Страницы

«Иди вперед, будь саркастичным»

Jan Steen, The crowned Speakers
Недавнее исследование американских ученых показало: сарказм развивает творческие способности участников общения
Лично я люблю сарказм. Когда этот приём попадает в нужные руки (на нужные языки, в нужные головы), он становится неповторимым инструментом обличения, уличения, бичевания, врачевания. Весельчаку Рабле он помог ударить по догматичной теологии и схоластике, Вольтеру – возвыситься над институтом церкви, Свифту – вскрыть подноготную Англии, да и вообще природы человека. И это не говоря о том, в какое смертельное орудие превратился сарказм под пером великого М. Е. Салтыкова-Щедрина, чья фантазия воспарила до выведения на сцену политической жизни России такого характерного персонажа, как Органчик… Есть и менее именитые саркастические личности, есть и вовсе никому не известные словотворцы, умеющие язвить по любому поводу и в любой ситуации. Да, наверное, вы знаете парочку таких. А может быть, даже ежедневно видите одного из них в зеркале. Обычно именно к ним относятся фразы типа «Ты что, самый умный?», «Не умничай», «Доумничаешься сейчас» и т. п.


Но ирония заключается в том, что эта интуитивно прослеживаемая связь между сарказмом и интеллектом только сейчас попала в поле внимания учёных. И первые выводы, к которым пришла группа исследователей из Гарвардского и Колумбийского университетов после серии экспериментов: существует связь между склонностью к сарказму и творческими способностями. Вот так, друзья. Как отметила профессор Джино из школы бизнеса Гарвардского университета:

Чтобы создать или декодировать саркастическое высказывание, и тот, кто выражает сарказм, и тот, кто воспринимает его, должны преодолеть противоречие (т.е. психологическую дистанцию) между буквальным и фактическим значением саркастического выражения (только подумайте: слышимая речь обрабатывается левым полушарием головного мозга, которое интерпретирует буквальный смысл слов; затем лобные доли и правое полушарие проверяют контент с точки зрения противоречий, эмоциональных и социальных смыслов; наконец, префронтальная кора головного мозга позволяет нам понять, является ли то, что мы услышали, сарказмом — работа, мягко говоря, не из лёгких.). Это процесс не может обойтись без включения абстрактного мышления, которое, в свою очередь, способствует творческому мышлению.

В то время как практикующие сарказм интуитивно были уверены, что подобная «умственная гимнастика» развивала когнитивные процессы, на деле до сих пор не было понятно, в каком направлении текла эта связь, как и не было ясно, что сарказм также провоцирует проявление креативности тех, кто воспринимает сарказм, не только продуцирует его.

Мы не только проследили причинно-следственные связи влияния сарказма на творчество и изучили относительные психологические затраты участников такого общения, мы также впервые продемонстрировали, какие когнитивные выгоды могут получить реципиенты саркастических речевых актов. Кроме того, в нашем исследовании впервые удалось доказать, что для минимизации психологических затрат при сохранении творческого потенциала, сарказм лучше использовать между людьми, которые имеют доверительные отношения, — говорит уже упомянутая Франческа Джино.

В серии исследований участники были распределены на группы, которые попадали в разные ситуации общения: саркастическую, искреннюю или нейтральную. В рамках моделируемых бесед испытуемые либо высказывали что-то саркастическое, либо получали саркастические или серьёзные ответы, либо участвовали в нейтральном обмене. Адам Галинский, профессор Колумбийского университета, прокомментировал это следующим образом:

Те, кто оказывался в ситуации саркастического общения, впоследствии лучше справлялись с творческими задачами, чем те, кто пообщался в искренней обстановке или нейтральной среде. Это подтверждает, что сарказм имеет потенциал для катализации творческих способностей каждого <…>. И хотя этого не было в фокусе нашего исследования, вполне вероятно, что творческие люди больше любят использовать сарказм, так как он является не следствием, а основой творческих способностей.

Конечно, использование сарказма на работе или в общении – дело достаточно рисковое. Этот стиль общения часто приводит к недоразумениям и путанице (в самых лёгких случаях). Но исследователи уверены: если использовать сарказм в общении с людьми, которым доверяешь, вероятность обид существенно снижается, оставляя при этом вероятность совместного творческого роста.

В то время как большинство предыдущих исследований, кажется, показывали, что сарказм наносит ущерб коммуникации, потому как этот приём ассоциируется с презрением, а не с искренностью, мы обнаружили, что в отличие от сарказма между сторонами, которые не доверяют друг другу, сарказм между частными лицами, находящимися в доверительных отношениях, не имеет столь негативных последствий.

Однако нужно учитывать, что использование в речи сарказма требует определенного уровня интеллекта от отправителя и «принимающего». Лицо, делающее саркастическое заявление, мыслит небуквально и умеет считывать социальные сигналы, которые помогают ему понять, способен ли человек, которому адресовано саркастическое сообщение, «получить его». Принимающий должен уметь считывать смысл сказанного – считывать тон, считывать мимику, осознавать, что под сказанным подразумевается противоположное и соответствующим образом реагировать. Это высокие интеллектуальные способности, требующие тонких социальных и интеллектуальных навыков. Вот почему сарказм в тексте или письме электронной почты так часто понимают неправильно, а сарказм, исходящий от посторонних, приводит к конфликтам: иногда не хватает дополнительных сигналов, чтобы понять, что подразумевается под той или иной фразой.

Конечно, ещё многое предстоит выяснить, чтобы понять, как содержание конкретных видов сарказма, таких как саркастическая критика, саркастические комплименты или саркастические подтрунивания, влияют на отношения людей и познавательные способности участников коммуникации, но уже с уверенностью можно сказать: в сарказме может быть столько же созидания, сколько и разрушения. Так что ни в чём себе не отказывайте.