Страницы

Мезоамериканское какао

Листья и семенные коробочки какао. Рисунок, выполненный китайскими художниками в Bencoolen, Суматра, для сэра Стэмфорда Раффлза.  Первоначально опубликовано в 1824 г. Источник: НХД 48/35
Листья и семенные коробочки какао.
Рисунок, выполненный китайскими художниками в Bencoolen, Суматра, для сэра Стэмфорда Раффлза.
Первоначально опубликовано в 1824 г. Источник: НХД 48/35

Какао – бог пантеона индейцев майя в Центральной Америке, персонификация дерева какао.

Майя спустились с плоскогорий на месте современной Мексики и вытеснили из долин племена ольмеков. Пантеон майя включал большое количество божеств, среди которых нашлось место и для бога какао, покровителя земледельцев и тех, кто выращивал поистине чудесные зерна какао.

Какао - бог какао майя
Какао - бог какао майя

Впервые какао начали варить в XIX веке до нашей эры в Мезоамерике — регионе, который простирается от Северной Мексики до Никарагуа. Тогда напиток из какао-бобов представлял собой практически полную противоположность того, что мы называем какао сегодня: на вкус он был горьковатым и терпким, и пили его в основном холодным, а не горячим.

Индейцы Новой Испании готовят шоколад.  Гравюра художника французской школы. XVI век   © Bibliothèque nationale de France / Bridgeman Images
Индейцы Новой Испании готовят шоколад.
Гравюра художника французской школы. XVI век 
© Bibliothèque nationale de France / Bridgeman Images

Бернардино де Саагун, испанский миссионер, монах-францисканец, работавший в Мексике в XVI веке, писал в книге «Общая история дел Новой Испании»:
«Дерево, на котором растет какао, называется „какауакуауитль“; у него толстые ветви, широкие листья, оно среднего размера и образует крону. Плод, который оно дает, похож на маисовые початки или немного крупнее, как молодой кукурузный початок. Он называется „какауасинтли“. У него внутри зерна какао, они как зерна маиса, снаружи фиолетовые, а во внутренней части ярко-красного или алого цвета, некоторые красноватые, некоторые белесоватые, некоторые голубоватые. Со временем его стали называть какао. Оно съедобно, его пьют. Когда оно свежее, если его выпить много, особенно когда оно зеленое, то оно одурманивает людей, овладевает людьми, опьяняет людей, заставляет вращать лицо у людей, теряют сердце люди, сводит с ума людей. Но если пить умеренно, то оно восстанавливает силы и освежает, успокаивает сердце у людей, смягчает людей. Так говорят: „Я пью какао, я смачиваю свои губы, я набираюсь сил“».
По словам Саагуна, ацтеки называли хорошее какао tlaquetzalli — «драгоценная вещь».

Человек с какао-бобом. Ацтекская статуэтка. 1440–1521 годы  © Brooklyn Museum, New York  / Museum Collection Fund / Bridgeman Images
Человек с какао-бобом. Ацтекская статуэтка.
1440–1521 годы
© Brooklyn Museum, New York 
/ Museum Collection Fund / Bridgeman Images 

Приготовление

Жрец майя запрещает простолюдину дотрагиваться до напитка из какао
Жрец майя запрещает простолюдину дотрагиваться до напитка из какао

Одно из самых ранних упоминаний какао появляется в «Сообщении о некоторых делах в Новой Испании и великом городе Теместитане Мехико» (то есть столице ацтеков Теночтитлане), опубликованном в 1556 году. Автор сочинения — неизвестный конкистадор, соратник Эрнана Кортеса. Процесс приготовления индейского напитка он описывал следующим образом:
«Эти зерна, которые называются миндаль или какао, измельчают и превращают в порошок, и другие мелкие семена измельчают, и этот порошок помещают в специальные кувшины с носиком. Туда они добавляют воду и ложкой взбивают, а после того, как напиток хорошо взбит, они переливают [получившуюся смесь] из одной емкости в другую, из-за чего образуется пена, которую они собирают в другой, специально предназначенный для этого кувшин. И перед тем как пить [какао], они взбивают его маленькой золотой, серебряной или деревянной ложкой. Но они должны широко открыть рот, потому что пена в нем должна осесть и стать более жидкой. Этот напиток — самый здоровый и питательный из всей известной в мире пищи, потому что тот, кто выпьет чашку этой жидкости, независимо от того, как далеко он идет, может идти целый день и ничем больше не питаться, и, поскольку напиток этот по природе своей холодный, его лучше употреблять в жаркую погоду, нежели в холодную».
В напиток из какао-бобов добавляли различные травы и пряности. Среди наиболее известных был перец чили. Испанский конкистадор Франсиско Эрнандес писал о трех ароматических специях, которые добавляли в какао, — цветах дерева гуанакасте, ванили и черном перце.

