Страницы

Не труд, а шмотки сделали из обезьяны человека

Умение модно одеваться помогло нашим предкам выиграть конкурентную борьбу с неандертальцами.

Вы когда-нибудь покупали шубу жене? А вам не приходило в голову, что это величайшая несправедливость природы? Ведь почему-то хозяйка тайги медведица вполне обходится своей шубой. Как и царица джунглей тигрица. Тогда почему царь природы человек вынужден платить меховым фабрикантам эту постыдную дань? Где и когда мы потеряли собственную шубу?

Вы думаете, что гладкую кожу мы получили, потому что после изобретения одежды густой волосяной покров нам был не нужен? Это заблуждение самым наглядным образом развеяли наши самые миниатюрные меньшие братья - паразиты.

Тайну первых кутюрье раскрыли вши

Ученые долгое время не могли определить точную дату, когда древним людям пришла в голову идея обзавестись модным гардеробом. Разброс мнений был очень большим: одни исследователи считали, что люди придумали одежду около миллиона лет назад, именно тогда появились первые каменные орудия для соскабливания мяса со шкур животных. Другие склонялись к дате 40 тысяч лет, потому что этим временем датируются первые костяные иглы для шитья, найденные на стоянках человека.

- Традиционный путь - археологические раскопки - для изучения истории первых человеческих одеяний совершенно не годился, - утверждал доктор Дэвид Рид из Флоридского университета. - Потому что фрагменты одежды физически не могут уцелеть, пролежав в земле сотню тысяч лет. Нужно было придумать какой-то оригинальный метод. И нам пришла в голову любопытная идея: мы решили проанализировать ДНК платяных вшей. В отличие от головной вши этот вид насекомых может жить только в складках одежды. А значит, появление на исторической сцене этого паразита должно было совпасть с моментом, когда первобытный человек обзавелся первыми костюмами.

Анализ ДНК показал, что платяные вши выделились в отдельную популяцию 190 тысяч лет назад. Соответственно именно тогда на планете появились и первые кутюрье. Но маленький пустяк: данные генетического анализа человека утверждают, что волосяного покрова наши предки лишились 1,2 миллиона лет назад. Значит, все это время люди ходили нагишом. Что же заставило нас за миллион лет до появления одежды отказаться от собственной шерсти?

Шоколадные зайцы

По мнению антропологов, наше прощание с собственной шубой началось 2 - 3 миллиона лет назад. Когда люди слезли с деревьев и начали осваивать саванну. Новички тут же столкнулись с очень плотным графиком работы у хищников, которые застолбили для охоты лучшую - то есть наиболее прохладную часть африканских суток. И, чтобы снизить шансы попасть на обед к львам или гиенам в качестве главного блюда, люди вынуждены были воспользоваться единственным относительно свободным временным окном - полуденной жарой. Большие кошки в это время отдыхают в тенечке, и перед нашими предками открывались заманчивые перспективы полакомиться падалью (что греха таить, начинали мы не очень романтично).

Но в поисках пищи приматам приходилось много бегать на солнцепеке. Для этого нужна была эффективная система охлаждения. Шерстью пришлось пожертвовать, зато мы выработали себе великолепную систему потоотделения.

Общая поверхность трубочек потовых желез у нас в коже составляет около 5 квадратных метров - таким мощным радиатором не могут похвастаться ни одни приматы.

Правда, возник неожиданный побочный эффект: как и у всех человекообразных обезьян, у нас под шерстью была светлая кожа. Но как только мы сбросили волосяной покров, кожа начала чернеть: так мы с помощью темного пигмента меланина спасались от солнечных ожогов и онкологии. Любопытно, что вернуть естественный цвет лица не помогло даже изобретение одежды. Чтобы снова стать бледнолицыми, нашим предкам пришлось переселиться из Африки в Европу, где солнечной радиации гораздо меньше. И лишь 8 тысяч лет назад кожа у наших прародителей наконец приобрела естественный обезьяний цвет. То есть белый.

Шубы спасли человечество!

С появлением одежды предки современного человека получили возможность выйти из Африки и осваивать северные территории. И здесь умение хорошо одеваться оказало кроманьонцам неоценимую услугу. Благодаря искусству портных они выиграли конкурентную борьбу у неандертальцев (это отдельная ветвь в развитии приматов). Во всяком случае так утверждает международная команда ученых, которая изучала дизайн одеяний, которые были в моде в Европе 30 - 60 тысяч лет назад.

Неандертальцы поселились в Старом Свете раньше нас. Но вымерли примерно 30 тысяч лет назад, не сумев пережить последний ледниковый период, когда наступавшие ледники отбросили на юг и нас, и наших конкурентов. Археологи сравнили находки, сделанные на стоянках неандертальцев (96 поселений) и кроманьонцев (237). Их интересовали прежде всего кости животных, шкуры и мех которых можно было использовать для изготовления одежды. Выяснилось, что чаще всего одежду шили из шкуры оленей (32% находок), коров (16%), куньих (14%), зайцев (10%), псовых (10%) и медведей (6%).

Однако ключ к разгадке дала любопытная деталь: кости куниц, росомах, хорьков в большом количестве встречаются в кроманьонских археологических памятниках, но очень редко у неандертальцев. Этих животных никогда не употребляли в пищу, значит, людям нужен был их мех. У современных северных народов этот мех идет на оторочку капюшонов, воротников, рукавов - эти детали одежды делают одежду теплее. Значит, полагает ведущий автор исследования Марк Коллар из университета Саймона Фрезера (Канада), кроманьонские юдашкины шили куртки вроде чукотских кухлянок, которые лучше спасали от холода. А неандертальские "закройщики" ограничивались накидками, в которых щеголял Геракл после того,как завалил немейского льва. Грели они неважно, поэтому неандертальцы чаще болели, замерзали и вскоре переселились в страну вечной охоты.

Кстати…

Кто виноват, что женщинам приходится брить ноги

Ученые установили, почему волосы на нашем теле не исчезли окончательно.

Будем откровенны: многие женщины недовольны ходом эволюции. Зачем, спрашивается, природа оставила им волосы на ногах, с которыми теперь приходится вести борьбу не на жизнь, а на смерть? Ради красоты барышням приходится брить свои ноги - а это вам не подбородок станком поскрести, площадь в разы больше, особенно если ножки длинные. А еще бедняжкам приходится выдирать волосы восковыми полосками для депиляции.

Ученые из Университета Шеффилда решили выяснить, почему мы не до конца лишились волос на теле. Биологи предположили, что в ходе эволюции волосы стали играть иную роль. Они уже не нужны были для того, чтобы согревать тело. Но помогали людям... бороться с паразитами.

- Каждый волос связан с определенным нервом, и это дает нам возможность почувствовать его смещение, - считает профессор Майкл Сива-Джоути. - И, вероятно, волоски помогали нашим предкам вовремя обнаружить насекомых, которые забирались под одежду, чтобы напиться крови.

Исследователи провели необычный эксперимент. Они отобрали среди студентов 10 отважных девушек и 19 юношей. Одну руку им побрили, удалив все волоски. Другую оставили в первозданном виде. Затем закрывали ребятам глаза и запускали на каждую руку по пять знатных кровососов из числа постельных клопов.

Надо сразу сказать, что в ходе эксперимента ни один студент не пострадал. Паразитам не давали напиться кровушки и хватали под микитки, как только они переводили свой хоботок из "походного" положения в "боевое". Тем не менее выяснилось, что на волосатой руке волонтеры в три раза чаще обнаруживали насекомых, чем на бритой. Кроме того, на волосатой руке у клопов уходило на 30 процентов больше времени, чтобы пробраться сквозь густую растительность к аппетитному капилляру с кровью. А значит, у наших прародителей было больше времени, чтобы нанести превентивный удар по кровососу.

Таким образом, на безволосом теле у клопов было значительно больше шансов незамеченным полакомиться своей жертвой. Наши редкие волоски на теле играли роль системы оповещения. Обладательницы волосатых ног могут себя утешить тем, что с точки зрения эволюции они более совершенные существа.