Страницы

Еж Соник, хулиганская выходка и японские самураи

                           Три научных названия и их истории



Наука — штука строгая, логичная, и поэтому многим кажется скучной. Однако если покопаться в научной номенклатуре, можно обнаружить массу интересного: от хулиганских выходок известных ученых до легенд древних японцев.

Еж Соник

Еж Соник, он же Sonic the Hedgehog, — известный персонаж одноименной компьютерной игры компании Sega. Свое имя он получил потому что по сюжету игры способен передвигаться со сверхзвуковой скоростью.

Поэтому довольно странно читать на сайте Национального института здоровья США: 
«Еж Соник необходим для клеточного роста, специализации клеток и развития нормальной формы тела». 
Можно подумать, что для нормального развития стоит побольше играть в компьютерные игры. Но нет, в данном случае речь идет о белке SHH — sonic hedgehog — и гене, который его кодирует (по ссылке можно посмотреть, что бывает, если с геном «еж Соник» что-то пошло не так, но зрелище не для слабонервных).

Казалось бы, при чем тут еж Соник? У млекопитающих встречаются три варианта этого гена: «пустынный еж» (DHH), «индийский еж» (IHH) и «еж Соник» (SHH). 

Впервые «родственника» этих генов нашли у мушек-дрозофил. Глядя на то, как скрючивались личинки мух, у которых мутировал вариант гена, Кристиана Нюсляйн-Фольхард и Эрик Вишаус (впоследствии — лауреаты Нобелевской премии за исследования эмбрионального развития) назвали ген «ежом».

Варианты гена, которые встречаются у млекопитающих, были обнаружены позже. В частности, «еж Соник» был получен в лаборатории Клиффорда Табина в Медицинской школе Гарварда. Изначально ген, как и другие его варианты, планировалось назвать «европейским ежом» в честь реального вида ежей. Но постдок Боб Ридли, который, собственно, проводил исследование, попросил, чтобы имя поменяли на «ежа Соника», которого он увидел в книжке с комиксами у своей шестилетней дочери. Он аргументировал это тем, что лаборатория Табина имела репутацию шумной компании, а сам он был гитаристом.

Коллегам имя не понравилось, но ген «ежом Соником» все равно назвали. Выход статьи в научном журнале об этом открытии совпал с началом рекламной кампании Sega, которая стала продвигать игру Sonic the Hedgehog в Америке. В результате Клиффорду Табину однажды позвонил глубоко потрясенный коллега: побывав в Макдональдсе и увидев игрушку ежа Соника в набора «Хэппи Мил», он был уверен, что она названа в честь недавно открытого гена.

Когда значение гена в развитии человека было вполне осознано, медики попытались переименовать «ежа Соника» и некоторые другие странно названные гены. Все-таки им приходится общаться с пациентами и хочется выглядеть перед ними солидно, а не сыпать дурацкими названиями. Но «еж Соник» устоял и по-прежнему так называется.

Ей-богу, медь!


Гленн Сиборг настраивает счетчик Гейгера.
Фото: Berkeley Lab / Flickr

Плутоний-238 открыли в Калифорнийском университете в Беркли под руководством Гленна Сиборга в конце 1940 года, а его куда более интересный с точки зрения получения атомной энергии изотоп, плутоний-239, — спустя несколько месяцев, в 1941 году. А в следующему году Сиборг перебрался в Чикаго, где присоединился к проекту по созданию атомной бомбы.

Время было военное, а проект секретный, поэтому новый элемент никто плутонием не называл, его звали просто «медь». Правда, из-за этого возникала путаница, когда кому-то действительно требовалась обычная медь. Ее приходилось называть «ей-богу медь». Свое открытие Сиборг опубликовал лишь после войны, и тогда плутоний официально появился в периодической системе элементов.

Правда, под странной аббревиатурой. С одной стороны, название следовало традиции называть элементы в честь планет, как нептуний, также открытый Сиборгом и его коллегами. Правда, было бы логично обозначить его буквами Pl, но почему-то в таблице он значится, как Pu. Куда же пропала буква l?

Авторы статьи, опубликованной в журнале Los Alamos Science, полагают, что за пропажей буквы кроется штука Сиборга. «Pu» по звучанию похоже на «Pee-yoo!» — так англоязычные дети восклицают, когда чувствуют, что что-то дурно пахнет. Сиборг ожидал, что хулиганское обозначение элемента будет раскритиковано в пух и прах, но никто не сказал ему ни слова.

Призраки самураев


Минамото-но Ёсицунэ защищается от духов клана Тайра.
Ксилография Утагавы Куниёси, 1853 г.

Японская «Повесть о доме Тайра» рассказывает о борьбе двух кланов — Тайра и Минамото. Для Тайра она закончилась плохо: в 1185 году последние представители клана были уничтожены противником в бухте Дан-но-ура.

Однако, как гласит легенда, на самом деле Тайра превратились в крабов и до сих пор живут на дне морском.

У этой легенды есть изящное биологическое объяснение. Как считал английский эволюционист Джулиан Хаксли, те, кто эту легенду рассказывал, сами и послужили причиной появления столь подозрительно похожих на самураев крабов. Поколения японских рыбаков, вылавливая крабов, выбрасывали обратно в море тех, чей панцирь был похож на человеческое лицо, а тех, что выглядели не столь впечатляюще, с чистой совестью ели, таким образом осуществляя их искусственный отбор.

Правда, Джоэля Мартина, начальника отдела исследований беспозвоночных и куратора отдела ракообразных в Лос-Анджелесском музей естествознания, не устраивает и эта, на вид вполне научная версия. Он отмечает, что изгибы крабьего панциря несут не только и не столько декоративную функцию: борозды — это места прикрепления мускулов к панцирю, а под выпуклостями скрываются внутренние органы. И характерный рисунок, напоминающий человеческое лицо, встречается у многих крабов семейства Dorippidae, к которым относятся крабы-самураи, и их родственников, даже у тех, которые живут далеко от Японии.





Панцирь краба напоминает самурайскую маску,
неудивительно, что молва связала их с историей гибели Тайра.

Например, Paradorippegranulata встречается и у берегов Китая, что не мешает ему тоже быть похожим на самурая, а Corystes cassivelaunus живет вообще совсем в другой стороне — у берегов Португалии и Норвегии, а также в Средиземном море, а панцирь его все равно слегка напоминает человеческое лицо.

Наконец, крабы-самураи, Heikeopsis japonica, настолько мелкие, что рыбаки выбрасывают их обратно в море вне зависимости от того, похож у них панцирь на маску самурая или не очень. Крабики размером около трех сантиметров в поперечнике просто не стоят возни. Но имя им биологи в 1900 году дали все-таки в честь клана Тайра, который также известен под именем Хэйкэ.

«Чердак»