Страницы

Нейробиология билингвизма: как знание нескольких языков предотвращает слабоумие


Научный писатель и постдокторант из университета Калифорнии Эмили Риас, изучающая влияние возраста на мозг, рассказывает, как знание нескольких языков улучшает наши когнитивные способности, помогает предотвратить развитие старческого слабоумия и отодвинуть на несколько лет видимые проявления болезни Альцгеймера.

Parlez-vous francais? Если ответ «да», то вы на правильном пути к тому, чтобы наслаждаться всеми преимуществами двуязычия. Владение французским и английским, например, может обогатить ваш культурный досуг в многоязычных местах – таких как Бельгия, Марокко или Египет, а также расширить доступ к книгам, музыке и фильмам.

Но владение несколькими языками не ограничивается только культурными бонусами. Эллен Белосток, когнитивный психолог из университете Йорка, отмечает:
Исследования показали, что двуязычные индивиды постоянно опережают своих одноязычных коллег в решении задач, включающих когнитивный контроль.
Другими словами, если вы знаете более одного языка, это может улучшить ваши способности фокусировать внимание, планировать, решать проблемы или переключаться между задачами. Вам может показаться, что дело просто в более высоком уровне интеллекта, который лежит в основе этих способностей, однако данные свидетельствуют об обратном. Например, исследование 2014-го года показало, что у тех, кто в юности или взрослом возрасте выучил второй язык, исполнительные функции (Исполнительные функции — в нейропсихологии гипотетический набор высокоуровневых процессов, позволяющий планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам) работают эффективнее, чем у тех, кто не изучал дополнительных языков, даже если брать в расчет детские показатели IQ (1).

Но на этом преимущества не заканчиваются. Владение несколькими языками может привести к более длительной и качественной жизни. В статье, опубликованной в 2016 году (2), Белосток и её коллеги приходят к выводу, что пожилые люди, которые говорят более чем на одном языке, имеют лучшую когнитивную производительность и более позднее начало (на 4-5 лет позже) деменции – на 4-5 лет позже, чем у их одноязычных сверстников. Эти поразительные когнитивные преимущества имеют большое значение для общественного здоровья. Отсрочка начала деменции всего на несколько лет приведет к резкому снижению показателей количества людей, страдающих болезнью Альцгеймера, которая в настоящее время затрагивает более 5-ти миллионов американцев. Белосток говорит:
В настоящее время лучшая защита против деменции – это комплекс предприятий, направленных на стимулирование познавательной деятельности, которая может создать «когнитивный резерв» («когнитивныйй запас») — например, посещение социальных групп, разгадывание кроссвордов и т.д.  Двуязычие – это ещё одна такая деятельность, но у которой есть к тому же уникальный бонус – ведь это позволяет кому-то говорить на другом языке, что, безусловно, является чистой выгодой в нашей жизни.
Концепция «когнитивного резерва» не нова. Ученым уже давно известно, что стимулирующая обстановка (как, например, изучение чего-то нового или поддержание активной общественной жизни) может сделать мозг более устойчивым к вредным последствиям болезней и старению.

Существуют неопровержимые доказательства того, что, например, высшее образование (3), физические упражнения (4), социальная активность (5) или выполнение ответственной работы (6) помогают поддерживать нормальное когнитивное функционирование в старшем возрасте.

Добавление двуязычия в этот список — особенно хорошая новость, так как возвращение в институт или смена профессии – не самый подходящий вариант для старшего возраста. Наряду с другими видами деятельности, такими как освоение какого-нибудь танца или прогулка с другом, изучение нового языка может быть легким и приятным способом поддержания здоровья мозга и улучшения когнитивных функций.

Например, было установлено, что четыре года интенсивного изучения иностранного языка может улучшить когнитивный контроль (7). В другом исследовании (8), где Белосток выступала в качестве соавтора, две группы, состоящие из 30 студентов, были протестированы серией задач на сознательный контроль. Затем одна группа — «группа подготовки» — записалась на вводный курс по изучению испанского языка. Через шесть месяцев анализы показали различную активность нейронов во время выполнения теста на контроль, который они выполняли в самом начале, что, по мнению ученых, «свидетельствовало о повышении производительности».

