Страницы

Эмоциональные оттенки звучания слов


Взаимосвязь значения слова и тех букв и слогов, из которых оно состоит, обычно рассматривается как случайная, произвольная. Имеется в виду, что смысл слов обычно зависит от их словарных значений и от эмоционального тона говорящего. Если отбросить то и другое, и оставить только фонемы и те буквы, которыми они передаются при письме, они будут практически бессмысленными. Ну, по крайней мере, раньше так считалось.

Однако, недавно появилось новое исследование, в котором предлагается новый подход к этой проблеме. Блейк Майерс-Шульц и его коллеги показали, что звуковые изменения при переходе от одной фонемы в слове к другой могут сами по себе обладать неким эмоциональным смыслом, который является относительно не зависимым от значения слова или интонаций.

Речь человека устроена так, что звуки, соответствующие отдельным фонемам, производятся на разной частоте. Майерс-Шульц и его команда сосредоточили свои исследования на тех изменения основного тона голоса (формантах), которые происходят при произнесении бессмысленных псевдослов. Так, ученые сформировали два списка трехсложных псевдослов: в первом списке были такие псевдослова, в которых первый слог произносится более низким основным тоном, а второй – более высоким (например, БУПАБА, ПАФАБИ, МИПАБА), а во втором списке смена формант шла в обратную сторону: от более высоких к более низким (ДУГАДА, ТАТОКУ, ГАДИГУ). По другим звуковым характеристикам – количеству назальных и взрывных согласных, интонации и громкости – все псевдослова были уравнены.

В исследовании приняли участие 32 взрослых испытуемых, которым на экране предъявлялись пары этих бессмысленных псевдослов, составленные так, чтобы в пару входило по одному слову из каждого списка. Одновременно со словами испытуемым показывали две картинки – одну положительно эмоционально окрашенную, другую – окрашенную негативно. Например, это мог быть симпатичный щенок и агрессивная взрослая собака. Задачей испытуемых было сопоставить псевдослова с картинками так, как им казалось более точным. Результаты показали, что в 80% проб псевдослова со сменой более низкой форманты на более высокую соотносилось с приятной картинкой, а смена высокой форманты на низкую – с негативной.

Во второй серии исследования 20 других испытуемых выполняли то же задание, но слова предъявлялись не написанными на экране, а проговаривались с помощью синтезатора речи. В этом случае псевдослова с переходом низкий/высокий тон сопоставлялись с положительными картинками в 65% случаев, что все еще намного больше случайного уровня в 50%.

Полученные результаты позволяют предположить, что последовательности фонем, из которых складываются слова, обладают внутренним эмоциональным смыслом, который относительно независим от значения слова или тона, которым его произносят. Этот эмоциональный смысл передается исключительно акустическими свойствами слова, выраженными в смене фонем.

Выводы из этого исследования могут быть весьма полезными в практическом смысле, в частности, в целях маркетинга и PR, поскольку некоторые сочетания звуков вызывают у воспринимающего положительные эмоции, а другие – отрицательные. Даже в литературе или кино, когда писатели или режиссеры придумывают имена для главных героев, они должны учитывать их звучание. Так, авторы исследования говорят: «Дарт Вейдер звучит гораздо лучше, чем Барт Вейбер».

          Литература:

  • Myers-Schulz B, Pujara M, Wolf RC and Koenigs M (2013). Inherent emotional quality of human speech sounds. Cognition and emotion, 27 (6), 1105-13 PMID: 23286242