Страницы

История кораблестроения: в глубь веков. Появление великанов

История кораблестроения: в глубь веков. Появление великанов
История кораблестроения, от появления первых плотов и лодок, выдолбленных из целого деревянного ствола, до современных красавцев-лайнеров и ракетных кораблей, уходит своими корнями в глубокую древность. Она столь же многогранна и насчитывает столько же веков, как и сама история человечества.
Главным стимулом возникновения мореплавания, равно как и связанного с ним кораблестроения, явилось развитие торговли между народами, разделенными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью весел, лишь изредка используя в качестве вспомогательного движителя парус; затем, приблизительно в X – XI веках, наряду с гребными судами появились чисто парусные суда. Своего расцвета морская торговля достигла в эпоху Великих географических открытий, когда были открыты новые материки и острова. Одновременно возросло значение главных морских путей, связывавших основные центры торговли со вновь созданными, и возникла проблема контроля над этими путями.

«Грейт Гарри» («Great Gary», Великобритания, 1514г.)
«Грейт Гарри» («Great Gary», Великобритания, 1514г.)
Эта крупная каракка, построенная в 1514г. по приказу английского короля Генриха VIII, первоначально имела оснастку, состоявшую из нижних прямых парусов, марселей и брамселей, размещенных на двух задних мачтах. Кормовая надстройка «Грейт Гарри» состоит всего из двух уровней: квартердека и полуюта. Кормовой мостик открыт и защищен только тентом или решетчатым настилом. Баковая надстройка имеет три уровня, причем верхний закрыт только позади фок-мачты.
У каракки имеются два ряда пушечных портов для бортовых орудий. Корма плоская, но корпус имеет явно выраженный завал бортов — другими словами, корпус постоянно сужается по направлению к главной палубе, что, согласно старой оборонительной концепции, затрудняет противнику взятие судна на абордаж.
Судно было переоборудовано между 1536 и 1539 гг., но сгорело при пожаре в 1552 году.

Слова знаменитого британского адмирала У.Рэли: «Тот, кто владеет морем, владеет мировой торговлей. А кто владеет мировой торговлей, владеет богатствами земли и ею самой!» не были преувеличением. Тогда же впервые начали проявляться различия между военными и торговыми судами, прежде практически отсутствовавшие, и вскоре появилась необходимость разделения военных кораблей в зависимости от их предназначения на классы.

Долгое время разделение между военными и торговыми кораблями практически отсутствовало. Всевозможные коги, каракки, галеоны и галеасы, являясь по назначению сугубо торговыми судами, имели на своём борту до полусотни пушек разного калибра, имели абордажные команды и комплектовались военными моряками, что позволяло их, по применению, причислять к военному флоту.

«Мэри Роуз» («Mary Rose», Великобритания, 1536 г.)
«Мэри Роуз» («Mary Rose», Великобритания, 1536 г.)
«Мэри Роуз» — один из самых больших и мощных военных кораблей короля Генриха VIII. Четырехмачтовая каракка была построена в 1536 году. На трех сплошных палубах (что явилось в то время новшеством) была установлена чрезвычайно мощная артиллерия для победы над любым потенциальным противником. Однако корабль погиб без боя, в гавани.
11 июля 1545 года английская эскадра готовилась к выходу из Портсмута навстречу приближающемуся к Британии французскому флоту. После подъема парусов корабль внезапно начал крениться, потом лег на правый борт и через две минуты затонул, хотя море было спокойным и ветер умеренным.
Причина катастрофы — плохая остойчивость судна из-за перегрузки артиллерией. Из 700 находившихся на борту моряков и солдат морской пехоты спаслись всего 40.

Сначала все орудия кораблей располагались на верхней палубе, под открытым небом, а затем в бортах стали прорезать специальные отверстия - пушечные порты. Орудия, которые размещались на нижних палубах, были более крупного калибра, т.к. центр тяжести корабля в этом случае не оказывался опасно высоко, и судну не угрожало опрокидывание. Палубы, на которых размещались орудия, стали называть «деками» или «батарейными палубами».

Соответственно, корабли имеющие две батарейных палубы стали называть «двухдечными», три батарейных палубы - «трёхдечными».

