Страницы

Рыба, нерестящаяся на побережье

California Grunion (Leuresthes tenuis)  on the beach in San Diego, California, USA
California Grunion (Leuresthes tenuis)
 on the beach in San Diego, California, USA

Ежегодно в марте, в полнолуние, пляжи Тихоокеанского побережья Южной Калифорнии становятся серебряными от миллионов сверкающих тел грунионов. Каждая волна выносит на берег массу этих маленьких рыбок, образующих бесконечную, насколько видит глаз, трепещущую живую кайму вдоль линии прибоя.

Самки с помощью хвоста быстро зарываются в песок, так что из него торчат только их головы. Каждый самец выбирает себе партнершу и обвивается вокруг ее тела с тем, чтобы оплодотворить откладываемую ею икру своей спермой. Следующая волна уносит обоих назад в море.

Ежегодный десант на берег. Каждый год на побережье Калифорнии с риском для жизни спариваются грунионы (на фото), хотя без воды они быстро задыхаются.
Ежегодный десант на берег.
Каждый год на побережье Калифорнии с риском для жизни спариваются грунионы (на фото), хотя без воды они быстро задыхаются.

Если грунионы правильно выберут время и самки отложат икру в удачном месте, оплодотворенная икра благополучно пролежит во влажном песке следующие две недели, недоступная морским хищникам, пока не будет достигнута максимальная для этого месяца высота прилива. Обрушиваясь на песок, в который отложена икра, массы воды стимулируют вылупление мальков.

California Grunion (Leuresthes tenuis)  on the beach in San Diego, California, USA
California Grunion (Leuresthes tenuis)
 on the beach in San Diego, California, USA

Такой способ размножения довольно опасен: множество грунионов так и остаются лежать на берегу выше линии прибоя, становясь легкой добычей чаек; такая же судьба уготована и значительной части мальков. Нынешние грунионы унаследовали эту рискованную практику от предшествующих поколений, но остается загадкой, по какой причине она возникла впервые. Возможно, когда-то на побережье было меньше хищников и икра была там в большей безопасности, чем в море. В этом случае в те времена риск был вполне оправдан.