Страницы

Провал черной колонизации Европы

Провал черной колонизации Европы
Первая волна переселенцев с Черного континента полностью исчезла, зато вторая волна Homo Sapiens вытеснила все другие виды людей, населявших 40—30 тысяч лет назад Евразию. Европейские противники Homo Sapiens были куда умнее, чем считалось еще пару десятилетий назад, однако они не смогли противостоять супероружию наших предков.
Почему полностью вымерла первая волна переселенцев из Африки?

Со времен дарвиновских открытий, касающихся эволюции видов, многие смены одних живых существ другими принято объяснять тем, что более совершенные приходят на смену менее совершенным. Еще десяток лет назад находились палеонтологи, всерьез утверждавшие, что динозавры вымерли потому, что млекопитающие были лучше приспособлены к окружающей среде.

Ровно таким же образом многие антропологи до самых недавних пор считали, что Homo sapiens, выйдя из Африки, быстро одолел неандертальцев в Европе и части Азии, а равно и денисовцев (вместе с другими азиатскими видами людей) за счет того, что имел более «продвинутый» мозг, умел использовать метаемые рукой копья, недоступные остальным представителям рода Homo, ну и в целом был гибче и прогрессивнее — например, сидел на «универсальной» диете (ел все подряд, проще говоря), в то время как неандертальцы и прочие были жестко привязаны к мясу и в период его дефицита страдали.

Такое «лобовое» представление о том, что в мире царит честная конкурентная борьба, при которой вымирают всегда наименее, а побеждают наиболее приспособленные, напрямую вытекало из культурных стереотипов, существовавших еще до Дарвина и укорененных в западноевропейской культуре, по которой даже общественная и экономическая жизнь являются борьбой всех против всех и поприщем непрерывной конкуренции. Более того, доминирование европейцев в окружающем мире в XIX веке объясняли тем, что «белая» раса якобы превосходит во всех смыслах «желтую» и «черную».

Научные факты, выявленные в XX и начале XXI века, как будто специально подбирались для того, что поставить с ног на голову подобное видение процессов эволюции. Оказалось, что динозавры, во-первых, не вымерли (ими являются птицы, число видов которых и сегодня больше, чем видов млекопитающих); во-вторых, они были теплокровными животными (а не холоднокровными рептилиями); ну а в-третьих, судя по всему, ни в чем не уступали млекопитающим, которые при них были вынуждены прятаться по норам и вести ночной образ жизни. Конец господства сухопутных динозавров оказался связан со случайным фактором (взрывом астероида мощностью в 100 миллионов мегатонн), сделавшим жителей нор хозяевами опустевшей планеты.

Ровно так же, с ног на голову, встали и представления о развитии человеческого вида.

Оказалось, что белокожими и голубоглазыми изначально были неандертальцы и что их вытеснили и частично ассимилировали чернокожие Homo sapiens, вышедшие из Африки.

Более того, даже в Европе они еще довольно долго сохраняли натуральный темный цвет.

Получалось, что черные люди современного типа пришли и победили белых европейцев порядка 40 тысяч лет назад. Получается, сперва именно выходцы из черной Африки были более «продвинутыми» и «приспособленными», чем белые неандертальцы? Новые данные ставят под сомнение и это, и вообще сам факт победы людей современного типа над неандертальцами и денисовцами за счет большей «продвинутости».

Древнейшая волна колонизации: более 210 тысяч лет назад

Еще в конце прошлого века считалось, что наш вид, Homo sapiens, возник в современном виде около 40 тысяч лет назад (долго не удавалось найти достоверные более старые останки) и почти сразу заселил Европу и Азию с Австралией. Новые находки отодвинули дату до 200 тысяч лет назад, а в 2017 году черепа из Марокко показали, что наш вид существовал там уже 315 тысяч лет назад. В то же самое время генетики доказали, что все ныне живущие на планете — потомки людей, покинувших Африку всего лишь 70 тысяч лет назад.