 «Ротер Люв» («Roter Love», Голландия, 1597г.)
 «Ротер Люв» («Roter Love», Голландия, 1597г.)
Длина - 40,0 м
Ширина - 8,0 м
Осадка - 4,0 м
Водоизмещение - нет данных
Вооружение - 24 орудия
Экипаж - нет данных
Галеон, построенный в Голландии для курфюрста Бранденбургского. Судно имело только две палубы и одну батарею из двенадцати двадцатичетырехфунтовых пушек, плюс еще двенадцать орудий на главной палубе и на квартердеке. На судне были две мачты с прямым парусным вооружением, каждая из которых имела по нижнему парусу и марселю, и одна мачта с латинским парусом и блинд на бушприте.

Именно появившееся разделение кораблей на одно- и многодечные и произвело самую настоящую революцию в кораблестроении. Естественно, трёх-дечный корабль мог выставить против однодечного противника пушек в три раза больше. Убедительный аргумент. Но и размеры такого корабля заметно превышали размеры обычного однодечного, т.к. высоту надводного борта нельзя было увеличивать произвольно без уменьшения остойчивости.

Следовательно, росла ширина. Чтобы из-за этого не уменьшалась скорость, приходилось увеличивать длину судна. Для обслуживания большего числа пушек требовался больший экипаж. Соответственно росли помещения для команды и припасов. Вырастало водоизмещение. И т.д. и т.п.

Сами того не подозревая, корабелы 17 века, придумавшие батарейные палубы, втянулись в утомительнейшую борьбу между огневой мощью, которую хотелось всячески увеличить, с одной стороны, и размерами и водоизмещением самого корабля, которые нельзя было увеличивать бесконечно и которые всегда хотелось уменьшить в целях экономии средств и материалов, с другой стороны.

«Сан Мартин» («Sun Martin», Испания, 1567г.)
«Сан Мартин» («Sun Martin», Испания, 1567г.)
Длина - 37,3 м
Ширина - 9,3 м
Осадка - 4,7 м
Водоизмещение ~ 1000 т
Вооружение - 52 орудия
Экипаж - 517 чел.
Трехмачтовый галеон с двумя прямыми парусами на фок- и грот-мачте, с латинским парусом на бизани и блиндом на бушприте. «Сан Мартин» был флагманским судном герцога Алонзо Переца де Гузмана из Медины Сидонии, командующего Непобедимой Армадой. Судно входило в число тех шестидесяти семи из ста тридцати, которым удалось благополучно вернуться в Испанию.

Почему самые большие корабли того времени получили наименование «линейные»? Название это дала практикуемая в то время тактика ведения морского боя. До середины XVII века не существовало строго установленного боевого строя кораблей в сражении. Перед баталией суда-противники выстраивались друг против друга тесным строем, а затем сближались для перестрелки либо абордажной схватки. Обычно сражение превращалось в беспорядочную свалку, поединки между случайно столкнувшимися кораблями. В конце же XVII века суда в сражении стали стараться выстроиться в одну линию (кильватерную колонну) так, чтобы во время стрельбы оказаться повёрнутыми к вражескому флоту боком. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп из всех бортовых орудий корабля (от 30 орудий на один борт), в то время как носовые и кормовые батареи имели всего по 2-4 орудия.

В первых морских сражениях часто получалось, что против большого корабля в линии противника оказывался маленький корабль атакующей линии. Маленькому кораблю с большим сражаться трудно. Победив меньшего противника, большой корабль приходил на помощь остальным судам своего флота. И случалось, более мощный (изначально) флот проигрывал из-за подобного обстоятельства. Тогда в боевую линию стали выстраивать только самые большие корабли, двух- и трёхдечные, несущие самое большое количество бронзовых пушек (предшествующие им железные пушки часто разрывались во время выстрела), имеющих три мачты, которые несли по три ряда парусов, - их стали выделять именно для генерального артиллерийского сражения в составе флота против флота противника. Только артиллерийский бой - и никаких там «попутных» грузов, пиратско-корсарских «свободных охот» за «купцами», никаких «разведок» или «совместных» географических открытий! Только артиллерийский бой! Огромная стоимость этих двух-трёх и даже четырёх-этажных монстров просто не позволяла адмиралам использовать их на что-то иное. Главная ударная сила флота должна была быть использована только по своему прямому назначению. Их и стали ставить «в линию» и называть «линейными кораблями» или «настоящими кораблями».

Начало классическому военно-морскому противостоянию было положено ещё в XVI веке, когда столкнулись интересы могучей Испанской империи и набирающей силу Великобритании. В результате вмешательства англичан на стороне боровшихся с испанцами Соединенных Провинций (так тогда назывались Нидерланды) англо-испанские отношения обострились до предела. Испанский король Филипп IV еще в 1585 году стал готовить большой флот, названный современниками «Непобедимой Армадой». Она должна была высадить на Британских островах экспедиционный корпус из состава армии наместника Нидерландов Александра Фарнезе. Чтобы покончить с английскими пиратами, досаждавшими испанским галеонам, вывозивших из Америки золото и серебро, а заодно - и с самой Англией, с её флотом, и с её претензиями в Америке и Европе и была задумана крупнейшая десантная операция Средневековья.

