Страницы

Библейская история, или Кто все эти люди?.. (Ч.2)

Жертвоприношения Каина и Авеля.
Художник Ю. Ш фон Карольсфельд

Каин, Авель и Сиф
"И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лца? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним."
История Каина

"Поникло лицо" - вот почему так опасно впускать в свою душу уныние, отчаяние - оно порождает отчуждение и ощущение одиночества, оставленности и все большей открытости всем другим страстям и грехам. Каина они привели к фатальному исходу...

Помните фильм "Остров"? Мне оттуда очень запомнились с болью произносимые слова главного героя, вечный вопрос: "За что Каин Авеля убил?.." Возможно, окончательного ответа на этот вопрос не существует... Зло проникло в мир...

Символическое прочтение библейского текста позволяет представить эту историю таким образом: Каин олицетворяет "человека земного"; его имя восходит к корню слова "кана", означающего «приобретать собственность», а также "кайин" означает медное или железное копье: это человек, привязанный к земле и земному, и как бы с оружием в руках охраняющий свою собственность и стремящийся к ее приумножению.

Имя Авеля образовано от "аваль" - «дуть», «дышать», он олицетворяет "человека духовного", не привязанного к земному, устремленного к Богу; в нем можно увидеть прообраз Мессии - Христа, который принес угодную Богу жертву, был пастырем и стал первым мучеником, "который пролил кровь свою, как бы жертвенную". Таким образом, первые братья представляют собой также символическое описание двух диаметрально противоположных жизненных путей.

Считается, что Каин принес свой дар Богу не от чистого сердца. Затем он не прошел испытания завистью и гневом, и вот случилось непоправимое, и до этого совершенно немыслимое - первая смерть на Земле произошла через убийство...

История двух сыновей Адама, Каина и Авеля
представляет собой миниатюрную историю
двух сыновей Яхве, Израиля и Иисуса.
"Каин оказался перед лицом брата, который для него был как бы воплощением Божиего осуждения. Глядя на своего брата Авеля, он видел, что есть человек, который приемлем для Бога, тогда как он неприемлем. И он поступил так же, как часто поступали люди в древности и каждый из нас иногда поступает. У него было чувство, что — не будь Авеля, все было бы хорошо: не было бы точки сравнения; все было бы просто, будь Каин один. И он решил убить Авеля, отделаться от него, устранить, чтобы были только он да Бог, он да жизнь.

Вы, может быть, скажете: Ну, слава Богу, такого никто из нас никогда не совершал... — Неправда! Как часто, когда человек стоит на нашем пути, в том или другом виде — и политически, и житейски — мы думаем: Ах, если бы только его не было, как бы дышалось свободно, как было бы хорошо! Ах, если бы только его не было на свете!.. И это очень страшная мысль, потому что это каинова мысль. Мы не доходим до того, чтобы убить человека, нет. Но мы как бы доходим до того, чтобы его отстранить, исключить его из нашей жизни, — а это человеку иногда бывает так мучительно, так страшно и так больно." (Антоний Сурожский "Уроки Ветхого Завета")
Каин.
Художник А.П. Лосенко.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.1768 г.
"И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле."
Каин и его потомки приняли проклятие не от Бога, а от земли, проклятой за Адама. Сами Адам и Ева тоже не были прокляты Богом при изгнании из рая: проклятие прозвучало только змею, а также земле, вместе с грехопадением человека утратившей "райские" свойства и гармонию... Бог не проклинает человека, наоборот, Он его благословил; все дальнейшие перипетии призваны не уничтожить, а привести к восстановлению порванной связи.

Для полноты картины снова добавлю комментарий скептика Азимова, который видит в истории Каина и Авеля отражение давнего конфликта земледельческих народов и скотоводов-кочевников:  
"С глубокой древности, едва только человек научился обрабатывать землю, не прекращалась вражда между оседлыми земледельческими общинами и племенами, кочевавшими на границах освоенных земель. Время шло, и те, кто прочно осел на земле, смогли запастись излишками пищи, украшений, орудий труда и оружия – чего не скажешь о кочевниках-скотоводах, обреченных постоянно скитаться с места на место. Относительное процветание более предусмотрительных земледельческих общин постоянно вызывало понятное раздражение у кочевых народов и служило источником неизбежного искушения.

...Так повелось, что исторические труды, как правило, создавались более «интеллектуальными» представителями оседлых культур. Поэтому неудивительно, что в исторических трактатах кочевникам заранее уготована роль существ жестоких, одержимых зудом разрушительства и маниакальной страстью к убийству себе подобных, – словом, с кочевым образом жизни связывали все худшее в человеке.

Правда, земледельческие сообщества обладали более развитым оружием и всегда при необходимости могли укрыться за толстыми городскими стенами... Последнее, впрочем, не означает, что кочевникам никогда не удавалось вторгнуться на территорию, занятую цивилизованными народами, и даже на время завоевать ее. Но это происходило только в тех случаях, когда по разным причинам данная страна «разлагалась» под действием внутренних экономических или политических процессов либо была истерзана гражданской войной. История Каина и Авеля – это редкий из общеизвестных фрагментов западной литературы, повествующий обо всем этом с точки зрения кочевника, который в конце концов побежден крестьянином-земледельцем."