Что же заставило человека четверть миллиона лет сидеть сиднем и не выходить за пределы родного континента? Ситуация выглядела загадочной. Наш вид известен тягой к не всегда оправданным приключениям и освоению опасных мест. Да и более ранние представители рода Homo (эректусы) бодро вышли из Африки (дойдя до территории современной Грузии и Индонезии) практически сразу после своего возникновения.

Череп Апидима-1: сзади (слева), сверху и снизу (справа) Фото: Harvati et al.
Череп Апидима-1: сзади (слева), сверху и снизу (справа)
Фото: Harvati et al.

Как показывает опубликованная в Nature новая работа, на самом деле наш вид вовсе не сидел сложа ноги. Череп Апидима-1 по уран-ториевой датировке показал возраст в 210 тысяч лет, а найден он на юге Греции. К сожалению, сохранился он не полностью. Неполная сохранность и ряд черт, похожих на неандертальские, в течение 40 лет после обнаружения не давали понять, что перед учеными останки именно Homo sapiens. Но после проведения компьютерной томографии черепа удалось полнее проанализировать его морфологию. Апидима-1 имеет округлый (а не заостренный по-неандертальски) затылок — примету, относящую его либо к Homo Sapiens, либо, судя по неандертальским чертам, к гибриду человека и неандертальца. 

Тут следует уточнить, что Греция недалеко от Африки разве что по прямой, через море, а по берегу — несколько тысяч километров.

Изученность этого региона для времени палеолита очень низкая: археологи пока нашли там всего три человеческих черепа данной эпохи. То есть далеко не факт, что наш вид не покинул Африку заметно раньше 210 тысяч лет.

Где же следы генов первых колонистов-людей?

Возникает естественный вопрос: если по генетическим данным все нынешние не-африканцы происходят от африканцев, покинувших свой континент 70 тысяч лет назад, то где же следы генов первых колонистов-людей? Получается, они попали в Евразию минимум втрое раньше, чем те, чья кровь течет в наших с вами жилах. И где же, спрашивается, их потомки?

Правильный ответ на этот вопрос сводится к тому, что таких потомков не существует. Апидима-1 не оставил следов в генах живущих людей. Точно так же, как и люди современного типа, жившие на территории современного Израиля 177—194 тысячи лет назад (находка Мислия-1) и Южного Китая (возраст — 80—120 тысяч лет). Точнее, потомки были, но они все умерли.

Что именно убило потомков ранних волн чернокожих сапиенсов, добравшихся до Европы более 210 тысяч лет назад (очевидно, что Ближний Восток колонизировали еще раньше, просто такие останки еще не успели найти)? Это очень интересный вопрос, потому что сами по себе люди весьма живучи и могут вымереть только при условиях изоляции на очень небольшом острове или при популяции менее 70 человек.

На сегодня наиболее вероятный ответ — извержение супервулкана Тоба 70 тысяч лет назад. 

Как ясно из археологических находок, Homo sapiens в Евразии в период 210—80 тысяч лет назад все же проживали, и других кандидатов в события, которые могли бы объяснить, почему их генов сейчас нигде нет, просто не отмечается. В этом промежутке времени нет следов ни извержения супервулканов, ни падения больших астероидов, а примеров вымирания популяций людей на крупном массиве суши без чрезвычайно серьезных причин мы не знаем.

И тем не менее даже Тоба не может объяснить все. В Африке после его извержения численность людей тоже резко сократилась — до пары тысяч взрослых. Однако это все же не полное вымирание. Самое важное — в Европе и Азии до 70 тысяч лет назад жили не только современные люди, но и неандертальцы, и денисовцы. И если евразийские Homo sapiens сгинули без генетических следов, то белая кожа и светлые глаза, которые европеоиды наблюдают в зеркале, — генетические следы неандертальцев, скрещивавшихся с чернокожими сапиенсами после Тобы. Азиаты несут в себе гены еще и денисовцев, причем скрещивание с ними также случилось после извержения супервулкана. Да и археологические находки показывают, что денисовцы существовали еще 50 тысяч, а неандертальцы — 40 тысяч лет назад.

