Страницы

Культурные традиции у китов и обезьян

Верветки выбирают между розовой и синей кукурузой
Erica van de Waal

Долгое время считалось, что понятие «культура» свойственно только людям. Два новых исследования неожиданно показали, что утверждение это как минимум слишком категорично.

Споры о значении термина «культура» ведутся вот уже как два тысячелетия - по крайней мере с тех пор как его употребил в своем трактате о земледелии Марк Порций Катон Старший. Распространенный сейчас вариант определяет «культуру» как, например, «коллективное принятие и передачу определенного типа поведения внутри социальной группы». Возможно, именно способность создавать и развивать новые культурные тенденции помогла человеку занять доминирующее положение на планете, - усваивая наиболее ценные качества и умения из опыта своих предков.

В новой работе ученые под руководством психолога Эндрю Вайтена (Andrew Whiten) из Сент-Эндрюсского университета (University of St. Andrews, Великобритания) провели эксперимент с четырьмя группами диких мартышек верветок в частном заповеднике в Южной Африке. Каждая группа регулярно получала два пластиковых ящика с кукурузой, окрашенной в синий и розовый цвет. Цвета были выбраны неслучайно – они присутствуют в окраске половых органов у особей этого вида, а значит, гарантированно привлекают их внимание.

У двух групп синяя кукуруза была предварительно вымочена в горьком растворе листьев алоэ, в то время как у двух других неприятный вкус имела розовая кукуруза. Очень скоро животные научились различать хлопья по цвету и совершенно перестали притрагиваться к несъедобным.

Верветки выбирают синюю кукурузу
Видео: Erica van der Waal

Спустя некоторое время 27 обезьян из исследуемых групп родили детенышей, и, когда они в возрасте четырех месяцев уже смогли есть твердую пищу, группам снова предложили кукурузу двух цветов, но на этот раз оба варианта были съедобны. Тем не менее обезьяны и их дети на протяжении двух месяцев продолжали поедать только те хлопья, цвет которых хорошо зарекомендовал себя на первом этапе. 26 из 27 детенышей ни разу не притронулись к кукурузе «ненадежного» цвета. Помимо этого, за время наблюдения десять самцов мигрировали из групп, предпочитающих один цвет кукурузы, в группы поклонников другого цвета. При этом семь из них сразу поменяли свои пристрастия в пользу той разновидности кукурузы, которая пользовалась популярностью в их новом кругу общения. Ученые считают, что умение соответствовать культурным традициям окружающих сородичей без оглядки на собственный опыт помогает животным легче адаптироваться

Горбатый кит. Фото: Jennifer Allen,
Whale Center of New England
Другая команда, возглавляемая морским биологом из Сент-Эндрюсского университета Люком Ренделлом (Luke Rendell), исследовала поведение горбатых китов во время охоты, когда они загоняют рыбу с помощью завесы из пузырьков воздуха.

Еще в 1980 году ученые обнаружили первого кита, который усовершенствовал технику и, прежде чем выпускать пузыри, несколько раз бил по поверхности воды хвостом. До сих пор досконально неизвестно, какое преимущество дает это движение, но, скорее всего, громкие хлопки заставляют рыб собираться в плотные стаи. Многолетние наблюдения за морскими гигантами показали, что новая манера охоты стала популярной, но до настоящего времени не было получено весомых доказательств того, что это является демонстрацией культурного поведения животных.

И вот специалисты проанализировали данные о поведении китов за 27 лет, собранные в морском заповеднике Стеллваген Бэнк у атлантического побережья США. База содержала более 70 тысяч записей о различных действиях 653 горбатых китов. Результаты, опубликованные в журнале Science, показали, что 37% особей стали использовать при охоте хвост. При этом 87% из них переняли новую технику при тесном общении со своими собратьями, которые овладели ей ранее.

Горбатый кит во время охоты
Видео: Michael Thompson/
Stellwagen Bank National Sanctuary, NOAA

Умение соответствовать культурным традициям окружающих сородичей без оглядки на собственный опыт помогает животным легче адаптироваться.

«Эти публикации могут служить своеобразной вехой, и теперь мы можем всерьез говорить о культуре животных, – говорит Карел ван Шайк (Carel van Schaik), приматолог из Цюрихского университета (Швейцария). – То, что обезьяны отказываются от своих предпочтений при переходе в другую группу, стало для нас настоящим сюрпризом».

Исследование по китам также получило одобрительные оценки – Сюзан Перри (Susan Perry), антрополог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США), считает, что это «весьма убедительный пример передачи традиций у китообразных».

При этом эксперты сходятся во мнении, что предстоит проделать еще много работы, чтобы понять, насколько культурный обмен у животных напоминает поведение, свойственное человеку.