Страницы

Методика создания мира за 30 дней


В помощь верующим

(Да будет вам по вере вашей!
Ну же, смелее!
Вы же горе' говорите:

"А ну-ка передвинься!"...
И передвигается, что ли?
Или слабо' верить?)

Суть в том, чтобы создать свой фэнтези-мир, уделяя ему 15 минут в день на протяжении месяца.

Само собой, название и подход выбраны в рекламных целях, и не все уроки можно назвать содержательными и "профессиональными", но упражнения в каждом из этих уроков заслуживают внимание. Это действительно быстрые, динамичные, не требующие особых усилий действия, которые служат, как мне кажется, трем целям:
  1. стимулирование творческих способностей и желания творить;
  2.  развитие воображения;
  3. чувство концепции вашего будущего мира.
С этой точки зрения это бесценные упражнения. Шаг за шагом. Здесь я кратко расскажу о каждом из них.

Упражнение 1. Климат
  • Откройте большой подробный атлас или зайдите на международные географические сайты, например, National Geographic.
  • Посмотрите карты основных частей света и географических областей. Антарктида. Саудовская Аравия.Тропические леса Бразилии. Тропические леса Центральной Калифорнии. Посмотрите, каков на этих территориях климат, оцените температуры зимой и летом и т.д.
  • Уделите 15 минут, чтобы записать все климатические условия, которые вы увидели или о которых успели подумать, глядя на карты, - если вам проще написать название города, сделайте это. Иногда "Сиэтл" больше ассоциируется с нужным климатом, чем фраза "северный влажный умеренный климат". Составьте список всех возможных типов и видов климата и погоды.
  • Используйте также эпитеты и существительные, чтобы дать характеристику каждому пункту, будто вы сами побывали там.
  • Сохраните этот список в вашем блокноте. Держите его под рукой, он может вам пригодиться.
Упражнение 2. Физика планеты

Какую роль вы отведете погоде в вашем мире? У вас задумано много путешествий, и вы готовы осложнить их героям при помощи бурь и наводнений? Вам не нужно сейчас знать все это в деталях. Ваша задача проще - записать десять сюжетных установок, которые связаны с погодой, и как они повлияют на ход вашей истории или на развитие персонажей.

Упражнение 3. Настроение мира и сеттинга
  • Прочтите список из упражнения N1, а затем возьмите чистый лист бумаги. Закройте глаза и подумайте о том, какие чувства вы хотели бы испытать, когда вы пишете или читаете свою историю. 
  • Запишите четыре слова, которые способны описать это чувство: два прилагательных, глагол, и существительное. 
  • Теперь вернитесь на страницу со списком климатических условий, перепрочтите эпитеты, которыми вы их снабжали. Что-то совпадает? Если это так, у вас есть основополагающий климат, который мог бы передать все желаемое настроение читателю. Если нет, попробуйте найти родственные или синонимичные слова.
  • Если вы потратили 10 минут и не смогли определиться, выберите два климата, которые выражают ваше настроение от сеттинга.

Упражнение 4. Катастрофы и катаклизмы, их роль в истории мира

В течение 15 минут запишите некоторые из географических особенностей реальной земли. Запишите, какие "шрамы" может получить ваш мир, какие хребты образовались в ходе катаклизмов и т.д.

Упражнение 5. Карта

Упражнение заключается в том, чтобы нарисовать физических контуры вашей карты, а затем определить по крайней мере три места, пригодных для жизни ваших людей и нелюдских рас. Вам не нужны названия для них на данном этапе - мы будем беспокоиться об именах на следующей неделе, когда мы будем думать о языках наших народов. Просто нарисуйте точку на карте или, может быть, символическое изображение "домик", предупреждающее о том, что здесь поселились народы.

Упражнение 6. Расы

Потратьте 10 минут и выясните, как будут выглядеть люди и нечеловеческие расы, которые развивались в разных частях вашего мира. Затем посвятите еще 5 минут и посвятите вопросу взаимоотношений между ними (войны, союзы, торговли).

Упражнение 7. История
  • Проведите 15 минут, излагая основные исторические события минимум последних 100 лет перед началом вашего романа.
  • Включите в ваш график:
  • Даты перехода власти в государствах (через перевороты, смерть монарха, революции, выборы и т.д.), и был ли переход гладким, если нет - какие последствия возымел.
  • Даты, когда уменьшился или увеличился объем природных ресурсов и урожая, к чему это приводило.
  • Даты сверхъестественных, магических событий, или событий, обусловленных технологией.
  • Каждый из этих факторов оказывает влияние на историю цивилизаций. События могут быть взаимосвязаны.
  • Дата истории вашего повествования, возможно, даты рождения персонажей вашей истории.
Если у вас политически-ориентированный сюжет, то вам потребуется углубить хронологию дальше, чем на 100 лет.

Упражнение 8. Экономика и политика

Так же, как вы создали график для событий и влияний, теперь рассмотрим вашу карту на предмет ресурсов и их дефицита. В течение нескольких минут сделайте несколько пометок на карте, отмечая места, которые имеют более одного типа ресурсов, и запишите, где наблюдается острый дефицит тех или иных ресурсов. Возможно, в соответствии с этим придется подкорректировать хронологию из прошлого упражнения.

