Страницы

Смерть зовущая


Художник Naomi Knight-Chan

В каждом существе, включая человека, присутствует инстинкт самосохранения. Однако бывают случаи, когда этот инстинкт не срабатывает, и живое существо стремится к смерти...

 Синдром Вертера, или Смерть из подражания

Гете «Страдания юного Вертера»
 После выхода в свет сентиментального романа Гете «Страдания юного Вертера» в конце XVIII века многие молодые люди, потерпевшие фиаско на любовном фронте, в подражание главному герою совершали акт самоубийства, стреляя себе в голову. Бестселлер имел небывалый успех - молодые люди одевались как Вертер, вели себя как Вертер и говорили как Вертер. Четверть века спустя Наполеон Бонапарт, обеспокоенный нескончаемой чередой самоубийств у себя в армии, даже запретил чтение этого романа.

Большинство современников Гете искренне полагали, что писатель совершил непростительную ошибку, внушив молодежи гибельную мысль. Пик самоубийств в подражание Вертеру закончился только с началом XIX века. Но и в последующие годы мода на суицид неоднократно возобновлялась. Поводом к этому служила добровольная смерть кого-либо из знаменитостей, причем их поклонники, пожелавшие отправиться вслед за ними на тот свет, использовали именно тот способ сведения счетов с жизнью, что и кумир.

Волна подражаний в России того времени была вызвана выходом в свет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня сводит счеты с жизнью, страдая от несчастной любви. Она бросается в пруд. Поскольку место этого печального события было указано писателем точно - Лисин пруд вблизи Симонова монастыря в Подмосковье, - вся история воспринималась как подлинная. Именно Лисин пруд и стал традиционным местом, куда приходили топиться все девицы, разочаровавшиеся в любви. Пруд вскоре переименовали в Лизин пруд, а кора окружающих его деревьев была изрезана надписями несчастных любовников, которые не нашли в себе силы для самоубийства, но реализовали эту потребность эпистолярным способом.

Негативная информация

 Известно, что феномен Вертера в последующие годы повторялся, но уже в новых вариациях. Многие молодые американки, последовав примеру Мэрилин Монро, пытались покончить жизнь самоубийством, приняв лошадиную дозу снотворного. Копировали самоубийства не только кумиров, но и вполне обыкновенных людей. Примером является настоящая эпидемия очень мучительных способов самоубиения посредством питья уксусной кислоты, распространившаяся в начале XX века по всей Европе. Ученые считают, что подражательные самоубийства чаще всего встречаются среди молодых людей и девиц, подверженных групповому конформизму, с неустойчивой психикой.

Этот феномен был детально изучен во второй половине XX века американским социологом Д. Филипсом. Им было установлено, что широкое освещение случаев самоубийств по телевидению и в печати действует как реклама, после которого частота суицидов значительно возрастает. Более того, увеличивается и количество несчастных случаев со смертельным исходом, что поначалу было совсем уж непонятно. Казалось бы, что может быть общего между суицидом и гибелью, например, в автокатастрофе?

Д. Филипс установил, что не столько сам факт самоубийства влияет на сознание людей, сколько масштабные сообщения о нем. Аварии и несчастные случаи со стабильным постоянством происходили именно в тех регионах, где эпизоды завершенных суицидов становились известными населению. Ученый сделал вывод: навязчивые сообщения в прессе о случаях наложения на себя рук вызывают подсознательное желание подражания у всех тех, кто имел хотя бы незначительные недовольства жизнью. Д. Филипс пришел к заключению, что несчастные случаи - это тоже специфический вид самоуничтожения, когда человек стремится к смерти подсознательно.

Им установлено, что наибольший риск попасть в аварию или погибнуть во время авиакатастрофы возникает после трех-четырех суток со времени сообщения. Примерно через семь дней вновь возникает опасность подобных несчастных случаев. И только через десять дней синдром Вертера теряет силу.

Поскольку запретить прессе сообщать о самоубийствах в условиях демократического государства не представляется возможным, психологи рекомендуют после каждой такой новости быть особо внимательным в своем поведении. В дни риска, пока это не забудется, нужно быть осторожным за рулем автомобиля, не совершать воздушных путешествий, избегать рискованных поездок и экстремальных видов спорта. Идеальным было бы вообще не читать газет, не смотреть телевизор и сидеть дома, не выходя на улицу, но в современных условиях это почти невозможно.

Программа самоуничтожения

Психологи считают, что такая программа заложена в каждой живой твари. Впервые об этом заявил отец психоанализа Зигмунд Фрейд, назвав эту исподволь действующую тенденцию «инстинктом смерти». У животных она включается, когда резкий рост численности особей одного вида угрожает гибелью всему сообществу вследствие нехватки корма. Считается, что именно «зов смерти» и объясняет массовые самоубийства дельфинов, выбрасывающихся на берег, и леммингов, тысячами бросающихся в воду. Такой «зов смерти» имеется и у особей с физическими дефектами, которые уходят из стаи, чтобы сохранить выживаемость вида. В немалой степени это относится и к людям.

В этом случае программу самоуничтожения могут запустить климатические аномалии, нарушения экологии, социальные и личные потрясения, а также различного рода девиантные учения и секты, романтизирующие и приветствующие смерть. Примером последнего является массовое самоубийство членов секты «Храм народов» 18 ноября 1978 года, когда в джунглях Гайаны добровольно покончили с собой почти 1000 человек, среди которых были и 270 детей, которые вряд ли сделали это добровольно. Причиной явился религиозный фанатизм членов этой «коммуны» с беспрекословной верой своему лидеру Джиму Джонсу, инициировавшему этот беспрецедентный массовый суицид.

Романтизация ухода


Художник Seamus Conley
В прошлые годы тема смерти у нас была под запретом. Со снятием табу на тему смерти и рассуждений о ней, маятник качнулся в обратную сторону. Люди стали не только интересоваться предметом смерти и тем, что лежит за ней, но и активно использовать заупокойную символику как средство украшения и развлечения. Она сегодня повсюду: на многочисленных кулонах, перстнях, шляпках, маечках и банданах, на татуировках с изображением костяков и «веселого Роджера» и в праздновании кельтского Хеллоуина с карнавальными костюмами «забавных» скелетов. 

Не обошла эта мода и младшее поколение: детишек развлекают страшилки типа мультика «Воины-скелеты» или детского йогурта «Скелетоны». 

 Готы - субкультура, романтизирующая смерть. 

Несмотря на название, она не имеет ничего общего ни со средневековым германским племенем, ни с архитектурой европейских соборов. 
 

Некрофильные тенденции и подчеркнуто мрачное, депрессивное понимание действительности у готов распространяется не только на окружение, одежду и макияж, но и на самих себя - сколько молодых людей уже покончили с собой, отравленные этой идеологией...

Вся беда заключается в том, что в последние годы люди стали более чувствительными, и программа самоуничтожения активируется не только от моды или пропаганды, но и от малейших ударов судьбы. Однако были времена, когда такая программа отсутствовала полностью.

По причине невостребованности и ничегонеделания многие люди не живут долго. Вынужденная праздность с отсутствием физической и психической активности приводит их к скорой смерти от различных, чаще всего внутренних, причин. Следовательно, любой труд - это единственная защита от унылого «зова смерти».