Питер Пауль Рубенс.
 Каин убивает Авеля
Каин "скрывается от лица Господа" и символично уходит все дальше от Эдема и потерянного Рая, и строит первый в мире город (в сердце убийцы проникает страх, и он стремится себя оградить, защитить) - т.е. становится основателем земной цивилизации, задав направление ее развитию; цивилизация эта возникла и строится на крови и насилии, и возрастающем удалении от Бога.

"Каин и Авель".
Художник Тициан Вечеллио
Гюстав Дорэ.
Убийство Авеля Каином
Потомок Каина по имени Ламех отметился как первый двоеженец (что противоречит воле Творца, создавшего для первого человека одну жену: "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть"), а также персонаж жестокий и кровожадный, что отражено в его песне собственного сочинения, которую он пел женам:

"Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро".
В этой песне отражено не только распространение принципа кровной мести, насилия в ответ на насилие, а также развитие ремесел и искусств сыновьями Ламеха - в частности, ковка оружия из меди и железа, в чем отличился его сын Тувалкаин (вооруженный таким образом, Ламех чувствует себя круче самого Бога, сказавшего ранее: "кто убьет Каина, тому отмстится всемеро").
"А вот о чем данный отрывок свидетельствует точно, так это о «прогрессе», достигнутом в деле уничтожения человеком себе подобных. Через восемь поколений после Адама индивидуальные стычки превратились в организованные войны. После изгнания прародителя из райского сада бурно развиваются человеческие пороки; мы, по крайней мере, видим, что у Каина находятся достойные продолжатели. Этой «песней воина»... завершают рассказ о каиновой ветви, очевидно рассматривая этот гимн как предел моральной деградации человечества. В этом месте библейского текста история рода Каина признается «неподходящей» для дальнейшего обсуждения, и дальнейший рассказ возвращает нас к другой генеалогической ветви, восходящей к Адаму."
Можно символически истолковать имена его жен: Ада "свидетельница, наступающая", обличительница совести; Цилла "жгущая". Эта тема чудно раскрыта на этой средневековой миниатюре... так и хочется пропеть: "не очень плохо иметь две жены... но очень плохо, с другой стороны"... 😉

Комикс. «Страдающее Средневековье»
Каин — изгнанник.
Художник Ю. Ш фон Каросфельд
В строках
"Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам... родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф" 
подчеркивается, что сын Адама был рожден по образу и подобию своего отца, соответственно, получил от него печать грехопадения (и все мы, как его потомки). Если Авель - "человек духовный", Каин - "человек земной", то Сиф - "человек душевный", подверженный исканиям и метаниям от тьмы к свету, как и все мы, его потомки.

Имена потомков Каина символизируют все большее падение и отвержение Бога: настолько беспросветное, что этот род совершенно прерывается во время Всемирного потопа...
  • Енох - "воспитанник", сын своего отца (продолжатель линии Каина)
  • Ирад - "бодрствующий в нисхождении", т.е. упорно продолжающий путь вниз, падение.
  • Мехиаель - "забывший Бога"
  • Мафусал - "просящий смерти" (себе или другим? в любом случае, ничего хорошего в этом)
  • Окончательное падение воплощает Ламех ("ослабевший, пришедший в упадок").
  • У Ламеха было три выдающихся сына от двух своих жен: Иавал - "отец живущих в шатрах со стадами", что можно трактовать как накопительство, стяжательство, привязанность к материальным благам; Иувал - "отец всех играющих на гуслях и свирели" - музыка может служить как добру, так и злу, например, языческим ритуалам и оргиям; Тувалкаин - кузнец, вооруживший людей, вовлекая в бесконечную волну насилия и войн; а также дочь Ноема - "прекрасная" - обольстительница и искусительница. Параллели можно проследить в греко-римском мифологическом пантеоне: Пан, Аполлон, Гефест/Вулкан, Афродита/Венера.
Схема родословной Адама
По причине большой важности, которая придавалась имени, жители древнего Ближнего Востока обращали особое внимание на то, чтобы человек соответствовал имени, и, наоборот, чтобы имя точно отражало характер личности. Поэтому в расчет бралось все, что говорилось и происходило во время рождения ребенка. Однако вне зависимости от обстоятельств, сопровождавших появление на свет младенцев, имена давались в основном положительные. В таком контексте акт наименования является важным дополнением к Божьему первоначальному акту творения.

История Иакова – замечательный пример библейской ономатологии: 
«Не потому ли имя ему Иаков, – говорит Исав, – что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство моё, и вот, теперь взял благословение моё» (Быт.27,36). 
Во время родов он выходил из чрева матери, «держась рукой своей за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков», Y a QoV , т.е. «он держится за пяту».

Исав, однако, связал это имя с другим семитским глагольным корнем a Q a B , означающим «обманывать», «вытеснять (хитростью)», с тем чтобы оно послужило колким выражением самой важной отличительной черты брата – его хитрости. Такое объяснение помогает понять, почему Иакову было дано новое имя – «Израиль».