Страницы

Гомеопатия, шарлатанство и мошенничество

 
 Гомеопатические "лекарства" занимают уникальное место на рынке медицинских услуг: Они - единственная категория шарлатанских изделий, легально продаваемых как лекарства. Эта ситуация - следствие двух обстоятельств. Во-первых, в 1938 году один сенатор, бывший по совместительству гомеопатическим врачом, протащил через Конгресс Федеральный Акт о пищевых продуктах, лекарственных и косметических средствах, признающий лекарством все средства, включенные в Гомеопатическую Фармакопею Соединенных Штатов. Во-вторых, FDA не применила к гомеопатическим препаратам те же самые стандарты, что и к другим лекарствам. Сегодня они выставлены на продажу в продуктовых магазинах, в аптеках, в медицинских офисах, у MLM распространителей, продаются по почте и через интернет.


Основные заблуждения

Самуил Ганеман (1755-1843), немецкий врач, сформулировал основные принципы гомеопатии в конце 18 века. Ганемана вполне оправданно беспокоила практика кровопусканий, постановки пиявок, чисток и других, широко распространенных в то время медицинских процедур, которые приносили гораздо больше вреда, чем пользы. Размышляя о том, что эти процедуры имели цель "сбалансировать телесные жидкости противоположными эффектами, он разработал свой "закон подобия" - понятие о том, что болезненные проявления могут быть излечены ничтожно малыми количествами веществ, которые производят подобные проявления в здоровых людях, если принимаются в больших количествах. Слово "гомеопатия" получено из греческих слов homoios (подобный) и pathos (страдание, болезнь).

Ганеман и его ближайшие последователи провели "подтверждающие" гипотезу экперименты, в которых они давали растительные, минеральные и другие вещества здоровым людям, в том числе принимали их сами, и записали детальные отчеты о своих наблюдениях. Позже эти отчеты были собраны в длинные справочники, названные materia medica, которые используются для нахождения соответствия симптомов заболевания с "соответствующим" лекарством.

Ганеман объявил, что болезни представляют собой нарушение способности организма исцелять себя и, что только слабый сигнал необходим, чтобы стимулировать лечебный процесс. Он также утверждал, что хронические болезни являются проявлениями подавленного зуда (псориаз), своего рода миазмом или злым духом. Сначала он использовал малые дозы только уже используемых в практике лекарств. Но, позднее он стал использовать гигантские их разведения и пришел к выводу, что чем меньше доза, тем более мощный эффект - понятие, обычно упоминаемое как "закон бесконечно малых величин". Выводу, противоположному наблюдаемой в этих экспериметах фармакологами прямой зависимости реакции от дозы.

Основанием для включения в Гомеопатическую Фармакопею служит не современное научное испытание, а гомеопатические "доказывания", проводившиеся в течение 19-го и начале 20-го века. Последнее (девятое) издание описывает более тысячи веществ, подготовленных к гомеопатическому применению. Оно не идентифицирует симптомы или болезни, для которых гомеопатические вещества должны использоваться - все это решает практикующий гомеопат (или фирма - изготовитель). Тот факт, что вещества, перечисленные в Гомеопатической Фармакопее, легально признаются "лекарствами", не подразумевает, что или закон или FDA признает их эффективность.

Поскольку гомеопатические средства фактически стали менее опасны, чем средства классической медицины девятнадцатого века, многие врачи начали их использовать. На начало двадцатого столетия гомеопатия имела приблизительно 14000 практикующих врачей и 22 школы в Соединенных Штатах. Однако, поскольку медицинская наука и медицинское образование развивались, гомеопатия была быстро отвергнута в Америке, где ее школы либо закрылись, либо стали преподавать современные методы медицины. Последняя чисто гомеопатическая школа в этой стране была закрыта в 20-е годы прошлого века.

Многие гомеопаты считают, что люди имеют специальное подобие к специфическому средству (их "конституционному средству") и проявляют это подобие рядом болезней. Такие средства могут быть предписаны согласно "конституционному типу" человека - названию, появившемуся по аналогии с астрологическим типом. "Тип Ignatia", например, должен быть, легко возбуждимым, склонным к слезливости и ненавидящим табачный дым. Типичная "Pulsatilla" - молодая женщина, блондинка или со светло-каштановыми волосами, синими глазами, хрупкого телосложения, которая нежна, напугана, романтична, эмоциональна, дружелюбна, но застенчива. "Тип Nux Vomica (рвотный орех)", как считают, активен, агрессивен, честолюбив и гиперактивен. "Тип Сера" должен быть независимым. И так далее. Похоже все это на рациональное основание для диагноза и лечения?

"Лекарственные средства" - плацебо

Гомеопатические лекарства сделаны из минеральных или растительных веществ и нескольких иных источников. Если первоначальная субстанция растворима, одна часть растворяется в девяти или девяноста девяти частях дистиллированной воды и/или этилового спирта и энергично встряхивается; если нерастворима - мелко диспергируется и в порошкообразном виде смешивается в подобных пропорциях с порошковой лактозой. Одна часть растворенного препарата снова растворяется в основе, и процесс повторяется, пока желаемая концентрация не достигнута. Разведения от 1 до 10 обозначены Римской цифрой X (1X=1/10, 3X=1/1,000, 6X=1/1,000,000). Точно так же, разведения 1 на 100 обозначаются римским цифрами C (1C=1/100, 3C=1/1,000,000 и так далее). Большинство препаратов сегодня представлены разведениями от 6X до 30X, но и 30C или больше выставлены на продажу.

30X разведение означает, что первоначальное вещество было разбавлено в 1, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000 раз. Учитывая, что кубический сантиметр воды содержит, 15 капель, это число больше, чем число капель воды, которые заполнили бы емкость, превышающую в 50 раз размер Земли. Вообразите рассеяние капли красного красителя, равномерно распределенного в такой емкости. Гомеопатический "закон бесконечно малых величин" является эквивалентом высказывания, что любая капля воды, взятая из той емкости, будет обладать красным оттенком. Известный физик Роберт Л. Парк, председатель Американского Физического Общества, отмечал, что, так как наименьшее количество вещества в растворе - одна молекула, то для того, чтобы 30C-раствор имел, по крайней мере, одну молекулу первоначального вещества, растворенного в 1,000, 000,000, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000, 000,000, 000, 000, 000, 000 молекулах воды, потребовалась бы емкость больше, чем в 30, 000, 000, 000 раз превышающая размер Земли.


Oscillococcinum, 200C - вещество "для лечения простуд и гриппоподобных симптомов", включает "разведения", которые являются еще более неправдоподобными. Его "активный ингредиент" готовится культивированием малых количеств печени и сердца свежеубитой утки в течение 40 дней. Полученный раствор фильтруется, высушивается замораживанием, повторно насыщается водой, неоднократно растворяется и, наконец, импрегнируется в сахарные гранулы. Если бы одна молекула сердца или печени утки могла пережить такое разведение, его концентрация ее была бы 1 к 100200. Этот огромное число, которое имеет 400 нулей, является значительно большим, чем примерное число молекул во вселенной (1 со 100 нулями). 17 февраля, 1997 U.S. News & World Report отметил, что только одна утка ежегодно необходима, чтобы произвести препарат, который имел цену в $20 миллионов в 1996. Журнал назвал эту птичку-неудачника "$20-миллионной уткой".

В действительности, законы химии утверждают, что имеется предел разведению, которое может быть сделано без окончательной потери первоначального вещества. Этот предел, который связан с числом Авогадро, соответствует гомеопатическим мощностям 12C или 24X (1 часть в 1024). Сам Ганеман понял, что не имеется фактически никакой надежды, что даже одна молекула исходного вещества осталась бы после критических разведений. Но он поверил, что энергично встряхиваемое или измельченное в порошок вещество с каждым шагом разведения оставляет после себя позади "духоподобную" эссенцию, "невоспринимаемую более чувствами", которая способна лечить путем возвращения в тело "жизненной силы". Современные его сторонники утверждают, что даже, когда последняя молекула потеряна, "память" о веществе сохраняется. Это положение необоснованно. Кроме того, если это было так, каждое вещество, встречаемое молекулой воды, могло бы оставить след, который мог бы вызвать мощный (и непредсказуемый) лекарственный эффект у получившего ее человека.

Многие сторонники утверждают, что гомеопатические препараты походят на вакцины, потому что и те, и другие подают слабый инициирующий сигнал, который вызывает иммунную реакцию. Это сравнение неправильно. Количества активных ингредиентов в вакцинах намного большие и могут быть измерены. Кроме того, иммунизация ведет к появлению антител, чьи концентрации в крови могут быть измерены, но гомеопатические вещества с высоким разведением не производят никакую измеримую реакцию. Помимо этого, вакцины используются превентивно, не для лечения симптомов.

Стэн Поланский из общественного центра здравоохранения г. Эшвилл, Северная Каролина предложил дополнительные сравнения:
Представьте, сколько компонентов в количестве от одной молекулы, присутствует в каждой дозе гомеопатического препарата. Даже в условиях идеальной чистоты производства, атмосферная пыль должна нести тысячи различных молекул биологического происхождения, образующихся из локальных источников (бактерии, вирусы, грибки, капли выдыхаемой влаги, шелушащиеся кожные клетки, останки насекомых), также, как принесенных со стороны (пыльца, частицы почвы, продукты сгорания), наряду с минеральными частицами земного и ближайшего околоземного пространства (метеоритная пыль). Таким же образом "инертные" растворители, используемые в процессе должны иметь собственный набор микроскопических загрязняющих примесей.
Процесс разведения/потенциирования в гомеопатии представляет собой ступенчатое разведение, проводимое до фантастических пропорций, со встряхиванием или постукиванием по емкости между каждым разведением. В течение постепенного процесса разведения, препарат, находящийся на стадии подготовки, как предполагается, знает, которое из бесчисленных веществ в емкости является "Тем единственным", которое станет действующим в данном лекарстве. Как получается, что тысячи (миллионы?) химических соединений знают, что от них требуется только молча лежать во прахе вокруг того, кто предназначен Свыше к роли Целителя? По тому же неправдоподобному сценарию можно получать любые препараты, уникально подходящие для исцеления любых специфических болезней.

Поскольку защитники гомеопатии не способны обосновать реальную (неволшебную) технику для "потенцирования/разведения" единственной из множества сущностей в каждом из их препаратов, невозможно объяснить, из чего следует, что они правильно идентифицировали активные ингредиенты в их препаратах. Никакое описание гомеопатического медицинского средства не может серьезно рассматриваться, если оно не включает список всех веществ, присутствующих в любых концентрациях, равных или больших, чем подразумеваемый активный ингредиент на каждой ступени процесса разведения, наряду с объяснением для исключения каждого из них как главного действующего лица.

Не более специфичен и экпериментальный процесс наблюдения, на основании которого гомеопаты решают, который из симптомов соответствует какому-нибудь препарату. Эти опыты включают прием различных веществ, протоколирование каждого толчка, чиха, пука или зуда, который произошел позже - часто в течение нескольких дней. Последователи гомеопатии считают само собой разумеющимся, что каждое ощущение, сообщенное таким наблюдателем, было вызвано веществом, и что чрезвычайно разбавленные дозы того вещества, были бы самым правильным средством лечения любого пациента с теми же симптомами.

Как отметил доктор Парк, чтобы наверняка получить, что хотя бы одну молекулу "лекарственного" вещества находящегося в 30X пилюле, было бы необходимо взять приблизительно два миллиарда из них, которые составят приблизительно тысячу тонн без учета содержащихся в лактозе примесей.



Видео по теме:

Скептик Джеймс Рэнди принимает смертельную дозу гомеопатических снотворных таблеток, начиная горячий 18-минутный обвинительный акт иррациональным убеждениям.

Фонд Джеймса Рэнди занимается исследованием и проверкой фактов паранормальных явлений. Фонд выплатит один миллион долларов любому, кто продемонстрирует умение экстрасенсорного, паранормального или сверхъестественного характера в условиях лабораторного контроля.

Джеймс Рэнди: экстрасенсорное мошенничество





Гомеопатия - исследования Ричарда Докинза
(Отрывок из фильма Ричарда Докинза «Враги разума»)





Создатель самого массового общества борьбы с псевдонаукой рассказывает о блистательных выдумках шарлатанов и их полнейшем разоблачении

Почему люди видят Деву Марию на бутерброде или слышат демонический подтекст в "Лестнице в рай"?

Используя видео и музыку, скептик Майкл Шермер показывает, как люди верят несмотря на факты.

Майкл Шермер. Почему мы верим шарлатанам


Майкл Шермер утверждает, что человеческая тенденция верить в удивительные вещи - от похищения инопланетянами до лозы для поиска воды - сводится к двум основным бессознательным инстинктам самосохранения. Он объясняет, что они из себя представляют и как доводят нас до бед.
Майкл Шермер. Модель самообмана


Майкл Шермер — бывший христианский фундаменталист, директор «Общества скептиков» и издатель журнала «Скептик»

Комплект по обнаружению ерунды:
  1. Насколько надежен источник данного утверждения?
  2. Как часто источник выступает с данными утверждениями?
  3. Проверялось ли это утверждение кем-либо еще?
  4. Соответствует ли это тому как устроен мир?
  5. Пытался ли кто-то опровергнуть это утверждение?
  6. На что указывают более веские доказательства?
  7. Придерживается ли утверждающий правил научного метода исследования?
  8. Обеспечивается ли утверждение "положительными" доказательствами?
  9. Объясняет ли новая теория так же много явлений, как и старая теория?
  10. Влияют ли личные убеждения на сделанное утверждение?

Майкл Шермер — Признаки бредовой теории