Страницы

Великая Стена. Иерушалаим

У израильтян есть шутка, что в Иерусалиме с Богом общаются по местному тарифу.
Знаменитая Стена Плача или Западная Стена – великий памятник архитектуры, одна из главных святынь иудаизма и земли иерусалимской. Ежедневно Стену Плача в Иерусалиме посещают тысячи туристов и паломников со всего мира. Каждый из них считает своим долгом вознести молитву, оставить записку с пожеланием в щелях Стены. 


Среди паломников много официальных лиц: Президенты стран, чиновники всех рангов, знаменитости. Почти 2000 лет Западная Стена у Храмовой Горы в Иерусалиме является величайшей загадкой.

Папа Франциск прислонился лбом к холодному бетону стены, которая разделяет Израиль и западный берег реки Иордан со времен второй интифады в начале 2000-х годов. Он молча молится, а его, казалось бы, спокойное лицо несло на себе груз печали всех палестинцев. Этот впечатляющий и в то же время политический жест был воспринят как таковой всеми присутствовавшими сторонами.

Западная Стена вошла в историю Иерусалима как уцелевшая часть Второго Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами в 70-м году нашей эры. 

Второй Храм: Храм Зоровавеля (516 — 20 до н. э.)
Существует несколько легенд о происхождении Стены. Одна из наиболее известных гласит о том, что Храм был построен по приказу иудейского царя Соломона, в честь иудейского Б-га, хранящего мир на земле и защищающего все народы мира.

Святослав Рерих. Царь Соломон. 1923. Картон, гуашь.
По задумке Соломона Храм должен был стать самым красивым и прочным сооружением в мире. В ночь перед началом строительства Соломону явился ангел и велел поручить возведение Храма не наемным рабочим, а народу. Так, чтобы и богатый, и бедный, и старый, и молодой – каждый мог внести свой вклад по возможностям.

Утром призвал Соломон народ и огласил свою волю:
«Народ израилев! Богатые и бедные, министры и священнослужители, офицеры и их помощники! – воззвал он. – Я хочу построить дом для еврейского Бога; роскошный Храм, большой и красивый, как и подобает Богу мира. Сейчас я брошу жребий для каждого из вас; и все будут строить свою часть. Так мы и построим Храм, Храм для всех».
Царь Соломон поделил строительство Храма на 4 равных части, между 4-мя сторонами света.  И поручил строительство каждой стороны разным сословиям: богатым – Восточную, государственным деятелям – Северную, священнослужителям – Южную, а простолюдинам – Западную.

Состоятельные сословия с большим энтузиазмом взялись за работу и наняли лучших строителей, только бедные люди строили сами, привлекая жен и детей, тяжело трудились. Первыми свою часть Храма построили богатые, затем министры и священнослужители, и только простолюдины последними достраивали Западную стену.

А по окончанию строительства случилось чудо: спустился на Храм дух Б-жий и благословил труд бедняков: «Дорог мне труд простых людей, и на него снизойдет мое благословение».

Прошло много лет, Храм был разрушен врагами, а уцелела лишь Западная стена – спустился к ней ангел, закрыл ее крыльями от разрушения и произнес: «Западная Стена – труд бедного люда, ее не коснется разрушение…».

… Прошли сотни лет, а Западная стена Храма и нынче нерушима, словно символ любви создателя к каждому из нас.

Жизнь Стены сегодня

С тех самых пор, когда был разрушен Храм, иудеи всего мира считают это место святым, оплакивают его, и возносят прошения к Б-гу. Помимо устных молитв, принято оставлять записку с просьбой в пустотах, между камнями стены. Считается, что любое желание, оставленное в Стене Плача, будет услышано Всевышним и будет исполнено.

Еврейский квартал производит впечатление наиболее приличного квартала старого города. Идеальная чистота и порядок, упорядоченная торговля, минимум бардака, свойственного, например, арабскому участку.
Здесь много синагог, отражающих разнообразие течений иудаизма.
Старый Иерусалим довольно маленький, весь город можно пройти пешком минут за 15-20. А вот и Стена Плача. Большая часть (слева) отведена мужчинам, женщины собираются справа:
Молясь, евреи характерно раскачиваются в такт. Большинство читает молитвы про себя, но некоторые вполголоса. Иногда читает один, остальные ему вторят:

То́ра в ашкеназском произношении: То́йро, Тэ́йро — в широком смысле, совокупность иудейского традиционного религиозного закона.
Одна из традиций — написание записок, которые оставляют в трещинах Стены Плача. Форма произвольная, содержание вряд ли отличается разнообразием — самые важные желания у всех примерно одни и те же...
Здесь не только плачут. Молодые хасиды напевают нигуны (характерные медитативные мелодии, часто без слов), сюда приходят празднующие всякие события, иудейские праздники:
Почти все трещины стены забиты записками на всех возможных языках планеты.


Что поначалу поражает, так это отсутсвие единого этнического типа, хоть какой-то внешней схожести. Марокканцы, йеменские евреи, выходцы из стран бывшего «Союза», местные сабры, негры, китайцы - кого здесь только нет. Но есть и "униформа". Детали её легко подскажут принадлежность к той или иной религиозной группе, но издалека "по уставу прикинутый" иудей выглядит так. 

Длинные завитые пряди на висках - пейсы - отличают ортодоксов. Традиция связана с Торой, одна из заповедей запрещает сбривать волосы, растущие на висках. Понять это невозможно, надо просто запомнить.
У каждого направления (литваки, модернисты, хасиды и множество их разновидностей, религиозные сионисты) свои тонкости в одежде, свой устав, который соблюдается ревностно (см. тему Еврейские шляпы).

"Антенна для связи с Богом" называется тфилин. Две специальных коробочки из кожи - одна крепится на голове, вторая на бицепсе левой руки, у сердца - содержат фрагменты Торы, ремешок из кожи тоже завязывается на руке и вокруг пальца строго по уставу.

Витражи главной иерусалимской синагоги. Здесь обычно нет свойственной христианским храмам роскоши и золота - все довольно скромно и строго. Но витражи - это просто чудо!