Студенты из другой группы, которые обучались на курсах психологии, не показали улучшения на тестах после того же периода. Нет ничего удивительного в том, что когнитивные функции мозга улучшились вследствие двуязычия: вполне может быть, что освоение нескольких языков тренирует их, как и мышцы, и эта тренировка делает их более выносливыми и устойчивыми к вреду, приносимому старением.

Исследования мозга, например, подтвердили, что мозг двуязычных людей структурно и функционально отличается от мозга одноязычных. Было обнаружено, что у испытуемых, знающих несколько языков, объем серого вещества, содержащего миллионы нейронов, больше по всему мозгу, в том числе и в лобной коре (9), нижней теменной доле (10) и височных долях (11), чем в мозгу монолингвов. Эти области имеют решающее значение для множества когнитивных функций, в том числе для памяти и внимания; к тому же обнаружено, что обычно с возрастом именно эти области сжимаются и подвергаются воздействию нейродегенеративных заболеваний. Таким образом, овладение вторым языком – это путь к улучшению вашего мозга
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 
Однако существует альтернативное объяснение теории «когнитивного резерва». Возможно, владение несколькими языками может стимулировать мозг на выполнение полезных компенсаторных функций. Например, могут быть случаи, когда одни и те же, связанные со старением, недостатки проявляются как в мозгу двуязычного человека, так и в мозгу одноязычного, но билингвам удалось привлечь другие нейронные ресурсы для восполнения этих нарушений.

Другими словами, хотя знание нескольких языков не может сделать мозг лучше, это может предложить мозгу альтернативные методы, помогающие ему справляться с проблемами старения. Исследование 2012 года подтверждает это (12). Ученые отметили, что, хотя у двуязычных и одноязычных участников были подорваны когнитивные функции, «двуязычные пациенты с болезнью Альцгеймера показывали большую степень атрофии мозга, чем одноязычные пациенты, в областях, традиционно анализируемых для различения пациентов с болезнью Альцгеймера от здоровых людей». Исследователи пришли к выводу, что двуязычие требует «большей степень невропатологии для того, чтобы болезнь проявилась». Таким образом, вполне возможно, что билингвизм позволяет больному мозгу другим способом нормально функционировать — по крайней мере, временно.

Тем не менее, не все мультилингвы пользуются одинаковыми нейронными преимуществами, есть некоторые доказательства «эффекта дозы языка». Исследование 2013-го года показало, что «вероятность будущего избавления от когнитивных нарушений увеличивалась в четыре раза — вместе с количеством новых практикуемых языков в течение всей жизни» (13). Так что год изучения испанского в средней школе, к сожалению, вряд ли поможет вам уйти далеко; билингвы должны говорить на обоих языках регулярно в старости, чтобы извлечь максимальную пользу. Как объясняет Белосток:
Влияние двуязычия на когнитивную обработку может зависеть как от профессионализма, так и от частоты использования обоих языков. Становление двуязычия в раннем детстве, как правило, ведет к большим последствиям, но последствия двуязычия можно увидеть даже у очень поздних билингвов.
Изучение нескольких языков или более интенсивное использование уже знакомых, скорее всего, приведет к лучшим результатам.

Ещё менее понятно, почему двуязычие может влиять на устойчивость к болезни Альцгеймера, которая является, прежде всего, нарушением памяти. «Существует мало свидетельств того, что двуязычие в целом влияет на память», — отмечает Белосток. Вместо этого, она подозревает, что «более неповрежденные лобные области, ответственные за исполнительные функции, компенсируют снижение памяти, связанное с дегенерацией медиальных височных структур. Следовательно, двуязычие не мешает слабоумию, а скорее, предоставляет средства для компенсации симптомов деменции, по крайней мере, на ранних стадиях».