«Непобедимая Армада»

20 мая 1588 года «Непобедимая Армада» в составе шести эскадр вышла в море из устья реки Тахо. Всего испанцы располагали 75 военными и 57 транспортными судами, на борту которых находилось 8 тысяч матросов, 2 тысячи невольников-гребцов, 19 тысяч солдат, тысяча офицеров, 300 священников и 85 врачей.

У англичан было 197 меньших по размеру судов с 15 тысячами человек экипажа. По уровню подготовки английские моряки превосходили испанских. «Армада» подвергалась постоянным нападениям более легких и маневренных английских судов адмирала Дрейка. Англичане полагались на превосходство своей артиллерии, а испанцы, обладавшие превосходством в пехоте, - на абордажный бой.

28 июля на подступах к Кале английские суда атаковали испанский флот, потопив 16 кораблей, но, израсходовав боеприпасы, вынуждены были прекратить сражение. Потеря 16 кораблей была малоощутимой для испанцев. Судьба Англии, Голландии и всего протестантского мира повисла на волоске.

6 августа «Непобедимая Армада» под командованием герцога Медина Сидоньи прибыла в порт Кале. Экспедиционная армия Фарнезе ждала на берегу, чтобы погрузиться на корабли.

Однако все нидерландские порты были блокированы голландским флотом, к тому же испанские суда из-за своей глубокой осадки не смогли приблизиться к побережью. Тогда 9 августа «Непобедимая Армада» повернула на север - у испацев хватило бы сил раздавить англичан и без армии Фарнезе. Но тут вмешался Случай. Когда Армада огибала Англию, разразился сильнейший шторм, и почти половина испанских кораблей погибла. В Испанию вернулось только 10 тысяч человек на 65 кораблях. Единоличному владычеству Испании на морях был положен конец. Нидерланды обрели независимость. Англия стала претендовать на военно-морское первенство, и, соответственно, начался закат Испании.

 «Трайэмф» («Triumph», Англия, 1576г.)
 «Трайэмф» («Triumph», Англия, 1576г.)
Длина - 36,8 м
Ширина - 9,4 м
Осадка - 4,9 м
Водоизмещение - 950 т
Вооружение - нет данных
Экипаж - 500 чел.
Четырехмачтовый галеон с двумя прямыми парусами на фок- и грот-мачте, двумя латинскими парусами на бизани и одним на «бонавентуре», что соответствует парусному вооружению каракки. Судно прославилось под командованием Мартина Фробишера в битве с «Непобедимая Армадой» у Гравелайна 29 июля 1588 г.

Весь следующий XVII век прошёл под флагом противостояния двух кораблестроительных школ - английской и голландской. Голландия, завоевавшая независимость от Испании в самом конце 16 века, развивалась бурными темпами. Увеличивалась торговля, для которой требовались новые корабли. И голландское кораблестроение почти полвека заставляло корабельщиков «туманного Альбиона» выступать в роли «догоняющих».

«Арк Ройал» («Ark Royal», Англия, 1587г.)
«Арк Ройал» («Ark Royal», Англия, 1587г.)
Длина - 36,8м
Ширина - 8,8м
Осадка - 4,9м
Водоизмещение - 800т
Вооружение - нет данных
Экипаж - 425 чел.
Этот парусник, по форме носовой надстройки, не каракка, а галеон, - это видно по надстройкам на верхних палубах, значительно более низким и менее заваленным внутрь, а также по наличию галереи, которая огибает корму. Паруса те же, что и на крупных каракках. «Арк Ройял» был флагманским судном лорда Говарда Эффингема во время морской операции против испанской Непобедимой Армады в 1588 году.

Голландцы первыми пошли на кардинальное увеличение длины корабля относительно к его ширине, чего не было у англо-испано-португальских галеонов, господствовавших тогда на море, что обеспечивало большую скорость и лучшую мореходность. Для придания своим кораблям прочности, голландцы ставили шпангоуты на небольшом расстоянии друг от друга, а в местах установления мачт их делали двойными.

