Страницы

Одесский поход Дария Великого

Одесский поход Дария Великого

Путешествие  в компании Дария, сына Гистаспа, царя царей. Третьего преемника Кира II Великого, царя Персии, создавшего из небольшого царства великую державу Ахеменидов. Дарий тоже побывал на одесской земле. Или где-то совсем рядом…

А может и четвертого преемника. Потому что престол Дарий получил случайно и где-то, наверное, по-жульнически. Сын Кира, Камбис II, был хорошим полководцем, но человеком сложным. Египет для Персии он завоевал (жестоко завоевал), но на подданных своих смотрел как «на рабов, полученных по наследству». И совсем не был «добрым отцом», каким был его отец Кир.

Поэтому Камбис то ли случайно пропорол себе мечом бедро, то ли просто покончил с собой, то ли Uvāmaršiyuš Аmariyatā. Это таинственное выражение из древнеперсидской наскальной надписи сносит мозг уже не первому поколению востоковедов. Скорее всего, оно означало «своей, заслуженной им смертью». Словом, о нем никто не горевал. Власть перешла к брату тирана Бардии. А может, и к жрецу (магу, как их звали в Персии) Гаумате, который был похож на Бардию как две капли воды. Бардию любили почти все. Еще бы – на три года налоги отменил!

Безухий самозванец
и «антитеррористические операции» царя царей

Почему «почти»? Бардию-Гаумату не любила лишь старая персидская знать, еще помнившая героико-романтические времена становления империи, когда бал правило мужество на поле сражения, а не восточный царский церемониал: когда и слова лишнего не скажи, и чуть что – в ноги кому-то падай. А тут еще женщины… Федима, дочь знатного перса Отаны, когда-то была выдана замуж за Камбиса. И после смерти царя, по правилам персов, попала в гарем Бардии. И вот она рассказала Отане, что у того, кто называет себя царем, нет ушей. А было известно, что когда-то мага Гаумату наказали – отсекли уши.

И этого знать вытерпеть уже не смогла. Обидно все-таки: бросаться в ноги не сыну их старого соратника Кира, а какому-то залетному безухому магу, который еще и налоги собирать не дает! А еще и национальный вопрос поднапряг.

В общем, собрались семеро – Отана, Аспафин, Дарий, Гобрий, Гидарн, Мегабаз и Интафрен, — и подумали: «Теперь над нами, пер­са­ми, вла­ды­ка мидя­нин, маг, и к тому же без­ухий!» – после чего убили то ли самозванца, то ли законного царя.

Убил Дарий: 
«Гобрий схва­тил­ся с магом, а Дарий сто­ял око­ло в нере­ши­тель­но­с­ти, боясь в тем­ноте пора­зить Гобрия. А Гобрий, заме­тив, что Дарий без­дей­с­тву­ет, закри­чал, поче­му тот не нано­сит уда­ра. Дарий отве­чал: «Боюсь, как бы не пора­зить тебя». Гобрий воз­ра­зил на это: «Рази мечом нас обо­их!» Дарий пови­но­вал­ся, нанес удар кин­жа­лом и по сча­стью пора­зил мага». 
Так в третьей книге своей «Истории» рассказывает грек Геродот, который будет полноправным участником нашего путешествия.

Потом эта семерка (точнее «шестерка»: Отана отказался) решила предоставить богу право избрания нового царя. Решили так: на рассвете все выедут верхом, и чей конь первым заржет навстречу новому солнцу – тот и станет царем. Дарий подкорректировал божье решение. Точнее даже не он, а его конюх, «смет­ли­вый парень по име­ни Эбар». В ночь перед испытанием он долго водил жеребца Дария вокруг кобылицы, а потом дал ему возможность вдоволь порезвиться с красоткой. А с утра Эбар сунул руку во влагалище кобылицы и перед самым выездом «шестерки» помахал ею перед ноздрями жеребца. Тот как честный мужчина сделал все, что мог: встряхнулся и заржал. Этот звук сделал 28-летнего перса царем. И произошло это в конце сентября 522 года до новой эры.

