Страницы

Вера во внеземной разум как религиозный импульс

Credit: Izhar Cohen
Историк, популяризатор науки, издатель журнала «Скептик» Майкл Шермер рассказывает об исследовании, согласно которому вера во внеземной разум имеет те же корни, что и религия, и всего лишь отражает наше стремление к смыслу, а поиск этого смысла помогает нам «чувствовать, что мы являемся частью большой и значительной космической драмы»
В фильме «Звездный путь V. Последний рубеж» капитан Джеймс Кирк сталкивается с божеством, которое заманивает его на свою планету, чтобы улететь с нее на звездолёте «Энтерпрайз», который принадлежит Кирку. И тогда скептически настроенный командир задает вопрос: «Зачем нужен Богу космический корабль?»

Я разговаривал с самим Кирком, точнее сыгравшим его актером Уильямом Шетнером, о фильме, когда встретил его на недавней конференции. Первоначальный сюжетный замысел картины, режиссером которой также был он, состоял в том, чтобы экипаж отправился «на поиски Бога». Опасаясь, что некоторые религиозные приверженцы оскорбятся тем, что Всемогущий может быть обнаружен космическим кораблем, студийные боссы настояли на том, что божество должно стать злобным внеземным существом, которое руководствуется личной выгодой и лишь представляет себя Богом.

Как мог космический корабль или любая технология, предназначенная для поиска природных сил и объектов, обнаружить сверхъестественного Бога, который по определению должен быть вне любых таких датчиков? Любой обнаружимый объект должен быть физическим, независимо от того, насколько он развит, и, как я уже говорил в одной из своих колонок, «любой достаточно продвинутый внеземной разум [extraterrestrial intelligence, далее — ETI] неотличим от Бога». Таким образом, сюжетная тема Шетнера о поиске Бога вполне могла быть развернута в ключе того, что ETI достаточно продвинулся, чтобы казаться богоподобным.

Возможно, эта идея может нам дать импульс к размышлению. В своей книге 1982 года «Многообразие миров»ⓘ (Steven J. Dick, Plurality of Worlds, Cambridge University Press) историк науки Стивен Дж. Дик предположил, что когда механическая вселенная Исаака Ньютона заменила средневековый духовный мир, она оставила безжизненную пустоту, которую мы сегодня заполняем поиском инопланетного разума. В своей книге 1995 года «Мы одиноки? Философские последствия обнаружения внеземной жизни»ⓘ (Paul Davies, Are We Alone? Philosophical Implications for the Discovery of Extraterrestrial Life, New York: Basic Books, 1995) физик Пол Дэвис задался вопросом: 
«Меня больше интересует то, в какой степени современный поиск инопланетян на самом простом уровне является частью древних религиозных поисков».
Историк Джордж Басалла сделал аналогичное наблюдение в работе 2006 года «Цивилизованная жизнь во Вселенной»ⓘ (George Basalla Civilized Life in the Universe. Scientists on Intelligent Extraterrestrials, Oxford University Press):
«Идея превосходства небесных существ не является ни новой, ни научной. Это распространенная и старая вера религиозного толка».
Теперь есть экспериментальные доказательства в поддержку этой гипотезы, о которых сообщается в статье 2017 года «Мы не одиноки» в журнале Motivation and Emotion. Психолог из Университета штата Северная Дакота Клей Рутледж и его коллеги обнаружили обратную связь между религиозностью и верой во внеземной разум. Их эксперимент показал, что те, кто сообщает о низком уровне религиозных убеждений, но о высоком стремлении к смыслу в жизни, демонстрируют большую веру во внеземной разум.

В первом групповом исследовании субъекты, которые читали эссе, «аргументирующее, что человеческая жизнь в конечном счете бессмысленна и незначительна в масштабах космоса», статистически значительно чаще верили во внеземной интеллект, чем те, кто читал эссе об «ограничениях компьютеров».

Во втором исследовании субъекты, которые были идентифицированы как атеисты или агностики, статистически значительно чаще сообщали о вере в ETI, чем респонденты, которые говорили о том, что они религиозны (прежде всего христиане). В третьем и четвертом исследованиях испытуемые сами отмечали уровень своей религиозности (значение в масштабе жизни), благосостояния, веры во внеземной разум и уровень религиозных/сверхъестественных убеждений.
«Более низкое присутствие смысла и более высокий поиск смысла были связаны с большей верой во внеземной разум», — сообщают исследователи.
При этом показатели веры в ETI не давали корреляции со сверхъестественными убеждениями или убеждениями, связанными с благополучием.

Из этих исследований авторы заключают:
«Верования во внеземной разум выполняют экзистенциальную функцию: они связаны с поиском смысла жизни. Таким образом, мы считаем, что вера во внеземной разум выполняет функцию, сходную с функцией религии, без опоры на традиционные религиозные доктрины, которые некоторые люди сознательно отвергли».
Под этим «отвергнутым» исследователи подразумевают все сверхъестественное: «допущение веры во внеземной разум не требует от человека веры в сверхъестественные силы или их проводники, которые несовместимы с научным пониманием мира». Если вы не верите в Бога и при этом ищете более глубокий смысл вне нашего мира, мысль о том, что мы не одиноки во Вселенной, «может заставить людей чувствовать, что они являются частью большой и значительной космической драмы», — замечают они.

Учитывая, что нет свидетельств ни существования Бога, ни инопланетян, те, кто верит в первое или второе, должны рискнуть и поверить или отложить оценку до тех пор, пока не появятся доказательства обратного. Я могу представить, как это может быть в отношении ETI, но не в отношении Бога, если только божество не является достаточно продвинутым внеземным разумом, чтобы казаться божественным. Возможно, капитан Кирк был прав, когда так размышлял о Боге в разговоре с судовым врачом в конце «Звездного пути V»:
«Возможно, он не там, Боунс. Возможно, он здесь, в человеческом сердце».

По материалам: «Belief in Aliens May Be a Religious Impulse» / Scientific American.