Страницы

Почему люди присоединяются к культам


В современном мире существуют тысячи культов. В широком смысле культ – это группа или общественное движение с общей приверженностью обычно радикальной идеологии, которую, как правило, олицетворяет харизматичный лидер. Но что именно отличает культы от других групп и почему люди к ним присоединяются?

Джанья Лалич (Janja Lalich), профессор кафедры социологии Университета штата Калифорния в Чико, специализируется на исследованиях деструктивных культов, экстремистских групп и власти в группах. В её анимированной лекции на TED-Ed рассказывается, как секты вербуют новых адептов и манипулируют своими последователями.

Под видео текст лекции.


«Когда преподобный Джим Джонс в 1955 году основал «Храм народов», не многие могли представить, как ужасно всё это закончится. Популярность этого религиозного движения росла, оно даже заручилось поддержкой некоторых видных политических деятелей Сан-Франциско. Но в 1977-м стали раскрываться факты психологического давления и насилия, и Джонс вместе с сотнями последователей перебрался в Гайану, чтобы основать там коммуну, Джонстаун.

Объявленная утопическим раем, колония больше напоминала тюремный лагерь, и когда туда прибыли конгрессмены для проведения расследования, Джонс исполнил свой финальный замысел. 18 ноября 1978 года 909 мужчин, женщин и детей погибли после того, как их заставили выпить отравленный напиток «Flavor Aid». С тех пор этот ужасный образ используют в американском сленге для обозначения слепой веры, отсутствия критического мышления: «Они выпили Kool Aid».

Сегодня существуют тысячи всевозможных сект. И есть две вещи, которые необходимо о них знать. Во-первых, не все секты религиозные. Некоторые из них политические, другие основаны на терапии, на самосовершенствовании или чём-то ещё. С другой стороны, не все новые религии являются тем, что мы называем культом. Так что же именно определяет культ в современном понимании и почему люди вступают в секты?

В широком смысле культ – это группа или общественное движение, разделяющее общую приверженность обычно радикальной идеологии, которую, как правило, олицетворяет харизматичный лидер. И хотя не все из них так ужасны, как Джонстаун или «Небесные врата», прекратившие своё существование в 1997-м после массового самоубийства 39 человек, большинство культов имеют общие отличительные черты.

В типичной секте от всех её членов требуется строгое повиновение. В ней поддерживается жёсткая иерархия, при которой доверчивые последователи и новые адепты не допускаются к внутренним делам культа.

Секта утверждает, что поможет найти ответы на самые сложные вопросы с помощью своего учения и строгого следования правилам, которые формируют из нового адепта истинного верующего. Также культ использует как формальные, так и неформальные методики влияния и подчинения, чтобы заставлять своих последователей повиноваться без тени внутренних сомнений и трезвой оценки происходящего.

Вы можете сказать, что некоторые из этих характеристик присущи традиционным религиям. В действительности само слово «культ» изначально описывало людей, поклоняющихся неким богам, исполняя ритуалы и строя храмы. Но со временем оно стало обозначать чрезмерное поклонение.

Многие религии начинались как культ, но со временем они интегрировались в структуру общества. Современные секты, напротив, отделяют своих последователей от общества. Вместо того, чтобы давать советы последователям, как сделать жизнь лучше, секта стремится полностью контролировать их, начиная с личных и семейных отношений и заканчивая финансами и недвижимостью.

Секта также требует подчинения лидеру, которым обычно бывает человек с даром убеждения, единовластный и самовлюблённый, движимый жаждой денег, власти, секса или всего этого вместе взятого.

Тогда как лидер секты использует харизму для привлечения первых последователей, дальнейшее распространения культа происходит по принципу пирамиды: старые члены секты вербуют новых.

Секты хорошо знают, кто больше подвержен влиянию, часто обращая внимание на приезжих или тех, кого недавно постигла неудача в личной жизни или на работе. Одиночество или желание найти себя делает человека беззащитным перед дружелюбными людьми, предлагающими общение.

Процесс вербовки может быть очень тонким, иногда занимая месяцы на установку отношений. В действительности более двух третей членов сект вербуются друзьями, родственниками или коллегами по работе, чьи приглашения тяжелее отклонить.

Оказавшись среди членов культа, человек подвергается различным методам обработки. Одни методы основаны на нашей склонности подражать окружающим и выполнять приказы. Другие могут быть более жёсткими, использующими насильственное убеждение, задействуя вину, стыд и страх. И во многих случаях члены культа добровольно подчиняются, желая почувствовать свою принадлежность и достичь обещанного вознаграждения.

Окружение секты препятствует критическому мышлению, затрудняя высказывание сомнений, когда все вокруг тебя выражают абсолютную веру. В результате внутренний конфликт, известный как когнитивный диссонанс, загоняет тебя в ловушку, поскольку каждая уступка делает понимание того, что тебя обманули, болезненнее.

И хотя большинство сект не доводят своих последователей до самоубийства, они всё равно несут вред. Отвергая основные свободы мыслить, выражать своё мнение и общаться, секта останавливает психологическое и эмоциональное развитие своих членов – это особенно серьёзная проблема для детей, которые лишаются нормальной деятельности и ключевых этапов развития.

Тем не менее многие члены культа когда-то находят выход – либо в результате собственного прозрения, либо при помощи семьи или друзей, или когда культ распадается в результате внешнего давления или скандала.

Многие секты трудно распознать, и для кого-то их верования, какими бы странными они не были, находятся под защитой свободы вероисповедания. Но когда их практики включают принуждение, угрозы, незаконные действия или насилие, правоохранительные органы могут вмешаться.

Ваши верования не должны приводить к потере друзей или семьи, и если кто-то просит вас пожертвовать отношениями с близкими или моралью ради большей пользы, он, вероятно, использует вас ради своей выгоды».