Корабельная конструкция («набор») подкреплялась горизонтальными и вертикальными кницами. Корпуса кораблей голландские мастера изготовляли из дубовой древесины, - для постройки одного корабля требовалось не менее двух тысяч хорошо высушенных дубов. При разделке дерева тщательно следили, чтобы изгиб волокон соответствовал форме вырезаемой детали, которая при такой технологии становилась «вечной».

Дубовые доски обшивки предпочитали крепить шпангоутам с помощью деревянных шипов, т.к. железные гвозди моментально ржавели в морской воде. Чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков- древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Эти доски крепились уже гвоздями, располагавшимися так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие. Появилось много новых технических приспособлений, которые облегчали нелёгкий труд матросов.

Например, для подъёма якоря стали использовать специальную кат- балку, а для откачивания воды, просочившейся в трюм, устанавливали помпы. Впервые на палубу своих судов голландцами был вынесен штурвал, управлять которым было намного проще, чем румпелем.

Вся тяжёлая артиллерия размещалась на нижних деках. Все голландские корабли имели широкий нос, округлую корму и могли похвастать богатыми украшениями.

 «Принц Ройал» («Prince Royal», Англия, 1610г.)
 «Принц Ройал» («Prince Royal», Англия, 1610г.)
Длина - 35,0м
Ширина - 13,0м
Осадка - нет данных
Водоизмещение - 1400т
Вооружение - 64 орудия
Экипаж - нет данных
Первый линейный корабль “Принц Роял” представлял собой весьма прочное трехпалубное судно с вооружением, расположенным по бортам, на двух закрытых палубах. На корабле было установлено парусное вооружение по типу каракки.

Англичане тоже внесли свой вклад в развитие линейных кораблей. Собственно говоря, первым линейным кораблём историки военно-морского искусства обычно называют корабль «Принц Роял», построенный в Вулвиче выдающимся английским корабелом Финеасом Петтом в 1610 году.

Нос и корма корабля были диковинно изукрашены скульптурными изображениями и инкрустациями, над которыми работали лучшие мастера Англии. Достаточно сказать, что резьба по дереву обошлась английскому адмиралтейству в 441 фунт стерлингов, а позолота аллегорических фигур и гербов - в 868 фунтов стерлингов, что составило 1/5 затрат на постройку всего судна! Сейчас это кажется нелепым и парадоксальным, но в те далекие времена позлащенные идолы и истуканы считались необходимыми для поднятия боевого духа моряков.

«Феникс» («Le Phenix», Франция, 1669г.)
«Феникс» («Le Phenix», Франция, 1669г.)
Длина - нет данных
Ширина - нет данных
Осадка - нет данных
Водоизмещение - 1500т
Вооружение - 86 орудия
Экипаж -нет данных
Классический пример французского кораблестроения. Две мачты и бушприт несли прямые паруса. На бизань-мачте стояли латинские паруса. Отличался тщательно продуманной конструкцией подводной части

Англичане первыми стали делить свои корабли на ранги в зависимости от водоизмещения и числа батарейных палуб. Разделить линейные суда по другим признакам попросту не представлялось возможным, слишком уж разными их создавали корабелы, а кораблестроения, как науки, тогда ещё просто не существовало. Так судно 1-го ранга имело водоизмещение 5000 тонн и три палубы со 110 орудиями, а более лёгкое 3500-тонное судно 2-го ранга несло 80 пушек на двух батарейных палубах. Позже английская система ранжирования кораблей практически без изменений перекочевала в остальные европейские флоты.

«Соверин оф зе Сиз» («Sovereign of the Seas», Англия, 1636г.)
«Соверин оф зе Сиз» («Sovereign of the Seas», Англия, 1636г.)
Длина - 53,7м
Ширина - 15,3м
Осадка - 6,1м
Водоизмещение ~ 1550т
Вооружение - 102 орудия
Экипаж - нет данных
Многие рассматривают этот корабль как вершину кораблестроительного искусства своего времени. Стоимость его была огромна, он был примерно в десять раз дороже среднего 40-пушечного фрегата. Впервые в истории судостроения корабль имел три батарейные палубы, расположенные одна над другой. Художественное оформление было разработано Томасом Хейвудом и выполнено Джоном и Матиасом Крисмасами за общую сумму 6691 фунтов. Весь орнамент и богатейшие украшения, носовая фигура и резьба были выложены настоящим золотом!
Корабль этот участвовал в англо-голландских войнах, и в 1696 г. сгорел во время ремонта от случайного пожара. Многолетняя служба этого корабля свидетельствует о его прочности; он был построен из дуба, в других же странах корабли строили большей частью из сосны. Палубы шли ровно, без перерывов и уступов, как это имело место ранее, что придавало кораблю солидную крепость.

