Страницы

«Автопортрет Иисуса Христа». Почему художник решил изобразить себя в образе Бога

Альбрехт Дюрер
Автопортрет в одежде, отделанной мехом, 1500,
Старая Пинакотека, Мюнхен


Автопортрет немецкого художника Альбрехта Дюрера, созданный в 1500 году, получил широкую известность как «Автопортрет в костюме из кожи» и «Автопортрет Иисуса Христа».

Искусствоведы считают его одним из самых личных, культовых и сложным произведений искусства эпохи Позднего Средневековья.

Но почему же художник решил изобразить себя в образе самого Бога?

Для конца периода Северной Средневековой живописи изображение Христа в строго симметричной позе и лицом обращенным прямо на зрителя являлось вполне характерным (в отличие от светских портретов).

Как правило, Христос был показан с короткой бородой, усами и распущенными коричневыми волосами.

«Благословение Христа».
Ханс Мемлинг, конец XV века.
И Дюрер изобразил себя именно таким же образом.

Включая каштановые волосы. Это особо удивительно с учетом того, что другие его автопортреты, показывают волосы, как красновато-белокурые.

Автопортреты Альбрехта Дюрера.1498 и 1493 год.
Удлиненное лицо, черный фон, спокойный золотистый свет и рука, застывшая в своеобразно благословляющем жесте, лишь добавляют схожести с Христом.

С уверенностью можно сказать, что картина выполнена в лучших иконографических традициях того времени с одним лишь отличием: автопортрет Дюрера выполнен с феноменальной детализацией.



Примечательно, что наибольшую известность Дюрер получил как гравер, но среди созданных им 12 автопортретов нет ни одной гравюры.

Несмотря на то, что истинные причины побудившие автора изобразить себя в образе Бога так и остаются загадкой, существует ряд весьма интересных версий.

Консервативная интерпретация предполагает, что художник всего лишь подражает Христу.

Более противоречивый взгляд на картину – провозглашение высшей роли художника как Творца. Эта точка зрения находит подтверждение в надписи на картине, которая переводится как:
«Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга изобразил себя в соответствующих цветах в возрасте двадцати восьми лет».

Еще одна интерпретация гласит, что работа является символом того, что художественные таланты автора были даны самим Богом.

Несмотря на жесткую реакцию современников, картина столь внимательно следовала концепциям религиозного искусства, что была использована в качестве образца для создания многих последующих изображений Иисуса Христа.

Многие искусствоведы утверждают, что если кто-то ранее не видел и не знал, что автопортрет изображает Дюрера, то подумал бы, что это Христос.


Существует еще одно интересное предположение гласящее, что художник с самого начала задумывал работу как образцовую, предполагая стать не иначе иконографическим прототипом самого Бога и это ему несомненно удалось.