Страницы

Как западная экономика позаимствовала идеи мусульман


Ислам — это путь золотой середины, когда значение придается как жизни после смерти, так и заботе о мирских делах. Однако ни в одном университете вы не услышите, что исламское экономическое учение систематизировалось и передавалось из поколения в поколение. Не расскажут вам и того, что основное содержание экономики, которое якобы было разработано западными интеллектуалами, в действительности заимствовано из работ великих исламских мыслителей. Остановимся кратко на некоторых пересечениях во мнениях западных интеллектуалов и исламских мыслителей, живших в гораздо более ранний период.
  • Теория оптимумов Парето возникла из работ имама Али, приведенных в сборнике под названием «Нахджул-Балага».
  • Мафриан Сиро-яковитской церкви Бар-Эбрей (также известный как Абу аль-Фарадж) скопировал несколько глав из книги «Ихйа улум ад-Дин» (Воскрешение наук о Вере), написанной имамом Газали.
  • Священник Раймонд Мартини из испанской церкви Ордо Доминикан переписал многие главы из книг «Тахафут аль-фаласифа» (Самоопровержение философов), «Макасид аль-фаласифа» (Намерения философов), «Аль-мункиз мин ад-далал» (Избавляющий от заблуждения), «Мишкат аль-анвар» (Ниша света) и «Ихйа улум ад-Дин» (Воскрешение наук о Вере) – трудов имама Газали.
  • Святого Фому Аквинского можно назвать плагиатором, который позаимствовал многие главы из сочинений аль-Фараби.
  • Труд Адама Смита «Богатство народов» (1776 г.) имеет много общего с произведением Абу Убайды аль-Касим ибн Салламы (умер в 838 г.) «Богатство».

В дополнение отметим несколько глубоких исследований по экономике, проведенных мусульманскими мыслителями и учеными в первые века по хиджре:
  • Абдулла бин аль-Мукаффа (727–762 гг.), «Рисала аль-Шахабах» — работа по вопросам политики и государственного финансового управления.
  • Абу Юсуф (731–789 гг.), «Китаб аль-харадж» (Книга о Харадже) — труд по финансовому менеджменту.
  • Яхья ибн Адам аль–Курайшийя (757–818 гг.), «Аль–Харадж» — сборник хадисов по социально-экономическим вопросам.
  • Абу Убайда аль-Касим ибн Саллама (774–838 гг.), «Китаб аль-амваль» — о государственной финансовой политике.
  • Абу Хамид бин Занджави (796–865 гг.), «Китаб аль-амваль» — книга о государственных доходах.
Небрежное отношение к работам исламских мыслителей по экономике было распространено в средние века Ислама и продолжалось вплоть до времени заката исламской цивилизации. В результате об исламской экономике не так много было написано, что, в конечном итоге, создало вакуум в этой области, а распространение знаний стало очень ограниченным. 

Современный исламский ученый Монзер Каф (1989) высказал мнение, что для изучения теории экономики таких исламских мыслителей прошлого, как Абу Юсуф, Яхья ибн Адам, Аль-Газали, Ибн Рушд, Аль-Изз бин Абд ас-Салям, Аль-Фараби, Ибн Таймия и Ибн Халдун, было приложено недостаточное количество усилий. Мнения и идеи, высказанные этой группой ученых, побудили бы других мусульманских экономистов исследовать и развивать область исламских экономических знаний. Таким образом, у мусульманских экономистов есть возможность пересмотреть применение уже разработанной теории исламской экономики и расширить ее границы во благо человека. 

Мухаммад Хан (1989) полагает, что в настоящее время существуют три группы мусульманской интеллигенции, которые способствовали возрождению изучения этого знания. Первая группа - это улемы (уважаемые люди, имеющие глубокие знания в Исламе), которые возобновили рассмотрение концепции исламской экономики. Эта группа одной из первых начинает продвигать учение и считает, что вероучение Ислама в отношении экономики всеобъемлющее и способно решить экономические проблемы, с которыми сталкивается человек. 

Используя методы прошлых лет, улемы проводят исследования, основываясь на достоверных источниках. Следующая группа - это современные ученые, которые, базируясь на аутентичных источниках, выполняют толкование и вносят соответствующие текущей ситуации поправки в традиционное мнение улемов. Однако убеждения этой современной группы не всегда получали общественную поддержку. 

 И третья группа, выводящая заключения по вопросам исламской экономики, состоит из экономистов, получивших образование на Западе. Экономисты этой группы обладают экономическими знаниями и выполняют анализ, руководствуясь мнением улемов. Эта группа внесла большой вклад в развитие исламских экономических знаний. 

На сегодняшний день, несмотря на наличие уже достаточного количества работ и исследований по исламской экономике, все еще существуют пробелы, которые должны быть заполнены, и все еще много экономических проблем, которые с позиции Ислама до сих пор не решены.