Получается, что в Евразии представители нашего вида не выдержали долгой вулканической зимы, последовавшей за катастрофой Тобы. А вот «примитивные» виды-современники вполне пережили это неприятное событие длиной во многие годы. Почему?

Непримитивные «примитивные»

Данные последних лет все больше указывают на то, что и неандертальцы, и денисовцы были чрезвычайно продвинутыми видами.

Неандертальцы, а точнее их прямые предки, в частности, владели метательным оружием — отлично сбалансированными, как показала реконструкция, копьями для метания. То есть ранние предположения антропологов, что люди современного вида умели метать копья рукой, а неандертальцы якобы не могли, не оправдались. Кроме того, они делали сложные составные орудия с помощью клея, который варили из смолы и воска. Надо сказать, что далеко не все популяции нашего вида умели создавать орудия с использованием склеивания уже в историческую эпоху.

Фрагмент рисунка, сделанного неандертальцем в пещере Ла-Пасьега (La Pasiega)  примерно 65 тыс. лет назад
Фрагмент рисунка, сделанного неандертальцем в пещере Ла-Пасьега (La Pasiega)
примерно 65 тыс. лет назад

Целый ряд свидетельств, не относящихся к орудиям, также указывает на большую продвинутость этого вида. Его пожилые представители питались вареной кашей из ячменя (полученного собирательством), неандертальцы лечились пенициллином (видимо, собирая плесень) и обезболивались салициловой кислотой (из коры деревьев). Наконец, у них нашли следы религиозных обрядов — сожжение костей животных в центре кругов из специально расставленных отломленных сталагмитов. Наконец, они рисовали (их рисунки старше любых человеческих) и делали украшения, которые также старше человеческих.

Денисовцы также мало похожи на «примитивный» вид. К сожалению, их стоянки пока можно пересчитать по пальцам одной руки, известно об этих обитателях гор не так много. Но именно они оставили нам браслет из полудрагоценного камня с высверленным в центре отверстием для шнура, на котором его носили. Браслет, что интересно, явно сверлили каменным сверлом на станке — при том, что у людей станки для сверления возникли через 40 тысяч лет после того, как денисовский мастер сделал свое украшение. Тому же виду принадлежит и древнейшая известная игла с ушком.

«Денисовский» браслет, реконструкция и оригинал (справа внизу) Иллюстрация:  Anatoly Derevyanko and Mikhail Shunkov, Anastasia Abdulmanova
«Денисовский» браслет, реконструкция и оригинал (справа внизу)
Иллюстрация:
Anatoly Derevyanko and Mikhail Shunkov, Anastasia Abdulmanova

Довольно очевидно, почему Тоба не могла истребить оба этих вида: это, по сути, люди, только другого вида, и достаточно многочисленного. Точно так же, как в Африке вулканическая зима лишь сжала популяцию людей нашего вида, она не смогла истребить два других вида людей и в Евразии. Судя по очень малому числу находок следов Homo sapiens в Европе и Азии, их там попросту было куда меньше, чем неандертальцев и денисовцев.

Малые популяции при катастрофе масштабов Тобы действительно могли не сжаться, а исчезнуть. Вулкан выбросил в воздух 800 миллиардов кубических метров пепла, что во много раз больше, чем, например, во время извержения вулкана Тамбора в 1815 году, после которого сульфатные аэрозоли достигли США, а температура в Северном полушарии упала настолько, что 1816 год в западной истории известен как «год без лета» (это самый холодный год за всю историю наблюдений).

