Прага |
Историк Сергей Цветков с удивительной историей почти тысячелетних взаимоотношений пражских попрошаек и государства. Нищих пытались искоренять, сортировали и продавали в рабство, запрещали одни позы для попрошайничества и навязывали другие. А сегодня нищие — почти полноценная часть комплекса пражских достопримечательностей.
Нищие — это «живая
достопримечательность» Праги последнего тысячелетия.
Нищенство не радует глаз
правителя. Многие чешские государи пытались покончить с этим позорным явлением.
Однако попытки эти всегда кончались провалом.
Князь Болеслав III, правивший в
начале XI века, ненавидел нищих-попрошаек. Говорили, что когда он был еще отроком,
какой-то бродяга предсказал ему различные несчастья, и многие из этих
пророчеств впоследствии сбылись.
Правда это или нет, неизвестно,
но только Болеслав весьма ретиво принялся за дело искоренения нищенства. По его
приказу нищих ловили и сортировали: молодых и здоровых отправляли на каторжные
работы в каменоломни, а старых и слабых вешали. Однако ко времени кончины
самого Болеслава нищих в Праге почему-то меньше не стало. Пражане давали нищим
милостыню «ради Бога», или из суеверия, полагая, что нищие многое могут,
особенно бабки.
Прага |
В 1558 году отцы города
распорядились, что в Праге могут просить милостыню только коренные жители
чешской столицы. Иногороднего попрошайку, который будет заниматься своим делом
в Праге, положено было сначала пороть плеткой, а после вывести из города; если
же он вернется, то отрубить ему правую руку.
Попрошайкам-провинциалам пришлось
заниматься своим ремеслом «в подполье». Они освободили места в центре города
пражанам, и сами переехали в пивные, где их даже приветствовали, правда только
при условии, что вся полученная милостыня будет тут же потрачена на выпивку.
В 1571 году император Максимилиан
II решил не просто очистить Прагу от побирушек, но еще и заработать на этом
деле, продав всех нищих Венецианской республике, которая в то время остро
нуждалась в рабочих руках.
Венеция охотно пошла на эту
сделку. Весной 1572 года в Прагу прибыл отряд венецианцев с целью наловить
первую партию «живого товара». Как только об этом стало известно, перепуганные
нищие попрятались в заброшенных домах и даже в колодцах. Добычей венецианцев
стали лишь полсотни пьянчужек, валявшихся на улицах. Но и они наутро
протрезвели и взбунтовались. Вскоре на помощь к ним явилась вся многотысячная
нищая братия Праги, вооруженная всяким дубьем. Недолгое сражение закончилось
поголовным истреблением венецианского отряда. А попрошайки мигом вновь
растворились в пражских трущобах.
В 1599 году нищим было приказано,
чтобы они выбирали себе бургомистров, которые бы ими управляли и не допускали
им вести себя по своей воле.
С тех пор власти еще не раз
пытались покончить с попрошайничеством на улицах Праги. В 1871 году, был принят
новый закон о попрошайничестве. который запрещал попрошайкам изображать из себя
калек или тяжело больных, а также запрещал использовать для попрошайничества
детей. Австрийский закон «О бродяжничестве», появившийся в самом конце XIX
века, наказывал попрошаек и бродяг тюремным заключением сроком от двух недель
до одного месяца.
В начале ХХ века власти
независимой Чехословакии предприняли новую атаку на пражских нищих. С 1926 года
проводился регулярный учет попрошаек. По данным 1932 года, в списке состояло
260 нищих, большинство из которых были профессиональными попрошайками. В 1933
году число нищих возросло до 804 человек, а годом спустя их было уже 2851
человек (мировой кризис, однако). В указанном списке неучтенными остались
нищие, промышлявшие попрошайничеством по домам горожан, поскольку их было
сложно вычислить и задержать.
В том же 1934 году из Праги было
принудительно выселено 2613 человек: в сопровождении полицейского каждый из них
отправлялся к месту предписанного поселения.
Но все было тщетно. Как заявил в
1922 году журналистам один профессиональный нищий: «От нас не избавиться. Мы
неистребимое племя».
Что ж, наверное, так оно и есть.
P.S:
В 1990-х годах почти четверть
нищих в Праге составляли румынские цыгане и болгары. Но с 2005 года аборигены
почти полностью вытеснили их из чешской столицы.
Далее предлагаю Вашему вниманию
интересный отрывок из социологического исследования современных нищих в Праге
(М. Л. Бутовская, М. А. Ванчатова. Нищие как городская субкультура:
устойчивость взаимоотношений нищих и общества в исторической перспективе //
Этнографическое обозрение, 2007 № 03):
Нищие чешской национальности
преимущественно просят милостыню в одном месте. Только некоторые ходят по
улицам, обращаясь за помощью к прохожим. Они стараются не привлекать к себе
внимание и просят милостыню избирательно (например, обращаются чаще к женщинам
среднего возраста). К этой группе лиц относятся опрятно одетые старушки
интеллигентного вида. Помимо «классических нищих», сидящих на тротуаре, мы
отмечали две другие группы нищих. Первая — это молодые люди-наркоманы (по
информации социальных работников). Вторая группа нищих выдает себя за
глухонемых и попрошайничает в кафе и ресторанах.
У большинства нищих одежда была
грязной и плохого качества (71,88%). На этом фоне отчетливо выделялись слепые
нищие (они всегда были чисто одеты, и сама одежда у них была хорошего
качества). К этой же группе относились люди, играющие на музыкальных
инструментах.
Опросы показали, что большинство
нищих не являются бездомными, а проживают в квартирах. Основная причина попрошайничества
— нехватка средств к существованию: недостаточные размеры пенсий и пособий по
инвалидности, потеря работы.
Примерно треть нищих в Праге
просит милостыню активно: останавливает прохожих, производит нехитрые шоу, поет
и играет. В некоторых случаях эффект достигается за счет несуразных, откровенно
бессмысленных действий (например, ужение рыбы через решетку водостока).
Остальные пассивно ждут подаяния: из них 38% просили стоя, около 60% — сидя и
0,5% — лежа. Соответственно варьируют и стратегии сбора милостыни: 50,77% всех
нищих имели при себе стаканчик для денег, 44,62% протягивали руку. Активно
обращались с устными просьбами 1,54% нищих, а 3,08% имели при себе табличку с
письменным обращением. В последние несколько лет нищие с успехом стали применять
новую позу при сборе подаяний (стоя на коленях и упираясь лбом в ладони). При
такой крайне неудобной позе от глаз прохожих практически полностью скрыто лицо
нищего, обличающее в нем хронического алкоголика.
Нищие Праги |
"Успешность" нищенства
мы оценивали по времени, необходимому одному нищему для того, чтобы ему подало
15 человек. В 1999-2001 гг. оно в среднем составляло 52 мин. 18 сек.
Минимальное время сбора 15 подаяний равнялось 7 мин., а максимальное — 146 мин.
В целом успех нищего зависел от того, являлся ли он инвалидом или нет, причем
самыми удачливыми были слепые обоего пола. Чаще всего люди подавали деньги в
метро, где интервал между прибытием поездов составляет примерно 4 мин.
В апреле 2000 г. муниципалитет
принял постановление, запрещающее просить милостыню практически во всем центре
Праги (где больше всего туристов), было запрещено просить милостыню у музеев,
на трамвайных остановках и около них, а также в метро. Разрешенные места для
нищих ограничены: это окрестности костела или пражские окраины.
Сергей Цветков, историк