Но можно ли «предписывать» изучение нового языка? Белосток считает, что часть решения заключается в долгосрочном подходе к образованию.
Изучение иностранных языков стало очень непопулярным в последние десятилетия, но из наших исследований видно, что школы должны обеспечить гораздо больше возможностей для изучения языка для детей.
Конечно, знание нескольких языков — это не нейронная панацея, но, по всей видимости, это может стать одним из многих ключевых факторов, влияющих на здоровье мозга на протяжении всей жизни.

                 Ссылки на исследования:
1. Thomas H Bak, Jack J Nissan, Michael M Allerhand, Ian J Deary. Does Bilingualism Influence Cognitive Aging?/Ann Neurol. 2014 Jun; 75(6): 959–963.
2. Ellen Bialystok, Jubin Abutalebi, Thomas H. Bak, Deborah M. Burke, Judith F. Kroll. Aging in two languages: Implications for public health. Ageing Research Reviews. Volume 27, May 2016, Pages 56–60.
3. Albert MS, Jones K, Savage CR, Berkman L, Seeman T, Blazer D, Rowe JW. Predictors of cognitive change in older persons: MacArthur studies of successful aging. Psychol Aging. 1995 Dec;10(4):578-89.
4. Laurin D, Verreault R, Lindsay J, MacPherson K, Rockwood K. Physical activity and risk of cognitive impairment and dementia in elderly persons.Arch Neurol. 2001 Mar;58(3):498-504.
5. Bennett DA, Schneider JA, Tang Y, Arnold SE, Wilson RS. The effect of social networks on the relation between Alzheimer’s disease pathology and level of cognitive function in old people: a longitudinal cohort study. Lancet Neurol. 2006 May;5(5):406-12.
6. Stern Y, Gurland B, Tatemichi TK, Tang MX, Wilder D, Mayeux R. Influence of education and occupation on the incidence of Alzheimer’s disease. JAMA. 1994 Apr 6;271(13):1004-10.
7. Vega-Mendoza M, West H, Sorace A, Bak TH. The impact of late, non-balanced bilingualism on cognitive performance. Cognition. 2015 Apr;137:40-6. doi: 10.1016/j.cognition.2014.12.008. Epub 2015 Jan 14.
8. Margot D. Sullivan, Monika Janus, Sylvain Moreno, Lori Astheimer, Ellen Bialystok. Early stage second-language learning improves executive control: Evidence from ERP. Brain and Language. Volume 139, December 2014, Pages 84–98.
9. Maria Steina, Andrea Federspiela, Thomas Koeniga, Miranka Wirtha, Werner Strika, Roland Wiestb, Daniel Brandeisc, Thomas Dierksa. Structural plasticity in the language system related to increased second language proficiency. Cortex/Volume 48, Issue 4, April 2012, Pages 458–465.
10. Mechelli A, Crinion JT, Noppeney U, O’Doherty J, Ashburner J, Frackowiak RS, Price CJ. Neurolinguistics: structural plasticity in the bilingual brain. Nature. 2004 Oct 14;431(7010):757.
11. Abutalebi J, Canini M, Della Rosa PA, Sheung LP, Green DW, Weekes BS. Bilingualism protects anterior temporal lobe integrity in aging. Neurobiol Aging. 2014 Sep;35(9):2126-33.
12. Schweizer TA, Ware J, Fischer CE, Craik FI, Bialystok E. Bilingualism as a contributor to cognitive reserve: evidence from brain atrophy in Alzheimer’s disease. Cortex. 2012 Sep;48(8):991-6. doi: 10.1016/j.cortex.2011.04.009. Epub 2011 Apr 27.
13. Magali Perquin, Michel Vaillant, Anne-Marie Schuller, Jessica Pastore, Jean-François Dartigues, Marie-Lise Lair, Nico Diederich. Lifelong Exposure to Multilingualism: New Evidence to Support Cognitive Reserve Hypothesis. Plos One. Published: April 30, 2013.

Speaking Multiple Languages Staves Off Dementia