Упражнение 9. Язык

Слушайте, как различные слоги звучат для вас, что вы при этом испытываете.
  • Запишите некоторые общие сравнения - "Я хочу создать язык эльфов, звучащий как вода, и язык гномов, звучащий как удары молота по наковальне". 
  • Запишите звуки, которые вы слышите, сидя у природного источника или подставляя руку под струю воды из крана. Эти звуки можно сделать "корнями" вашего языка эльфов, и т.п.
Бонусное упражнение:

Если вы хотите, чтобы язык играл важную роль в вашей истории, посетите страницу упражнения наименования и решите, что делать с именами ваших персонажей и географических мест. не забудьте отметить последние на своей карте.

Упражнение 10. Настроение, связанное с цивилизациями

Какие эмоции у вас вызывают те или иные цивилизации?
  • Какие культурные особенности они имеют? 
  • Какие эмоции и сравнения вызывают у вас их языки (см. прошлое упражнение)? 
Подумайте над этим и запишите возможные тезисы.

Упражнение 11. Фокусировка на главном

Это упражнение состоит из блоков, которые мы уже рассмотрели и пришло время рассмотреть их в единстве и отредактировать вновь.
  • История:
Создайте хронологию более подробную, чем вы писали (можно расширить ее, например, от 100 до 500 лет). Можете затронуть жизнь вашего героя.
  • Экономика / Политика:
Сделайте описание каждого крупного политического образования (церкви, правительства, царства, фракции, торгового объединения, гильдии и т.д.) и назовите их сейчас, чтобы вы могли обратиться к ним по мере необходимости в дальнейшем.
  • Названия и язык:
Напишитесать краткий глоссарий или лексикон некоторых общих и важных слов. Запишите перечень географических названий и пять имена персонажей, которые можно использовать, когда вы будете нуждаться в них. Если вы хотите, используйте дополнительное время и заполните вашу карту соответствующими названиями прямосейчас.

Упражнение 12. Что, если?...

Если вы еще не знаете, в каком жанре собрались писать - научная фантастика, фэнтези, ужасы и т.д. - сейчас лучше определитесь (если смесь жанров, вам предстоит обдумать грани и признаки каждого из них в приложении к вашей истории).
  • Запишите отрывки или зарисуйте некоторые сцены, которые вы уже знаете из вашей будущей истории. Некоторые из них могут быть уже заранее определены вами.
  • Затем задайте себе трудные вопросы. "Что... если...?" Что делать, если люди на расстоянии не могут общаться друг с другом мгновенно, у них нет ни телепортов, ни других магических или научных способов быстрой связи? Стоит ли вводить такие средства? Какие?
  • Думайте о деталях, о жизни своих персонажей. Может что-то должно действовать не так, как в нашем мире, а с точностью до наоборот?
  • Обсуждайте свои ответы на вопросы "что... если..." с другими, может, в беседе родятся новые идеи, а вам помогут увидеть ошибки, которые вы самостоятельно не могли увидеть.
Упражнение 13. Сюжетные зацепки

Если у вас есть некоторое представление о сюжете, то
  • рассмотрите карту и запишите минимум десять ключевых, интересных событий, которые будут развивать ваш сюжет от начала и до конца. 
  • Дайте простор фантазии, может, в первоначальном варианте пора что-то изменить?
Их не обязательно использовать все в романе, но если вы поймете, что произведение зашло в тупик, вы можете воспользоваться такими "зацепками".

Упражнение 14. Образование

Ваши персонажи, и вообще жители вашего мира, нуждаются в образовании и изучении окружающей среды и общества.
  • Существует ли отлаженная система образования в ваших странах и поселениях?
  • Чему учатся люди с младых ногтей в этом мире?
  • Существуют ли школы или университеты? Или только частные уроки?
  • Какой уровень грамотности в странах вашего мира в целом?
Ответьте на эти вопросы.

Упражнение 15. Отдохните

(день 15 занятий не имеет упражнений, он посвящен ссылкам на зарубежные веб-ресурсы, связанные с писательством и worldbuilding'ом, так что - отдохните 😇 ).

Упражнение 16. Специальные ограничения
  • Чем ограничена магия в вашем мире? 
  • Какую цену придется платить за ее использование? 
Это зависит от создаваемой вами магической системы, видения ее.
  • Могут ли вампиры в вашем произведении выходить на улицу в дневное время суток? 
Все эти детали магического и технологического толка нужно продумать тщательно. Хотя бы те, что будут непосредственно использоваться в произведении.

Упражнение 17. Настроение фантастических элементов
  • Прочтите еще раз список эмоций, которые должен вызывать при чтении книги ваш мир у читателя.
  • Прочтите еще раз особенности ваших магических и технологических систем.
  • Вам необходимо увязать их с ожидаемым и нужным настроением. Возможно, для этого стандартную "Магию" даже придется переименовать. Действуйте, думайте, экспериментируйте.
Упражнение 18. Фантастические элементы. Взаимодействие с обществом.
  • Вспомните результаты небольшого упражнения N10.
  • Как вы охарактеризуете существующие в вашем мире общества и страны? И как их будет характеризовать доступная им магия или технология? Поддержат ли это ваши герои?
  • Как это отразится на истории?
Упражнение 19. Проработка персонажа. Возвращение к "Что, если..."

Вам необходимо проработать своих героев, чтобы они выглядели реалистичными. Простого описания недостаточно, как и сухих фактов. Попробуйте поместить их в разные ситуации, используя конструкцию вопросов "что... если". Это легко и вдохновляюще.
  • - Что сказал бы незнакомец, если бы пообщался 5 минут с героем?
  • - Что будет делать герой, если узнает, что его родители - приемные?
  • - Что делать, если герой встречается с кем-то, в существование кого поверить не в состоянии?
  • - Что делать, если герой на самом деле не тот, кто он думает?
Это поможет вам и в сюжете, и в проработке характеров.

Упражнение 20. Еще раз о сюжетных зацепках и конфликте

Вы уже придумали, в чем будет заключаться основной конфликт? В обычном противостоянии героя каким-то плохим парням? А может в противостоянии природе, богам, режиму?
Если нет, вернитесь к списку сюжетных зацепок и попробуйте проявить конфликт из них.

Упражнение 21. Флора и фауна

Ответьте на вопросы.

Для флоры:
  • Какие растения особенно полезны для вашего общества? Конопля и лен, например, являются растениями, которые являются важными источниками неживотных волокон для изготовления одежды, веревок, и других материалов. Есть ли подобной важности растения в вашем собственном мире?
  • Каковы основные сельскохозяйственные культуры вашего народа? Это зависит от региона в первую очередь.
  • Что считается деликатесами? Зависит от региона. Где-то деликатесом является клубника, а где-то - апельсины.
  • Какие фрукты и овощи могут быть превращены в алкогольные и лечебные напитки?
  • Какие растения опасны? У вас есть хищные растения в вашем мире?

Для фауны
  • Какие животные особенно полезны в вашем мире? Речь не только о домашних животных, но и о пользе неприрученных для общества.
  • Кто из животных представляет собой объект для охоты на них людьми? Или кто из одомашненных животных представляет пищевую ценность (напр., свинья или корова)?
  • Мясо и иные продукты от каких животных являются деликатесом? И где?
  • Какие животные используются в медицине или разработке лекарств?
  • Наконец, какие животные являются опасными в вашем мире?

Упражнение 22. География

Переработайте вашу карту. Возможно, вы захотите добавить новые детали, изменить некоторые контуры под историю, поменять местами важные для вас географические объекты и т.п.

Упражнение 23. Пересмотр культур и цивилизаций

Пришло время подробно описать каждую нацию и народ, каждое государственное образование и культуру. Сделайте это сегодня, используя материалы прошлых дней.

Упражнение 24. И вновь о настроении

Вернитесь назад на несколько упражнений и внесите корректировки так, чтобы все работало на главные эмоции, которые вы выбрали в самом начале. Смешная ли, юмористическая история? А может хоррор в стиле фэнтези? Решать вам.

Упражнение 25. Небесные светила

Прочитайте эту статью и затем выясните:
  • сколько спутников у планеты вашего мира? 
  • А сколько солнц? 
  • Как они называются? 
  • Как быстро делают один круг вокруг земли? 
  • Есть ли у вас сцены, в которых луна или солнце играет определенную роль или их свет необходим?
Упражнение 26. Списки для несоответствий

После почти месяца строительства мира Вы можете столкнуться с проблемой противоречивых идей, фактов, которые не выловили прежде, или сюжетные ходы, которые вы любите, но которые разрушают общее впечатление и атмосферу.
  • У меня есть отдельный файл на ноутбуке для отлаживания этих моментов, которые мне нравится, но которые, возможно, не уместны в романе.
  • Также у меня есть файл идей на будущее, которые не реализуются в данном романе, но оставлены на будущее.
Создайте такие же списки и заполняйте при необходимости.

Упражнение 27. Вновь о сюжетных зацепках

Если у вас до сих пор нет плана сюжета, пора сложить воедино все придуманные зацепки и вехи на пути героев.

Упражнение 28. Что мы упустили?

Подумайте над следующими темами.
  • - одежда
  • - продовольствие и кухня
  • - санитария и гигиена
  • - болезни, лекарства, медицина
  • - правоохранительные органы, правосудие, тюрьмы
  • - домашние животные
  • и многие другие.
Разнообразьте свой мир прямо сейчас.

Упражнение 29. Персонаж
  • Систематизируйте всю информацию о ваших основных героях. 
  • Возможно, вам понадобятся детали их детства или родословная. 
  • Раскройте его характер в соответствии с уже достаточно проработанным миром, как он впишется в него?
Упражнение 30. Не делайте ничего

Сегодня самое важное упражнение - наслаждайтесь тем, что сотворили. Вам не нужно ничего иного делать, ибо вы заслужили отдых.  😊