Страницы

Культ карго — религия самолетопоклонников

Культ карго — религия самолетопоклонников

Во времена Второй Мировой войны на некоторых островах Меланезии (совокупность тихоокеанских островных групп) зародились интересные культы – так называемые «культы карго» (cargo – груз, перевозимый на судне), которые появились у местных аборигенов в результате контакта с цивилизованными пришельцами, в основном с американцами.

Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты. Иногда самолеты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. В общем, с неба прилетал или падал груз.

Островитяне раньше никогда не видели белых людей, поэтому с интересом наблюдали за ними. Тем более, что у них было так много интересных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки с джемом, стальные ножи, одежда с блестящими пуговицами, обувь, палатки, красивые картинки с белыми женщинами, бутылки с огненной водой и так далее. Туземцы видели, что все эти предметы доставлялись в виде груза с неба. Всё это было так удивительно!


Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Потом они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками – и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз – все эти чудесные вещи, которые американцы давали островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок. Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами и кричали разные неведомые слова.

Потом война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.


Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.

И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Они денно и нощно крутили жернова и копали огороды – и им ничего с неба не упало. Наверно, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно – надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверно, всё это – магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.



Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки.


Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений, ведь чудесный груз наконец-то опять стал падать с неба!



Приверженцы культа карго обычно не знают производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, науке и экономике весьма туманны. Они твердо верят в очевидную для них догму – иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле. А значит, надо соблюдать ритуалы, молиться и верить.


Похожие друг на друга карго-культы независимо зародились на островах, далеких друг от друга не только географически, но и в культурном плане. Антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре – на Соломоновых островах, четыре – на Фиджи, семь – на Новых Гебридах и более сорока – в Новой Гвинее. Причем, как правило, они возникали совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом. Слепое подражание и поклонение – в этом суть культов карго – новоявленных религий нашего времени.

Многие культы карго сошли на нет, но некоторые существуют и в наши дни. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна.

Культ мессии Джона Фрума описал Ричард Докинз в книге «Бог как иллюзия»:
«Один хорошо известный культ карго на острове Танна архипелага Новые Гебриды (с 1980 года носящем название Вануату) существует до сих пор. Центральная фигура культа – мессия по имени Джон Фрум. Первые упоминания о Джоне Фруме в официальных документах датированы 1940 годом, однако, несмотря на молодость этого мифа, никому не известно, существовал ли Джон Фрум на самом деле.

Одна из легенд описывает его как одетого в пальто с блестящими пуговицами невысокого человека с тонким голосом и белесыми волосами. Он делал странные пророчества и прилагал все усилия к тому, чтобы настроить население против миссионеров. В конце концов он возвратился к предкам, пообещав свое триумфальное второе пришествие, сопровождаемое изобилием «груза». В его видении конца света фигурировал «великий катаклизм»: упадут горы и засыплются долины, старики вновь обретут молодость, исчезнут болезни, белые люди будут навеки изгнаны с острова, а «груз» прибудет в таких количествах, что каждый сможет взять сколько захочет.

Но более всего правительство острова было обеспокоено пророчеством Джона Фрума о том, что во время второго пришествия он принесет с собой новые деньги с изображением кокосового ореха. В связи с этим все должны избавиться от валюты белого человека. В 1941 году это привело к повальной трате денег среди населения; все бросили работать, и экономике острова был нанесен серьезный ущерб. Администрация колонии арестовала зачинщиков, но никакие действия не могли искоренить культ Джона Фрума. Церкви и школы христианской миссии опустели.

Чуть позже распространилась новая доктрина, гласившая, что Джон Фрум – король Америки. Как нарочно, приблизительно в это время на Новые Гебриды прибыли американские войска, и – о чудо из чудес – среди солдат были чернокожие люди, которые не бедствовали, подобно островитянам, но имели «груз» в таком же изобилии, как и белые солдаты. Волна радостного возбуждения захлестнула Танну. Апокалипсис неизбежно должен был вот-вот наступить. Казалось, все готовятся к прибытию Джона Фрума. Один из старейшин объявил, что Джон Фрум прилетит из Америки на самолете, и сотни людей принялись расчищать кустарник в центре острова, чтобы его самолету было куда приземлиться.

На аэродроме установили диспетчерскую вышку из бамбука, в которой сидели «диспетчеры» с деревянными наушниками на головах. На «взлетно-посадочной полосе» соорудили макеты самолетов, призванные заманить на посадку самолет Джона Фрума.

В пятидесятые годы молодой Дэвид Аттенборо приплыл на Танну вместе с оператором Джеффри Муллиганом, чтобы исследовать культ Джона Фрума. Они собрали много фактов об этой религии и в конце концов были представлены ее первосвященнику – человеку по имени Намбас. Намбас по-приятельски называл своего мессию просто «Джон» и утверждал, что регулярно говорит с ним по «радио» («радиохозяин Джон»).

Это происходило так: некая старушка с обмотанными вокруг талии проводами впадала в транс и начинала нести околесицу, которую Намбас затем толковал как слова Джона Фрума. Намбас заявил, что знал о приезде Дэвида Аттенборо заранее, потому что Джон Фрум предупредил его «по радио».

Аттенборо попросил разрешения взглянуть на «радио», но ему (по понятным причинам) отказали. Тогда, сменив тему, он спросил, видел ли Намбас Джона Фрума.

Намбас страстно закивал:

– Моя видеть его куча раз.
– Как он выглядит?

Намбас ткнул в меня пальцем:

– Похож как твоя. У него белый лицо. Он высокий человек. Он жить в Южная Америка.

Это описание противоречит упоминавшейся выше легенде о том, что Джон Фрум был небольшого роста. Так эволюционируют легенды.

Считается, что Джон Фрум возвратится 15 февраля, но год его возвращения неизвестен. Ежегодно 15 февраля верующие собираются на религиозную церемонию, чтобы поприветствовать его. Возвращение еще не состоялось, но они не падают духом.

Дэвид Аттенборо как-то сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:

– Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придет, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет – не слишком ли долго вы ждете?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

– Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет.

В 1974 году острова посетили королева Елизавета и принц Филип, и принц был впоследствии обожествлен в рамках культа «Джон Фрум – дубль два» (и снова заметьте, как быстро меняются детали в религиозной эволюции).

Принц – импозантный мужчина, без сомнения выглядевший впечатляюще в белой форме военно-морских сил и шлеме с плюмажем, и, пожалуй, неудивительно, что объектом почитания стал именно он, а не королева, – особенности местной культуры не позволяли островитянам принять в качестве божества женщину.

Карго-культы Южной Океании представляют крайне интересную современную модель зарождения религии почти на пустом месте. Что особенно важно – они указывают на четыре особенности происхождения религий вообще, которые я кратко изложу здесь.

Во-первых, это поразительная скорость, с которой может возникнуть новый культ.

Во-вторых, с поразительной скоростью теряются подробности возникновения культа. Джон Фрум, если он вообще существовал, жил совсем недавно. Несмотря на это, трудно установить, жил ли он вообще.

Третья особенность – независимое возникновение похожих культов на разных островах. Систематическое изучение этого сходства может обнаружить новые данные о человеческой психике и ее подверженности религиозной вере.

В-четвертых, карго-культы похожи не только друг на друга, но и на более ранние религии. Можно предположить, что христианство и другие древние религии, ныне распространенные по всему миру, зародились как местные культы, подобные культу Джона Фрума

Некоторые ученые, например, профессор еврейской культуры Оксфордского университета Геза Вермес, высказывали предположение о том, что Иисус был одним из многих появившихся в то время в Палестине пылких проповедников, которых окружали похожие легенды. От большей части этих культов не осталось и следа.

Согласно данной точке зрения, сегодня мы имеем дело с тем из них, которому удалось выжить. В течение столетий в результате дальнейшей эволюции он преобразился в сложную систему – или даже в разветвленный набор потомственных систем, господствующий в настоящее время на большей части земного шара.

Гибель таких обаятельных фигур современности, как Хайле Селассе, Элвис Пресли и принцесса Диана, также позволяет исследовать быстрое возникновение культов и их последующую меметическую эволюцию»
Ивар Максутов - Карго-культы


Другие примеры культов карго

Похожий культ, танецдухов, зародился при контакте индейцев и англо-американцев в конце XIX века. Пророк Вовока народа Пайуте проповедовал, что если танцевать определённым образом, предки вернутся по железной дороге, а новая земля покроет белых людей.

Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную.

На протяжении истории восстаний Машона и Матабеле в 1896—1897 годах против английской колонизации в Южной Родезии возникали мессианские поверья, напоминающие культ карго. Один из лидеров восстания жрец Мквати и его соратники твердо придерживались принципа, что их воины должны убивать европейцев, но не должны брать их вещи (Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975. С. С. 229—230).

Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами.