Поход Дария I на скифов
Поход Дария I на скифов

Дарий оказался неплохим царем. Он провел административную реформу, разделив страну на 20 сатрапий-провинций, ввел единую монету (золотой дарик весом в 8,4 грамма) и создал налоговую систему. Прекрасную во всех отношениях: общая сум­ма всех еже­год­ных поступ­ле­ний (в золоте) сос­тав­ля­ла 4680 эвбей­ских талан­тов. А эвбейский талант – это 24,47 кг. То есть, 112,5 тонн золота ежегодно, «при этом циф­ры более мел­ких дохо­дов я не прини­маю в рас­чет» (это я дословно цитирую Геродота). Хорошо жил царь царей, почти как наши олигархи.

Золотой дарик.  Или, как его еще называли, «лучник»
Золотой дарик.
Или, как его еще называли, «лучник»

Такие налоги, естественно, многим не нравились. Опять Геродот: 
«Из-за это­го обло­же­ния данью и неко­то­рых дру­гих подоб­ных меро­при­я­тий Дария в Пер­сии гово­ри­ли, что Дарий был тор­гаш, Камбис — вла­ды­ка, а Кир — отец, пото­му что Дарий всю свою дер­жа­ву устро­ил по-тор­га­ше­ски; Кам­бис — отто­го, что был жес­ток и высо­ко­ме­рен; а Кир — отто­го, что был мило­с­тив и ему они обя­за­ны все­ми бла­га­ми».
Но будем откровенными – деньги государству всегда нужны, и персидские цари умели ими пользоваться. Вот пример. В 397 году до н.э. на запад Персии вторгся спартанский царь Агесилай с небольшой, но блестящей армией. Войска царя ничего не могли с ней сделать, спартанец бил их, где только видел. Но через три года непобежденный Агесилай вернулся в Спарту. Почему? Он рассказал: 
«30000 персидских лучников изгнали меня из Малой Азии» (Плутарх). 
Монеты-дарики, из-за изображения на них, еще называли «лучниками». Именно столько персы выплатили врагам Спарты в Греции. Тридцать тысяч – это меньше четверти тонны. После реформ Дария персидская казна такой потери могла даже не заметить. Отличный гешефт, точно так же через пару десятилетий после Агесилая будет поступать Филипп II Македонский: «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость». И эта максима останется справедливой до наших дней.

Дарий I Великий
Дарий I Великий

Но вернемся к событиям осени 522 года. Хотя Дарий и получил персидский престол слегка мухлюя, он имел на него определенные права, поскольку был прапраправнуком самого Ахемана, основателя персидских династии. Его дед Аршама, носивший в свое время персидскую корону и добровольно передавший ее Киру Великому, был еще жив. Дарий приходился троюродным племянником Киру Великому и четырехюродным братом царю Камбису. Так что, с точки зрения права преемственности царского титула – он имел все права, поскольку у Камбиса сыновей не было.

Но не все их признали. А может, просто мираж свободы застлал глаза. Но сам Дарий говорит о восставших с неотвратимой тяжестью молота судьбы:
«Милостью Аурамазды я мятежников разбил и захватил в плен девять царей. Один был маг Гаумата. Он обманывал, говорил так: «Я - Бардия, сын Кира». Он сделал мятежной Персию. Один — Ассина, эламитянин; он обманывал, говорил так: «Я - царь в Эламе». Он сделал мятежным Элам. Один — Нидинту-Бел, вавилонянин; он обманывал, говорил так: «Я - Навуходоносор, сын Набонида». Он возмутил Вавилон. Один — Мартия, перс; он обманывал, так говорил: «Я - Хшатрита из рода Киаксара». Он возмутил Мидию. Один — Чиссатахма, сагартиец; он обманывал, так говорил: «Я - царь в Асагарте, из рода Киаксара». Он возмутил Асагарту. Один — Фрада, маргуанец; он обманывал, так говорил: «Я - царь в Маргу». Он возмутил Маргу. Один — Вахьяздата, перс; он обманывал, говорил так: «Я - Бардия, сын Кира». Он возмутил Персию. Один — Араха, армянин; он обманывал, говорил так: «Я - Навуходоносор, сын Набонида». Он возмутил Вавилон».
Просто антитеррористическая операция какая-то!