Но и это не полный ответ на вопрос «почему?». Ведь те, кто вышел из Африки 70 тысяч лет назад, уже спустя 30 тысяч лет назад начали активно теснить неандертальцев в Европе, а вскоре повторили то же самое в Азии и с денисовцами, и с неандертальцами-азиатами. Почему им удалось стать многочисленными в Евразии и почему этого не смогли люди, покинувшие Африку в первой волне колонизации, более 210 тысяч лет назад?

Катастрофа и технологии

Ответ на вопрос «почему первая волна сапиенсов не справилась с другими Homo» может состоять из двух частей. Во-первых, неандертальцы около 40 тысяч лет назад получили свою Тобу в миниатюре. Извержение на Флегрейских полях в Италии покрыло большую часть Европы пеплом, ему помогли синхронные извержения вулкана Святая Анна в Карпатах и Казбека на Кавказе. К счастью, там не было столь же мощного извержения, как 70 тысяч лет назад, и пепел в больших количествах не достиг стратосферы.

Зато он покрыл землю — в Румынии его слой превысил метр. На свежем пепле нет растительности, без еды гибнет дичь. Охота и собирательство в таких условиях могут не спасти от голода. Само по себе и это, и временное снижение температур на 5-10 градусов не вызвало бы вымирания неандертальцев (можно мигрировать на большое расстояние в надежде добыть еду там), но был и еще один фактор.

Распространение второй волны Homo Sapiens в Европу через Ближний Восток Иллюстрация: Wikimedia CC BY-SA 4.0
Распространение второй волны Homo Sapiens в Европу через Ближний Восток
Иллюстрация: Wikimedia CC BY-SA 4.0

Бушмены сегодня рассматриваются как одна из наиболее примитивных в техническом отношении групп людей, но десятки тысяч лет назад все было совсем иначе. Именно на их территории археологи несколько лет назад нашли древнейшие наконечники стрел, в том числе такие, в которых, по данным этнографии, использовали яд, убивающий подстреленное существо. Возраст таких находок — не менее 40-50 тысяч лет, и их необычность в том, что они практически не отличаются от сходных наконечников стрел (которые также делали отравленными), зафиксированных этнографами у бушменов в XIX веке. Более того, самые древние микролиты, небольшие каменные фрагменты, пригодные для использования в виде наконечников, в ареале расселения бушменов встречаются и в более ранний период — уже 71 тысячу лет тому назад. До них микролиты, пригодные как наконечники стрел, нигде не отмечаются.

Древнейшие микролиты из пещеры Пиннакл Пойнт в Южной Африке  имеют возраст в 71 тысячу лет Фото: Kyle S. Brown et al.
Древнейшие микролиты из пещеры Пиннакл Пойнт в Южной Африке
имеют возраст в 71 тысячу лет
Фото: Kyle S. Brown et al.

Революция, связанная с получением качественных каменных пластин для наконечников, куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Предки бушменов получали достаточно малые и ровные пластины, предварительно подолгу раскаляя каменное сырье в костре до трех сотен градусов — так камень не только легче расщеплять, но и малые пластины из него выходят ровнее, что в случае стрел очень важно. Догадаться до этого из случайных наблюдения за свойствами камня, полежавшего в огне, не так уж и просто. Кто-то проделал большую умственную работу, давшую его потомкам огромное преимущество и на охоте, и на войне.

Напомним, что стрелы и дротики этого времени действительно давали их владельцам сильные козыри. Никто не будет делать стрелу, если ему нечем ее метать. Находки, о которых идет речь, означают, что их изготовители не просто делали наконечники, но и имели либо лук, либо копьеметалку (без них у стрел и дротиков просто недостаточная убойная сила). К сожалению, такие орудия очень плохо сохраняются, в отличие от наконечников, поэтому точно понять, чем пользовались древнейшие бушмены, непросто (современные бушмены пользуются простым луком).