***
  • Культ карго подробно описан в романе Виктора Пелевина «Empire V».
  • В фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома» присутствует подобие карго-культа, когда дети ждут возвращения Капитана Уокера, который должен починить их самолёт и вернуть их к цивилизации.
  • В фантастическом рассказе Роберта Шекли «Ритуал» описан межпланетный вариант культа карго.
  • В фантастическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» описан культ Великого Червя, являющийся, по сути, тем же самым культом карго.
  • В фильме «Водный мир» присутствует подобие карго-культа, когда курильщики («smokers») поклоняются портрету капитана нефтяного танкера Exxon Valdez Джозефа Хазелвуда (Joseph Hazelwood), на котором они живут и пользуются остатками благ цивилизации: консервами, сигаретами, топливом.
  • В романе «Форрест Гамп» герои попадают на остров с приверженцами культа карго.
  • В фантастическом романе Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!» главный герой Гулливер Фойл попадает к потомкам научной экспедиции, дикарям XXIV века исповедующим карго-культ.
***
В фильме Дмитрия Венкова «Безумные подражатели» показано современное племя, исповедующее карго-культ.

***

Анимация так же не обошла стороной культ карго. Предлагаю посмотреть 7-минутный анимационный фильм "Возвращение Джона Фрума":
Джон Фрум, Мессия полинезийского культа карго, возвращается как астронавт и бизнесмен в постиндустриальную пустошь экономики и финансовых услуг. Вместе с туземцем, он отправляется на "завоевание бесполезного" — или нечто подобного. Все смешивается и запутывается. То, что начинается как путешествие, превращается в события, далеко выходящие за грани так называемой "логики" и "смысла"
Возвращение Джона Фрума


______________________



... карго-культы похожи не только друг на друга, но и на более ранние религии. Можно предположить, что христианство и другие древние религии, ныне распространенные по всему миру, зародились как местные культы, подобные культу Джона Фрума.

Некоторые ученые, например, профессор еврейской культуры Оксфордского университета Геза Вермес, высказывали предположение о том, что Иисус был одним из многих появившихся в то время в Палестине пылких проповедников, которых окружали похожие легенды.

От большей части этих культов не осталось и следа. Согласно данной точке зрения, сегодня мы имеем дело с тем из них, которому удалось выжить. В течение столетий в результате дальнейшей эволюции он преобразился в сложную систему – или даже в разветвленный набор потомственных систем, господствующий в настоящее время на большей части земного шара.


Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна,
Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г.

Что такое культ карго? Он Вам ничего не напоминает?

Например, приписывание всего, что непонятно исходя из доступных знаний – потусторонним силам, которые можно ублажить колокольчиками или выкатыванием яйца и заклинаниями бабки?

Или имитация ритуалов, принятых в успешных западных фирмах (логотипчики, тренинги, презентации, обучение маркетингу, корпоративные мероприятия) – вместо того, чтобы как следует наладить бесперебойное снабжение, качественное производство, и добиться от персонала добросовестной работы?

Или уверенность, что, повторяя какие-то ритуалы для ублажения божества, можно добиться, что с неба придет добрый владыка (Мессия, Машиах), а тем, кто проделывал ритуалы лучше всех – с неба в изобилии упадут мешки с фонариками, банками джема и спичками [см. Новый завет. Нагорная проповедь. Слова Иисуса:
“Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы” (Матф. 6:34).?
Карго культ "Джон Фрум"

Культ Карго - это уникальное явление, появившееся на островах Меланезии и Папуа Новой Гвинеи в двадцатом веке, когда европейцы начали доставлять туда блага западной цивилизации. Корабли и самолеты, привозившие груз (карго) на американские и английские военные базы в Тихом океане, вызывали крайнее удивление у местных племен. Они не могли объяснить, как белые люди, казалось бы, ничего не делая, привлекают все это добро. Джон Фрум, один из немногих до сих пор живых культов карго, имеет несколько тысяч последователей на острове Танна в Вануату.

Карго культ "Джон Фрум"

Этот культ зародился в тридцатых годах прошлого века, когда некто Джон Фрум появился в деревне возле Салфа бей (Sulphur bay) и призвал жителей не следовать европеизации, продвигаемой миссионерами, а вернуться к своим традициям. Взамен на это он, как Карлсон, обещал вернуться 15го февраля неизвестного года с богатством для всех жителей острова. По одной версии, имя Джон Фрум пошло от английского John from America. По другой, Frum или Brum пошло от английского broom (метла), как символ, призванный вымести миссионерские происки с Танны.