Помимо собственно семян, иногда использовалась также мякоть бобов: путем брожения индейцы готовили из нее хмельной напиток. Впрочем, напиток из семян был более популярен.

В состав какао часто добавляли кукурузу — возможно, в память о том, что какао-бобы были получены из тела бога кукурузы.

Лечебные свойства

Дерево какао
Дерево какао

Среди прочего какао использовалось в медицинских целях — для лечения желудочных и кишечных болей. Чтобы избавиться от инфекции, в какао добавляли жидкость из коры хлопкового дерева. Бернардино де Саагун также описывал некоторые способы лечения с помощью какао-бобов: «Тех, кто выплевывает кровь, лечат напитком какао с… ароматными специями… А также это можно пить с вином…»

И далее: «Течение белого гноя или гноя, смешанного с кровью, лечат… [для этого необходимо] выпить какао, смешанное с известковой водой; но вода из этой извести должна быть отстояна несколько дней, и нужно бросить также в само какао немного поджаренного чилле».

Символика

Богиня какао. Майяская статуэтка позднего классического периода из музея «Пополь-Вух», Гватемала
Богиня какао.
Майяская статуэтка позднего классического периода
из музея «Пополь-Вух», Гватемала

Индейцы майя считали какао-дерево и его плоды священными: их использовали в обрядах при заключении брака и на похоронах. Напиток, приготовленный из его семян, отождествлялся с кровью — возможно, в связи с его красноватым оттенком. В Мадридской иероглифической рукописи (одной из трех сохранившихся иероглифических рукописей майя, датирующейся XVI–XVII веками) изображен обряд поливания раскрытых плодов какао кровью, извлеченной из проколотых ушей.

В праздник в месяце муан (в XVI веке он приходился на 22 апреля — 11 мая) проводился обряд в честь богов, прежде всего бога торговли и какао Эк-Чуаха, во время которого приносили в жертву собаку, пятна на шкуре которой напоминали по форме и цвету зерна какао.

По сообщению епископа Юкатана Диего де Ланды, напиток какао считался обязательным элементом в обряде инициации детей, который он сравнивал с христианским крещением.

В мифах индейцев Коста-Рики говорится, что для сверхъестественных существ какао — это кровь людей. Духи относятся к людям как к плодам какао: одни заботятся о них, а другие ими питаются. Культурный герой Сибо вырос, питаясь только какао, и смог начать войну с демонами и чудовищами и истребил их.

У ацтеков какао ассоциировалось с землей и женским началом (в отличие от кукурузы, которая была связана с небом и мужским началом). Какао-бобы также были символом власти. У народов науа напиток из какао-бобов считался привилегией элиты. Берналь Диас в своей «Правдивой истории завоевания Новой Испании» писал, что ацтекский правитель Мотекусома II после трапезы пил какао и курил сигару. По другим сведениям, в процессе многократной смены блюд Мотекусоме II около 60 раз подносили шоколад с пенкой сверху.

Стоимость

Горячий шоколад
Горячий шоколад

Помимо прочего, какао-бобы использовались как средство денежного расчета. Подчиненные провинции выплачивали ацтекам дань бобами какао. В XVI веке испанцы, в частности, записали, что из провинции Шоконочко на тихоокеанском побережье Чьяпаса ежегодно доставлялось 400 мешков, или мер, какао. Каждая такая мера содержала 8000 бобов. Испанский хронист Фернандес де Овьедо записал цены на рынках Никарагуа: фрукт стоил половину боба, кролик — 10 бобов, раб — 100 бобов. Бобы какао использовались как деньги и после испанского завоевания: в 1625 году один испанский реал приравнивался к 200 бобам.

Источники:

  • Ершова Г. Г., Беляев Д. Д. Взбивая пену шоколада: Какао в Древней Америке.
    М., 2011.
  • Саагун Б. де. Общая история о делах Новой Испании. Книги X–XI: Познания астеков в медицине и ботанике.
    Киев, 2013.
  • Coe M. True History of Chocolate.
    London, 2007.
  • Grivetti L., Shapiro Y. Chocolate: History, Culture and Heritage.
    New York, 2009.
  • Alcohol and Drugs in North America: A Historical Encyclopedia.
    Santa Barbara, 2013.
  • Archaeology of Ancient Mexico and Central America: An Encyclopedia.
    New York, 2001.
  • Narrative of Some Things of New Spain and of the Great City of Temestitan, México.
    The Research Department of the Foundation for the advancement of Mesoamerican studies, Inc.