Но и с тем и с другим они могли поражать противника с большей дистанции, чем те, кто не имел никаких средств метания, кроме своих рук (например, неандертальцы). Кроме того, действительно небольшие метательные орудия можно метать не только дальше, но и чаще. Прицельно метнуть рукой 10-12 копий в минуту сложно, да и нести с собой такой большой запас сложно. Дротики, не говоря уже о стрелах для лука, в этом отношении куда быстрее и удобнее.

Таким образом, люди современного вида все же имели серьезное технологическое преимущество перед неандертальцами — в оружии, поражающем на расстоянии. Но это преимущество заключалось не просто в наличие метательных копий (простые метательные копья белые аборигены Европы как раз умели использовать), а именно в умении изготавливать оружие очень сложное и более дальнобойное. Еще десять лет назад сама возможность использования луков или дротиков (с продвинутыми наконечниками) 70 тысяч лет назад даже не обсуждалась в научной литературе. Считалось, что подобная технология просто слишком сложна для такой глубокой древности. И лишь новые археологические находки показали, что люди современного вида действительно создали «второе поколение» метательного оружия уже в столь древние времена.

Еще раз подчеркнем: само по себе технологическое преимущество не означает автоматической победы колонизаторов над местным населением. Переселенцы издалека всегда приходят небольшими группами, плюс они плохо понимают специфику выживания на новом континенте. Достаточно вспомнить пример викингов, которые тысячу лет назад создали колонию в Новом Свете. На первый взгляд, их железное оружие и доспехи давали им огромное технологическое преимущество над местными индейцами-беотуками, находившимися в каменном веке. Однако на практике беотуков было больше, и перед высадкой викингов их численность не подорвала катастрофа, подобная флегрейской. Поэтому технические преимущества европейцев в тот раз не помешали индейцам вытеснить их со своей земли.

Каменное вооружение племени беотуков Ньюфаундленда было хуже железного скандинавского оружия, но беотуки не были прорежены природной катастрофой, поэтому викинги оставили Америку в покое Иллюстрация: Wikimedia Commons
Каменное вооружение племени беотуков Ньюфаундленда было хуже железного скандинавского оружия, но беотуки не были прорежены природной катастрофой, поэтому викинги оставили Америку в покое
Иллюстрация: Wikimedia Commons

То есть корни быстрого захвата Европы второй волной «африканских колонизаторов» лежали именно в удачном сочетании факторов: и природной катастрофы, проредившей ряды европейских аборигенов 40 тысяч лет назад, и технической революции каменного века, случившейся в Африке раньше, чем в Европе. По отдельности они могли бы и не привести к такому феноменальному успеху.

Южноафриканцы (предки бушменов), чьи контакты с восточноафриканцами около 70 тысяч лет назад отмечают генетики, стали источником той самой главной волны заселения мира, что вышла из Африки около 70 тысяч лет назад. Попав в Евразию, они натолкнулись на серьезно пострадавших от мегаизвержений европейских неандертальцев и денисовцев, которым также были неизвестны микролиты, которые можно использовать как наконечники стрел и дротиков. 

Зато после прихода людей современного типа в Европу заостренные микролиты становятся здесь обычной находкой. Цепочка «микролиты бушменов (71 тысяча лет назад) — микролиты в Европе» — косвенный индикатор того, что именно технологический перевес в метательном вооружении стал тем решающим фактором, который помог человеку современного вида закрепиться там, где раньше доминировали другие виды.

Микролиты ориньякской культуры,  одной из древнейших культур людей современного вида в Европе
Микролиты ориньякской культуры,
одной из древнейших культур людей современного вида в Европе

Умение делать изящные украшения, и даже наличие религиозных представлений и знания свойств пенициллина, может быть, и выдают в их носителях немалый ум. Но оружие отличается от культуры тем, что позволяет выигрывать войны даже в том случае, если победители, как это часто бывает в земной истории, совсем не превосходят общество побежденных в культурном отношении (можно вспоменить историю побед Рима над Грецией в античности и множество других примеров).

Alexander Berezin