Войска Дария справились с сепаратистами и самозванцами в течение двух лет, победив в девятнадцати битвах. О событиях тех лет мы знаем очень хорошо, поскольку все свои военные деяния первых лет правления Дарий увековечил в трехъязычной «Бехистунской надписи» (22 метра в длину, 7 метров в ширину), увенчанной огромным барельефом высотой в три и длиной в 5,5 метра.

Бехистунская скала
Бехистунская скала

Все это высечено в скале, на высоте 105 метров в горах Загроса в Западном Иране. Там изображен сам «царь царей» (официальный титул), один лежащий и девять связанных мятежников, которых Дарий победил и наказал.

Наказывал жестоко:  
«Затем я отрезал ему нос и уши и выколол ему один глаз. Его держали связанным у моих ворот, и весь народ видел его. Затем я посадил его на кол в Арбелах». 
Это – о судьбе Чиссатахмы, предводителя восставших мидян. Или: «затем я Вахьяздату и людей, которые были его виднейшими последователями, посадил на кол в городе Увадайчая, в Персии». Это уже о казни лидера персидских мятежников.

Но в этой композиции нас больше всего должен заинтересовать последний из пленников, который в высокой остроконечной шапке. Известно, что эта фигура была добавлена уже после окончания барельефа и изображает она сака.

Барельеф
Барельеф

Точнее, сака-тиграхауда, «сака в остроконечной шапке». Так персы называли одну из ветвей ираноязычного племени, кочевавшего в западной части Великой Евразийской степи в первом тысячелетии до новой эры. Грекам они были известны под именем скифов, так мы их именуем и сейчас. Ну а самоназвание этого народа — «сколоты».

Кавалерия саков-тиграхауда
Кавалерия саков-тиграхауда

Саки и персы – родственные народы, во всяком случае по языку. Но нам ли надо объяснять, какой испепеляющей и искренней может быть ненависть братских народов? Так вот, персы саков ненавидели. И не без повода.

За полтора столетия до становления державы Ахеменидов, в конце VIII века до н.э., тогда еще всемогущие ассирийские цари были очень обеспокоены появлением групп бойцов, которых они называли «гиммирри». Но «гиммирри» — это было не самоназвание народа, а именно название отрядов конных воинов. Сами же они себя называли саками (большая часть ученых-археологов считают, что этноним «саки» имеет отношение к другому народу, пришедшему в Переднюю Азию позже, уничтожив гиммирри).

Полтора столетия саки-гиммирри-гиммерра-киммерийцы терроризировали регион набегами и даже, по Геродоту, «в течение двадцати восьми лет властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, все опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они еще, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел». Все закончилось при прадеде (по матери) Кира Великого, царе Мидии Киаксаре, который как-то пригласил всех сакских вождей на пир и там их перебил. Кочевники ушли на север, в степи. Но плохая память осталась.

Дальше стало еще хуже. В 530 году до н.э., за восемь лет до воцарения Дария, Кир Великий решил подчинить страну массагетов. А может они назывались и по-другому. Причем еще в античности. Ведь Ктесий Книдский именовал их «дербиками» (а он 17 лет был врачом при дворе персидского царя), а жрец Берос (вавилонянин, III в. до н.э.) – «дахами».

Где произошло столкновение, сейчас тоже вряд ли можно узнать. Историки утверждают, что Кир перешел реку Аракс, но сам Аракс размещают кто на запад, кто на восток от Каспийского моря. Но не в том суть. Важно, что, удачно начав поход (разбил треть массагетского войска и убил сына царицы Томирис), Кир проиграл решающую битву. И погиб в ней. А за смерть предшественника принято мстить.

