретением покойного барона отправился покорять Америку. На берегах Нового Света партнерами знаменитого турка были Бенждамин Франклин, Эдгар Алан По и, среди прочих, математик Чарльз Баббедж, которого, возможно, именно хитроумная машина Кемпелена натолкнула на мысль о создании компьютера, способного решать сложнейшие задачи. В 1832 году Баббридж разработал первый в мире программируемый компьютер, но из-за технических проблем его построить не удалось. И только в июне 1991 года в Лондонском музее науки этот проект был, наконец, реализован.

После смерти Иоганна Мельцеля «Турок-шахматист» попал в музей курьезов в Филадельфии, а 5 июля 1854 года сгорел в пожаре вместе с большой частью экспонатов музея. За почти 80 лет существования «Шахматный автомат» не проиграл ни одной партии, и только две из них закончились вничью — «Турок» галантно «сдавался» перед слабым полом.

Секреты шахматного стола

Так что же представляло собой детище Кемпелена, и кто был тот тщательно скрываемый шахматный гений, который посмел разозлиться на самого Бонапарта?

Несколько слов о самой машине. Как уже говорилось, система зеркал, расставленных под нужными углами, всякого рода шестеренки и перегородки скрывали сидящего внутри игрока. Звуки, издаваемые вращающимися механизмами, были призваны маскировать возможный шум, издаваемый шахматистом.

Сам гроссмейстер не мог наблюдать за ходом игры, и весь фокус заключался в конструкции сигнализационной системы. В основание фигур, установленных на шахматной доске, были вмонтированы сильные магниты. Внутри стола, под каждым квадратом доски на нити был подвешен металлический шарик, плотно притянутый магнитом к фигуре, либо свободно болтающийся под пустым полем. Когда фигуру поднимали, шарик провисал, что было сигналом о ее перемещении. Как только фигура попадала на новое поле, магнит притягивал соответствующий шарик. С помощью системы рычагов, сидящий внутри машины манипулировал движениями манекена, делал ходы. Через каждые десять ходов хозяин подзаводил или «регулировал» механизм, давая игроку время обдумать игру или просто сменить позу.

Что же касается самих игроков, то за все время существования машины внутри нее побывало множество гроссмейстеров. Согласно легендам, первое время за автомат играл отличный шахматист, бывший артиллерист, некто Вронский, волею судьбы оставшийся без ног и потому идеально подходивший на роль «мозга» машины. Уже с Мельцелем сотрудничали такие одаренные шахматисты того времени как Аллгайер, (которого и пытался обмануть Наполеон), Александре, Бонкур и другие, когда-то славные, а ныне забытые имена.