Страницы

Будда из Султанганджа

Будда из Султанганджа
Будда из Султанганджа

Прекрасную статую Будды, о которой пойдет речь, честнее было бы называть не Буддой из Султанганджа, а Буддой из Бирмингема, ведь последние 150 лет местом его постоянного пребывания является музей в английском городе Бирмингем. Там, в галерее номер три, и живет этот индийский Будда.
В мире существует огромное число статуй Будды. А в буддизме - огромное число ипостасей Будды. Будда Акшобхья, например, изображается с телом синего цвета, колокольчиком, лотосом, молитвенным барабаном и мечом. Он считается одним из пяти Будд мудрости и управляет Восточной Чистой Землей. Будда Амитабха управляет Западной Чистой Землей. Его изображают сидящим в позе лотоса и с телом красного цвета.

Будда Амогхасиддхи имеет зеленую кожу и носит шлем и серьги. Будда Самантабхадра с темно-синей кожей изображается нагишом и часто вместе со своей супругой, белокожей и такой же голой Самантабхадри. Будду Варджрахару изображают сидящим на лотосе и со скрещенными на груди руками, в одной у него колокольчик, в другой оружие Индры - ваджра, помесь меча, булавы и копья. И это не все Будды, а только часть известных людям. Статую Будды из бенгальского Султанганджа называют иначе Победоносным Буддой.

Путешествие на Запад

Весь XIX век англичане активно занимались колонизацией Индии. В те времена бытовала имперская идея, гласившая: британцы, как высокоцивилизованная нация, должны нести свет мудрости диким азиатским народам. Они очень старались, преодолевая сопротивление туземного люда, для которого белые цивилизаторы были не друзьями, а врагами.

Первыми в Индии закрепились военные, следом за ними пришли торговцы и промышленники, а потом - врачи, учителя, инженеры. Врачи пытались ввести в дикой и чудовищно грязной Индии европейские больницы, учителя стремились приобщить туземцев к сокровищнице великого английского языка, а инженеры занялись самым насущным делом - строительством железных дорог. На тот момент истории железные дороги были верхом технического гения европейцев. Индийцы на все эти культурные достижения смотрели без интереса. Зато европейцы были в восторге от индийской культуры. Вдруг оказалось, что земля, которую они решили приобщить к цивилизации, сама имела огромное культурное наследие. Древние руины, которые англичане встречали на каждом шагу. Древние книги, которые хранились в индийских монастырях. Древние статуи, которые поражали своей монументальностью и необычайной красотой. Англичане влюбились в Индию и всеми силами старались увезти кусочки этой страны домой, в Британию.

Как-то в 1862 году они начали очередное строительство железной дороги в штате Бихар. Дорога должна была проходить через ничем не примечательный город Султангандж. Чтобы провести ее по ровной местности и основательно укрепить, требовалось сделать надежную насыпь. Вблизи от места строительства обнаружился подходящий холм с обломками кирпичной кладки. Рабочие принялись раскапывать холм... а под ним нашли развалины древнего буддийского монастыря. Развалины были буквально нашпигованы артефактами. Но одна из находок потрясла всех: лопаты строителей наткнулись не на большой камень, как показалось сначала, а на огромную голову бронзовой статуи. Это и был тот самый Победоносный Будда.

Статую выкопали и стали решать, что дальше с ней делать. Кто-то предложил рационально использовать находку - то есть отдать сей артефакт в переплавку и выручить за это порядочное количество денег. Будде очень повезло: не все считали, что он достоин только плавильного котла. За него вступился владелец сталелитейного производства из Бирмингема Самуэль Торнтон. Он оплатил перевозку Будды из Индии в Бирмингем - 200 фунтов стерлингов из своего кармана (по тем временам это были большие деньги).

До Англии Будда добирался очень долго. А в 1867 году занял достойное место в музее Бирмингема.

Победоносный посланец Гутттов

Славный музей Бирмингема имеет полное право гордиться своим приобретением - спасенный Будда оказался высокохудожественным и очень древним произведением искусства. Статуя из Султанганджа относится к так называемой эпохе Гуптов, то есть к IV-VII векам. Благодаря торговле с Римом и Передней Азией в Индию того времени проникли и оказали огромное влияние на индийское искусство персидские и европейские (в основном античные) традиции.

Но это влияние касалось не того, что изображает скульптор, а какими методами он работает.

Античная скульптура для индийских мастеров была эталоном того, как нужно работать с камнем и металлом, но темы они черпали из местных религий. Будда из Султанганджа поражает своими размерами (2,3 метра высотой и более полутонны весом) и качеством проработки мельчайших деталей.

Он изображен стоящим во весь рост и облаченным в монашеское одеяние, правая рука Будды поднята на уровень груди и развернута к зрителю ладонью (умиротворяющий жест абхая-мудра), левая сложена в благословляющий знак. А одежда легчайшими складками спадает вниз. Складки бронзовой одежды сделаны так искусно, что кажется, будто это тончайшая ткань, а не металл.

Так же детально выписаны его лицо, завитушки кудрявых волос, длинный нос, пухлые губы и тяжелые веки, прикрывающие глаза. Лицо одухотворенного и отрешенного от жестокого мира созерцателя, полностью достигшего абсолютного знания и покоя. Статуя была изготовлена литьем из металла методом так называемого «утраченного воска».

Секреты металлургов

То, что индийские мастера великолепно умели работать с металлом, общеизвестно. Они занимались литейным делом с глубокой древности и оставили немало прекрасных произведений искусства. Впрочем, высокохудожественным литьем славилась не только Индия, но и вообще весь Древний мир, начиная еще с Шумера. Именно шумерские мастера ввели в обиход наиболее изощренный способ детализации металлических отливок - метод «утраченного воска».

И случилось это примерно в III тысячелетии до нашей эры, когда мастера стали работать со сплавом меди с другими металлами - бронзой. Бронза оказалась прекрасным материалом, который был достаточно прочен, но в то же время хорошо подвергался обработке. Мастера использовали три типа литья: для изделий, не требовавших особой тонкости и детализации, использовали обычное литье в пустую форму из глины; для больших скульптур - литье по частям с дальнейшим механическим скреплением отливок между собой; но верхом мастерства считалась отливка методом «утраченного воска».

Это был сложный процесс, требовавший и опыта, и знания цеховых секретов. Сначала скульптор делал саму модель из глины, смешанной с углем. Эта модель называлась внутренним, или твердым телом. Потом основа покрывалась слоем воска и снабжалась специальными выступами, которыми она должна была крепиться к внешней форме. Модель опускалась в жидкую глину, чтобы внешняя форма полностью повторила тончайшие детали, нанесенные на воск, а потом, когда глина засыхала, форму подвергали нагреванию, и расплавленный воск вытекал через специальные отверстия. Внутри образовывалось пространство, в которое заливали расплавленную бронзу, - и получалась точная копия модели.

Конечно, на этом изготовление скульптуры не заканчивалось: нужно было избавиться от так называемых литников, которыми твердое тело удерживалось в форме, отшлифовать и доработать тонкие детали, придать отливке идеальную гладкость путем шлифовки.

Статуя Будды из Султанганджа была сделана именно таким способом. Победоносный Будда очень хорошо сохранился и не в последнюю очередь потому, что долгое время пролежал в груде песка и камней. Зато прибыв в Англию, он сразу же занял достойное место в музейной коллекции. Кроме него, там имеются и другие Будды. Но Будда из Султанганджа, как считают искусствоведы, обладает самыми высокими художественными достоинствами. Жаль лишь, мы никогда не узнаем имени мастера, который его сотворил.