Вера в Джон Фрума окрепла во время второй мировой войны, когда на Новых Гебридах, как в то время называлось Вануату, неожиданно основали базу американцы. Они жили в палатках, маршировали на плацу и разговаривали по радио. За это на расчищеный в лесу аэродром большие самолеты постоянно доставляли им еду, одежду и Кока Колу.

Когда война закончилась и американцы ушли с острова, местные жители стали поднимать флаг и маршировать с бамбуковыми ружьями. Одно время у них даже был свой аэродром с деревянным самолетом, готовый в любой момент принять карго - благодать от Джона Фрума.

С тех пор по традиции каждый год 15-го февраля жители деревень возле Салфа бей устраивают военный парад, в душе надеясь, что Джон Фрум наконец вернется.

Как и у любой серьезной религии, у движения Джона Фрума были темные времена. В девяностых годах в деревне появился некий пророк Фред, которому во время работы на рыболовецком судне в Индийском океане пришло послание от Бога. Пророк Фред объявил что

Джон Фрум и Иисус - это одно и то же.
 
Он велел бросить флаги и ружья и призвал идти за ним на соседнюю гору, где должно было состояться просветление и избавление от грехов. Часть джон фрумовцев последовала за ним, остальные же ушли из деревни и в пятиста метрах основали новую.

Через год с лишним прибывший военный наряд из столицы дал последователям лжепророка несколько часов на то, чтобы покинуть гору, зачистил местность и посадил Фреда и еще нескольких лидеров в тюрьму. Оставшиеся люди вернулись в деревню. Часть из них хотела вернуться к Джону Фруму, но обратно их не приняли. Теперь у Салфа бей три деревни: изначального Джона Фрума, Джона Фрума-Христа и одна с представителями обоих. Обидевшиеся друг на друга деревни теперь практически не общаются.


Залив Салфер

Салфа бей - родина культа. В деревне внизу живут последователи изначального культа, а также отщепенцы, последователи пророка Фреда. Основная деревня Джона Фрума теперь в лесу справа.

Карго культ "Джон Фрум"
 
Когда-то американский красный крест был одним из символов культа. Изначально он был деревянный. Теперь крест увековечен в камне, на могиле первого лидера культа.

Карго культ "Джон Фрум"

Рано утром 15-го февраля в деревне Ламакара старейшины одеваются в американскую военную форму и выстраиваются для торжественного поднятия флага.

"Почетный караул" из деревни поднимает флаги.

Карго культ "Джон Фрум"  

После поднятия флага из леса на накамал, площадь в деревне,
маршем выходят солдаты.

Карго культ "Джон Фрум"

Карго культ "Джон Фрум"

Показательные выступления заканчиваются и солдаты расходятся.


Вместо них на накамал выбегают более традиционно одетые представители острова. 

Военное командование садится под специально отведенный навес

Карго культ "Джон Фрум"

Группы местной самодеятельности показывают кастом дэнс (kastom dance) - традиционные танцы.



Культ Джона Фрума повлиял на танцы тоже. Группы танцуют то с деревянными ружьями то с деревянными бензопилами.

Нарядные женщины танцуют и поют..


В перерыве на накамал выносят местную еду лаплап, и распределяют между зрителями. Лаплап - это мясо, приготовленное в листьях на углях.

Карго культ "Джон Фрум"

Aйзек Ван произносит торжественную речь. После чего танцы продолжаются.


В деревне Джона Фрума - Иисуса радиционно по средам под укулели и гитару поют песни про Джона фрума и его "апостола" Джонни Ковбоя. Поют, надо сказать, замечательно. По океанийски позитивно.

Женщины танцуют

Крохотные островные религии, создавшиеся вокруг бывших военных аэродромов и баз, в науке принято называть «карго-культы». От английского "cargo", что означает "груз".

Карго-культы были обнаружены на большинстве удалённых островов Тихого океана и не только там.

На большинстве!!!

Вывод напрашивается сам собой:
человеку свойственно обожествлять всё, что сегодня ему представляется сверхъестественным...
  • Вам ничего не напоминают эти действия туземцев, кажущиеся для цивилизованного человека смешными?
  • Вы думаете, мы с вами прошли тот этап развития социума, на котором принято бояться-верить-поклоняться?
  • Вы в церковь (храм, костёл, синагогу, мечеть) давно ходили?
Думаю, что у туземцев есть даже термины, похожие на наши для объяснения всего непонятного. Что-то вроде нашего "бог", "божья благодать" или "таинство божие".

Поклоняются...самолетам





Культ карго — религия самолетопоклонников