Англичане первыми сформулировали некоторые ключевые требования к постройке судов:
  1. длина корабля по килю (длина по ватерлинии была на несколько метров больше вследствие подъема носовой части) должна равняться трем ширинам, а ширина трем осадкам, считая последнюю не более 5 м;
  2. тяжелые надстройки хотя и способствуют красоте корабля, но, как перегружающие его и ухудшающие маневренность, должны быть сокращены;
  3. на крупных кораблях следует иметь 3 палубы, из которых нижняя должна быть на 0,6 м выше ватерлинии, чтобы нижняя батарея пушек могла действовать при волнении на море;
  4. палубы должны быть непрерывными и не прерываться каютными переборками, чтобы не уменьшить этим крепости корабля.
Результатом всех этих соображений явилась постройка по приказу короля Карла I корабля «Sovereign of the Seas» («Соверин оф зе Сиз» - «Повелитель морей»). Корабль был спроектирован и построен главным кораблестроителем английского флота Финеасом Петтом и сошел со стапеля в 1637г. с верфей в городе Вулриче (на Темзе).

Это был первый трехдечный линейный корабль. Водоизмещение его составляло около 1700 т (насколько приблизительны в то время были расчеты показывает тот факт, что после спуска этого корабля на воду строители определили его водоизмещение в 1637т, в списках 1651г. для того же корабля показано водоизмещение 1141т, в следующих списках дано водоизмещение 1556т).

Корабль имел 11 якорей с соответствующими якорными канатами; самый большой якорь весил 4400 фунтов. Первоначально было запланировано поставить на корабль 90 пушек ценой 20592 фунта, но, когда король посетил корабль 7 декабря 1638г., то приказал увеличить количество орудий до 102. Сметная себестоимость нового вооружения была 24447 фунтов 8 шиллингов 8 пенсов, к которым было добавлено 1700 фунтов. Деньги по тем временам просто немыслимые!

«Принц Виллем» («Prince Willem», Голландия, 1651г.)
«Принц Виллем» («Prince Willem», Голландия, 1651г.)
Длина – 33,4 м
Ширина – 12,7 м
Осадка – 5,1 м
Водоизмещение – нет данных
Вооружение – 40 орудий
Экипаж – 150 чел
Построенный в Миддлебурге для голландской Ост-Индской компании, «Принц Виллем» в своё время был одним из лучших торговых судов в мире. «Принц Виллем» был спроектирован с двумя полными палубами, но благодаря значительной высоте трюма позже появилась возможность установить выше грузового трюма орлоп-дек, на котором располагались жилые помещения для дополнительного экипажа на время боевых действий. В своем изначальном качестве торгового судна «Принц Виллем» оставался очень недолго. После одного плавания в Батавию, по возвращении в Голландию 28 июня 1652 года, он был аннексирован у Компании вместе с четырьмя другими кораблями на нужды военно-морского флота для войны с Англией. В октябре того же года корабль принял участие в сражении у Доунса (Downs). В бою, в котором он участвовал под командованием Витте де Вита, корабль был сильно поврежден. В 1653 году «Принц Виллем» был возвращен владельцам. 13 декабря 1661 «Принц Виллем» вышел в свое последнее плавание, и 11 февраля около острова Брэндона потерпел крушение

Появление этого корабля вызвало настоящую панику в рядах противников Британии. Впервые англичанам удалось удивить мир, представив революционную по замыслу конструкцию корабля, одно появление которого моментально изменило и взгляды на кораблестроение, и саму расстановку сил на море. И один раз «нащупав» этот удачный ход, английские корабелы будут раз за разом создавать «революционные ситуации» в мировом военно-морском кораблестроении. Это будет и появление паровой машины, и установка брони, и нарезные орудия, и появление дредноутов. Но это будет потом. А тогда «любимый ребёнок» Карла I стал предметом кошмарных снов и примером для подражания для флотоводцев и кораблестроителей всех морских держав. Сам же «детёныш» Карлу «вышел боком». Для достройки корабля и окончания его шикарной отделки Карлу пришлось ввести новые налоги и поднять старые, что привело к взрыву недовольства в народе и к революции. Карл потерял не только корабль, но и трон, и корону, и саму голову.

И спустя сотни лет, когда стоимость линейных кораблей возросла в сотни и тысячи раз, позволить себе обладание такими величественными монстрами могли позволить себе только очень немногие страны. И вступление в этот элитный клуб держав, претендующих на морское господство, оплачивалась десятками тонн золота налогоплательщиков.