Страницы

Священные реликвии и культурное достояние Собора Парижской Богоматери

Пожар в Соборе Парижской Богоматери

Benoit Tessier/Reuters

Вечером 15 апреля в Париже загорелся один из главных символов французской столицы — Собор Парижской Богоматери. По данным пожарной службы, возгорание началось в восточной части здания около 18:50 по местному времени, когда в соборе уже не было туристов. Через час рухнул шпиль собора, а вскоре обрушилась большая часть крыши. О локализации пожара власти сообщили только в 4:30, спустя более чем 9 часов после его начала. Что погибло в огне Нотр-Дама, а что навсегда останется с нами.
Восемь веков истории и девять часов в огне:
что человечество потеряло в пожаре Нотр-Дама

Пожар в одном из самых известных соборов мира начался в 19:50 по московскому времени. Спустя 2,5 часа он еще не потушен. Об этом сообщают все мировые СМИ.

По предварительным данным, причиной пожара послужили реставрационные работы, которые велись в соборе, однако парижская прокуратура утверждает, что об официальных причинах говорить пока рано. Спустя час после начала пожара у собора обрушились шпиль, часы и крыша. К месту происшествия уже прибыл президент Франции Эммануэль Макрон. Соболезнования по поводу случившегося высказал президент США Дональд Трамп.

Мэрия Парижа решила эвакуировать всех жителей острова Сите, где расположен Нотр-Дам. Это около тысячи человек.

Представитель собора в эфире ВВС сообщил, что «от собора точно ничего не останется». «И еще неизвестно, затронуто ли подземное хранилище под сооружением», — добавил он.

Французские СМИ в свою очередь отмечают, что степень разрушений говорит о том, что собор Парижской Богоматери «утерян для Франции и мира как исторический, культурный и религиозный объект».


Собор Парижской Богоматери — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Он построен на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, возведенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера. Нотр-Дам строился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов.


Как вообще мог загореться древний собор в самом сердце Парижа, и почему пожар не удавалось потушить столько часов подряд? Расследование происшествия началось, и, хотя причина возгорания пока неизвестна, похоже, она связана с ремонтными работами на крыше здания.

Всего за несколько дней до пожара с крыши были сняты 16 бронзовых статуй — 12 апостолов и четыре символа евангелистов. Реставрационные работы должны были продолжаться несколько лет. Первоочередной задачей представители собора называли восстановление крыши, покрытой свинцовыми пластинами. Из-за разрушения части пластин под крышу проникала вода, которая начала повреждать деревянную конструкцию в чердаке здания.


С крыши пожар и начался. Древние дубовые балки — в XIII веке для сооружения крыши, как считается, понадобился целый лес, — загоревшись, уже никак не могли уняться. Возгорание тушили 400 пожарных. Увы, заливать огонь с воздуха (с вертолетов) было нельзя: полет над таким пожаром был бы равноценен полету над раскаленной печью, а кроме того, потоки воды с высоты могли бы усилить разрушение стен здания. В результате крыша обрушилась на большей части храма, но основные стены остались целы.

Шпиль собора охвачен огнём
Reuters
Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году на острове Сите — колыбели Парижа. На этом же месте с IV века последовательно существовали, как считается, четыре христианских церкви. В XII веке было решено построить новый собор невиданного размера и красоты. Начало строительства освятил папа Александр III. Работы продолжались около 200 лет, но уже к 1250 году был готов узнаваемый западный фасад собора с двумя башнями, тремя арками входа и витражным круглым окном-розой. Похожими розами вскоре были оформлены и боковые северный и южный фасады собора. Последние значительные работы в интерьере храма завершились к середине XIV века.

Многие средневековые соборы строились столетиями, но Нотр-Дам необычен тем, что в его облике соединились черты двух архитектурных традиций — романской и готической. Главный неф собора начинал возводиться еще в романском стиле с его тяжелыми колоннами и строгостью силуэта, но в оформлении фасадов чем дальше, тем заметнее было стремление готических архитекторов в наполненности светом, воздушности, богатству оформления. Для Виктора Гюго, который стал главным защитником собора в XIX веке, это соединение стилей означало переход от романских храмов, бывших «творениями скорее епископов, чем зодчих», к храмам — произведениям «художественного, прогрессивного и народного» искусства.

Фасад Собора Парижской Богоматери,
каким его изобразил художник в 1855 году
Brown University
Уже в XIX веке собор потребовалось защищать от возможного сноса. За свою долгую жизнь Нотр-Дам видел много исторических событий и от некоторых из них серьезно пострадал. Здесь открылись первые в истории Франции Генеральные штаты в 1302 году, венчались многие королевские пары, был коронован Наполеон, хоронили маршалов и президентов.

Колокола собора звонили в честь освобождения Парижа в 1944 году. Другая сторона истории — революции и реставрации, которые шли только во вред храму. Гюго даже считал, что «моды» принесли собору больше разрушений, чем намеренное уничтожение его облика.

В Великую французскую революцию собор был превращен в «храм разума». Именно тогда он утратил оригинальные статуи ветхозаветных царей с фасада и шпиль. Но архитекторы XVII и XVIII веков, вовсе не думавшие уничтожать храм, забрали у него не меньше: первоначальный готический алтарь, витражи, статуи интерьера.

Во многом благодаря публикации романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» в 1831 году произошла масштабная реставрация храма. Были восстановлены и статуи библейских царей, и шпиль, заменены витражи, а еще собор приобрел галерею знаменитых горгулий на крыше. С начала XX века здание находится в собственности французского правительства, но передано в пользование католической церкви.

До пожара Нотр-Дам был и действующим храмом, и одним из самых популярных туристических мест в городе: его посещали до 13 миллионов туристов ежегодно. Там хранилась одна из самых почитаемых католических реликвий — терновый венец, якобы венчавший Христа во время распятия. За пределами Ватикана нет другой столь же почитаемой католиками во всем мире церкви.

Терновый венец в Соборе Парижской Богоматери
Philippe Wojazer/Reuters
Насколько пострадал собор в пожаре, предстоит определить экспертам-архитекторам. Основные конструкции собора сохранились, но устойчивы ли они, пока судить трудно. Была спасена главная христианская реликвия собора — терновый венец. Похоже, что как минимум одна из трех витражных роз, расположенная на северном фасаде, уцелела. Целы колокола собора и главный орган. Неизвестно состояние остальных витражей (большинство из них были восстановлены в XIX веке, только розы фасадов частично сохраняли первоначальный облик), статуй и картин в храме.
Собор Парижской Богоматери после ликвидации пожара
Christophe Petit Tesson/EPA
Восстановление памятника может занять десятки лет. Успешные примеры подобных работ есть. Это, в частности, британский опыт реставрации после большого пожара Виндзорского замка в период с 1992 по 1997 год.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

По теме: