Страницы

Индейские собаки. Собаки салишей

Индейские собаки

Собаки – это млекопитающие семейства псовых. К тому времени, когда европейцы начали заселять американский континент, собаки уже были одомашнены от Арктики и до Южной Америки.

Некоторые ученые считают, что собаки были приручены в Азии и пересекли Берингов пролив около 10000-15000 лет назад, но есть свидетельства, что Американские Индейцы приручили местных североамериканских равнинных волков (Canis lupus pallipes). Кости животных, напоминающие волчьи, но меньшие по размеру, были датированы периодом 10 200 лет до н.э. Учитывая останки, найденные в местечке Костер (современный Иллинойс), нет сомнений в том, что индейцы держали прирученных собак в Северной Америке уже около 5000 лет до н.э.

Три породы собак, которые разводятся и по сей день, предположительно, были выведены коренными американцами. Это породы шолоитцкуинтли, каролинская собака и маламут. За исключением племен Большого Бассейна, большинство владельцев собак в Северной и Южной Америке давали своим питомцам имена и в какой-то степени считали их своими домашними животными. Наскальный рисунок в Вайоминге, датированный 400 годами н.э., изображает собаку на привязи.

Иезуитский священник Бернардо де Сахаган в своих писаниях приводит четкое доказательство существования и важности собак в качестве компаньонов в Западном полушарии, детально описывая шесть видов собак, которых держали ацтеки, основавшие империю около 1100 лет нашей эры в Мезоамерике.

Сахаган пишет, что собаки ацтеков были разных размеров (от больших до маленьких) и следовали за своим хозяином.
«Они радостны, и дружелюбно виляют своим хвостом», - пишет Бернардо.
«Они рычат и лают; они прижимают свои уши к шее в знак любви. Они едят хлеб и зеленые стебли кукурузы, а также сырое и приготовленное мясо».
Кроме роли домашних питомцев, собаки служили так же и в практических целях. На протяжении всего Западного полушария, они считались источником церемониальной пищи, их мех и кожа использовались для одежды. В южной части Гренландии из кожи собак шили парки (длинные теплые куртки), а на северо-западе Северной Америке некоторые племена собак разводили ради шерсти, из которой делались ремни и одеяла.

Женщины племени флэтхед (салиш) разводили собак с густой, белой шерстью для этих целей, и держали их на побережье острова, чтобы не допустить скрещивания с охотничьими псами.

Инки, чья империя возникла в современном Перу и части Боливии около 1000 лет н.э., использовали собак для охраны своих ламьих стад. В Северной Америке собак использовали для транспортировки домашнего скраба. На Равнинах собаки перевозили вещи и травуа; в Арктике они везли сани. Обычно женщины тренировали собак для перевозки имущества.

Некоторые племена использовали собак в охоте. Мочи, что жили на северном побережье Перу с 200 лет до н.э. и по 600 лет н.э., и майя, чья культура возникла в современной Мексике около 1 500 лет до н.э., использовали этих животных для загона оленей в сети. В Северной Америке племя тлинкитов с северо-западного побережья так же держали охотничьих собак. Племя юрок, жившее в современной Калифорнии, с помощью собак охотились на кроликов и белок, а так же на более крупную дичь, такую как лисы, олени и лоси. Племя пенобскот на северо-востоке охотились вместе с собаками, которые были приручены по данным некоторых археологов ранее 700 лет до н.э.

Одной из отличительных пород собак у ацтеков, с которой столкнулись испанцы в Мексике, оказалась шолоитцкуинтли. Название шолоитцкуинтли трансформировалось в слово «койот», чтобы показать схожесть породы с волкоподобными хищными Canis latrans (луговая собака, койот), которые были распространены на большей части Северной Америки.

Шолоитцкуинтли (так же известная как ксоло или мексиканская голая собака) – это бесшерстная собака ацтеков, которая, как полагают, является одной из старейших чистых пород собак, доживших до наших дней. Археологические находки этой породы датируются, по крайней мере, периодом в 3 300 лет.

Название породы в языке ацтеков науатль ссылается к имени бога Шотоль, который был богом игры в мяч, и часто изображался в виде собаки с деформированными лапами. Ацтеки верили, что собаки шолоитцкуинтли переводят души умерших в другой мир. Несколько красных керамических статуй шолоитцкуинтли, датированных 200-900 годами нашей эры, были обнаружены вблизи захоронений в Колиме, Мексика.

Хотя инки так же разводили безшерстных собак, Сахаган задокументировал безшёрстных койтов именно ацтеков:
«Они разводят на своей земле каких-то собак, вовсе не имеющих шерсти, а если на них и есть какая-то шерсть, то ее очень мало. Так же они выращивают и других собак, которых зовут шолоитцкуинтли, так же не имеющих шерсти, и накрывают их на ночь одеялами для сна». 
 Собаки чихуахуа, которые намного меньше шолоитцкуинтли, являются частью этого вида собак.

Де Сахаган так же упоминал маленьких и круглых собачек, выведенных ацтеками: «они очень хороши для еды». Он писал, что этих собак кормили авокадо, кукурузой и мясом.

Исходя из записей Сахагана, эти собаки пользовались высоким спросом, и их заводчики были уважаемыми и богатыми людьми. Другие испанцы, включая Эрнана Кортеса и его команду, находили этих собак такими вкусными, что начали их разделку и продажу в качестве продовольствия для морских судов. Результатом этого бизнеса стало практически полное вымирание породы.

Каролинская собака, которая напоминает койота, часто называется «примитивной» так как и по сей день она остается дикой, практически не прирученной. Некоторые из этих животных по-прежнему живут дикими на воле в болотах и лесах на юго-востоке Соединенных Штатов.

Предварительное тестирование ДНК в Университете Южной Каролины показало, что каролинская собака может быть родственницей самым ранним одомашненным собакам на этом континенте. Их внешнее сходство с койотами сделали их объектом для истребления поселенцами и солдатами, и сейчас они на грани исчезновения. Только недавно эта порода была признана официально, и началось ее возрождение, хотя существование этих собак в дикой природе по-прежнему под угрозой.

По мнению некоторых антропологов, маламуты Аляски, напоминающие сибирских хасок и использующиеся для перевозки грузов в Арктике, могли мигрировать из Азии в современную Аляску. Это случилось ранее, чем 8 миллионов лет назад и было тысячелетним путешествием.

В течение этого пути произошли и внешние изменения. Маламуты Гренландии имеют более длинную шерсть и короткие ноги, чем те, что остались жить в северной Канаде. Это случилось ранее, чем 8 миллионов лет назад и было тысячелетним путешествием. В течение этого пути произошли и внешние изменения. Маламуты Гренландии имеют более длинную шерсть и короткие ноги, чем те, что остались жить в северной Канаде.

Убедительные аргументы можно привести о периоде 10 000-15 000 лет назад, когда северные охотники одомашнили волков. Хотя все собаки произошли от волков, маламуты, как ездовые собаки, являются их ближайшими генетическими родственниками. Как и волки, ездовые собаки воют вместо того, чтобы лаять. У них острые уши, густая шерсть, которая может быть белой, черной или иметь оттенки и цветовые смеси. В отличие от волков, они могут высоко держать голову и хвост.

Независимо от того, как возникла эта порода, ранние русские и английские исследователи, которые сталкивались с племенами, жившими в области залива Нортон на Аляске, были впечатлены работой собак, которых разводили люди для помощи в охоте на тюленей и полярных медведей, и для езды в упряжках.

Количество собак в упряжке зависило от возможности хозяина прокормить их, но обычно крупнейшие группы насчитывали по семь собак. Упряжка из семи собак способна перевезти груз до 900 фунтов, проходя расстояние по 55 миль в день (88,51км). Управлять упряжкой собак – задача не из легких. В теории, вожака упряжки обучают реагировать на команды хозяина, а другие собаки должны следовать за ним, хотя иногда они этого не делают. Когда собаки двигались слишком медленно, женщина бежала впереди них и делала вид, что режет мясо, чтобы поощрить собак. Часто каюр бежал впереди упряжки, чтобы проверить, нет ли на пути камней и других препятствий на пути.

Хотя дети и играли со щенками, эти собаки не являлись домашними питомцами. Они были необходимы для перемещений, и с этим хорошо справлялись. Зимой племя инуитов строило маленькие снежные дома для сук и щенков маламутов. Весной они часто делали обувь для собачьих лап, чтобы защитить их от тающих льдин.

Порода маламут получила свое название от северного племени. Считается, что хаски Аляски, которые похожи на маламутов, но содержат другие штаммы, были выведены Джонни Алленом, атапаском, в 1930 -х годах.


Ученые из Музея естественной истории и культуры имени Томаса Берка в Сиэтле подтвердили, что индейское одеяло из коллекции музея соткано из шерсти ныне исчезнувшей породы собак – салишской шерстистой собаки.

Салишские женщины ткут одеяло из шерсти (1849 – 1856). Картина Пола Кейна
Салишские женщины ткут одеяло из шерсти (1849 – 1856).
Картина Пола Кейна

На протяжении столетий этих собак разводили береговые салиши – группа индейских народов, живших в северной части тихоокеанского побережья, там, где сейчас находятся штаты Вашингтон и Орегон, а также канадская провинция Британская Колумбия. Они использовали собак этой породы для получения шерсти и стригли их, как другие народы стригут овец. Салиши довольно быстро поняли, что длинная густая шерсть у их собак – рецессивный признак, которые не сохраняется у потомства при скрещивании с другими собаками. Поэтому они разводили своих шерстистых собак отдельно от тех, которых использовали во время охоты. Если коренные народы Центральной и Южной Америки одомашнили нескольких животных: лам, альпак, морских свинок, мускусных уток, попугаев ара, индеек, то у более северных народов до прихода европейцев кроме собаки домашних животных не было, а салишская порода была единственной, которая разводилась не как помощник на охоте, а ради шерсти.

Собак содержали группами по 12 – 20 животных и кормили в основном лососем. Иногда в рацион включали жир и печень оленей вапити, считалось, что это сделает собачью шерсть блестящей. Цвет шерсти обычно был белым. Чтобы оградить породу от смешения с другими собаками, собак содержали в пещерах, огороженных ямах или на островах. По сохранившимся костям зооархеологи установили, что высота в холке салишских собак была в среднем 44 сантиметра.

Груминг собак проходил один раз в год, в мае или июне. Менее ценные сорта пряжи получали, смешивая собачью шерсть с шерстью диких горных коз, перьями или растительными волокнами. Использовали несколько натуральных красителей. Магония падуболистная (Mahonia aquifolium) делала волокна желто-зелеными, росший на кленах мох – коричневыми, лишайник, который собирали на скалах по берегам реки Колумбия – красными.

Основным изделием, которое получали из собачьей шерсти, были одеяла. Они высоко ценились и использовались в меновой торговле с окрестными народами. Рассказывали, что за восемь шерстяных одеял можно было приобрести раба. Одеяла дарились во время потлача.

Первым описал салишских собак Джордж Ванкувер, исследовавший тихоокеанское побережье Северной Америке на корабле «Дискавери». В мае 1792 года он очутился в заливе, которому дал название Пьюджет в честь одного из офицеров своего судна. У южной оконечности острова Бейнбридж экспедиция встретила группу салишей, путешествовавших на каноэ со всем своим имуществом. В каноэ сидели и собаки.

«Собаки, принадлежащие этому племени индейцев, были многочисленны и очень напоминали померанских, хотя в целом несколько больше, – описывал позднее салишских собак Джордж Ванкувер. – Они были острижены так близко к коже, как стригут овец в Англии. И их шерсть была настолько плотной, что большие куски можно было поднять за угол без какого-либо разделения. Она состояла из смеси грубой шерсти с очень длинными волосами, пригодными для пряжи».
Позднее, когда на северо-запад пришли европейцы, изоляция салишских собак нарушилась, и неумолимый закон Менделя привел к тому, что признаки этой породы быстро исчезли. Сыграли свою роль и болезни, принесенные собаками переселенцев. Считается, что салишская порода прекратила существование к концу XIX века. Однако есть сведения, что последняя чистопородная собака, принадлежавшая члену племени скокомишей, умерла в 1940 году. В музее канадского города Чилливак (Chilliwack Museum and Archives, Booen Fonds, P.Coll 120 No. 25) хранится редкая фотография салишских женщин с собакой.

Фотография салишских женщин с собакой.
Фотография салишских женщин с собакой.

От когда-то распространенной традиции салишских изделий из собачьей шерсти сейчас сохранилось лишь несколько образцов, разбросанных по различным музеям, причем далеко не для всех из них подтверждено происхождение из шерсти салишской собаки. В 2011 году в собраниях Смитсоновского института нашлось семь шерстяных предметов, привезенных с тихоокеанского побережья экспедицией Льюиса и Кларка (1804 – 1806). Исследование шерсти под микроскопом, а также изучение структуры белков, проведенное Кэролайн Солаццо (Caroline Solazzo) из Университета Йорка и ее коллегами, подтвердило, что шерсть принадлежала собакам. Одеяло из Музея имени Берка – единственное изделие из шерсти салишских собак, хранящееся на территории, где они когда-то жили.

История экспоната известна не полностью. Он происходит из коллекции индейских артефактов Джеймса Уикершема (James Wickersham, 1857 – 1939), депутата Палаты представителей штата Вашингтон, позднее – первого в истории федерального судьи на Аляске, многолетнего представителя Аляски в Конгрессе США и активного сторонника ее независимости. После смерти Уикершема его наследники продали коллекцию туристическому магазину, но другой собиратель оценил ее важность и выкупил все предметы. В 1957 году коллекция досталась Музею имени Берка

Салишское одеяло  из Музея естественной истории и культуры имени Томаса Берка
Салишское одеяло
из Музея естественной истории и культуры имени Томаса Берка

Одеяло имеет скромный вид. Его украшают всего две коричные полосы по бокам. В середине имеется небольшой разрыв. Благодаря этому разрыву ученые и узнали, из чего оно сделано. Специалист по текстилю береговых салишей Лиз Хэммонд-Каарремаа (Liz Hammond-Kaarremaa) получила грант на исследование одеял и одежды салишей, хранящихся в музее и обратила внимание на торчащие в разрыве этого одеяла волокна и заинтересовалась ими. Под микроскопом они значительно отличались от шерсти диких коз – другого материала, используемого индейцами. Тогда у исследовательницы и возникло предположение, что шерсть принадлежит салишским собакам.

Лиз Хэммонд-Каарремаа обратилась к Элейн Хамфри (Elaine Humphrey) и Теренсу Лойчуку (Terrence Loychuk) из Университета Виктории. Они изучили одеяло при помощи светового и растрового электронного микроскопов и подтвердили эту гипотезу. Собачья шерсть служила материалом для нитей утка, основа была сплетена из растительных волокон и сухожилий. В отличие от многих других салишских изделий в этом одеяле ткач использовал две нити утка, одна из которых проходит перед, а другая – позади нити основы.