Поэтому не особенно удивляет, что сразу после подавления мятежников Дарий первым делом (в 519 году до н.э.) идет бить саков. Успешно идет. Бехистунская надпись свидетельствует:
 «Говорит Дарий царь: затем я с войском отправился против Страны Саков. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Когда я прибыл к реке, на ту сторону ее со всем войском я перешел. Затем я наголову разбил часть саков, а другую [часть] захватил в плен. . . Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Тогда я другого назначил [их] вождем, как [на то] было мое желание. Затем страна стала моей».
Плененный Скунха, вождь саков
Плененный Скунха, вождь саков

В общем, часть саков была покорена, и их отряды принимали участие во всех последующих походах Дария и его наследников.

Это была победа над саками, но победа далеко не полная. Ведь, кроме саков-тиграхауда, были и другие скифы. Те, которые на гробнице Дария в Накш-Рустаме были названы «сака парадрайа», «заморскими саками». Некоторые жили на северных берегах моря, которое греки тогда называли Понтом Аксинским (Негостеприимным), а мы сейчас Черным морем.

Сама судьба влекла Дария, сына Гистаспа, «царя царей» в сторону современной Одессы.

В поисках гомеровского ада… под Одессой

Античная ваза  Писистра́т, сын Гиппократа — афинский тиран в 560—527 до н. э. Писистрат происходил из знатной семьи, родственной древним афинским царям. Между 565 и 560 годами до н. э. командовал афинскими войсками в афино-мегарской войне и нанёс мегарянам ряд поражений.
Античная ваза
Писистра́т, сын Гиппократа — афинский тиран в 560—527 до н. э. Писистрат происходил из знатной семьи, родственной древним афинским царям. Между 565 и 560 годами до н. э. командовал афинскими войсками в афино-мегарской войне и нанёс мегарянам ряд поражений.

Разбойник Одиссей

Итак, война закончена, Троя сожжена и разграблена, царь Приам зарезан, царевна Кассандра изнасилована – в общем, все в порядке. Жизнь продолжается.

После разрушения Трои царь Одиссей занялся тем, что и пристало делать царю той эпохи – грабежом. Он пересек Саросский залив Эгейского моря и вышел к устью реки Гебр (нынешняя Марица). Там находился Исмар, город фракийского племени киконов.

Это была месть, поскольку во время войны восточные фракийцы сражались на стороне Трои, но еще это был и «маленький гешефт».
Город я этот разрушил, самих же их гибели предал.
В городе много забравши и женщин и разных сокровищ, (9, 40-41)
Кое-кого он, правда, пощадил. Как, например, Марона, сына Эванфа, жреца бога Аполлона. Хотя как же, «пощадил»! За жизнь Марон, как рассказывал сам Одиссей,
Золота семь подарил мне талантов в искусных издельях,
Серебролитный кратер подарил, а потом еще также
Целых двенадцать амфор мне наполнил вином превосходным,
Сладким и чистым, напитком божественным. (9, 202-205)
Талант в эпоху Гомера – это 16,8 килограммов. Почти 120 кило золота за жизнь одной семьи. Да еще в изделиях… Хороший бизнес!

Фракийское золото
Фракийское золото

А двенадцать амфор — это более 300 литров вина. Вино Марона – одна из самых жгучих загадок «Одиссеи». О нем сказано:
Если кто, пить собираясь, один наполнял только кубок
Красным вином этим сладким и двадцать примешивал кубков
С чистой водою к вину, то сладчайший, чудеснейший запах
Шел от кратера. (9, 208-211)
Иными словами, при двадцатикратном разбавлении этот напиток не терял вкусовых качеств. Греки пили вино, разбавленное водой: напиток крепостью 4-5 градусов. Но тогда получается, что «вино Марона» было крепостью более 80 градусов! Фантастика! Остается только предположить, что жрец из Исмара освоил процесс дистилляции и расплатился с Одиссеем качественным самогоном. А какая еще может быть версия?

Вино Марона
Вино Марона

Вернемся к странствиям Одиссея. У киконов ему знатно надавали по сусалам. Местные вернулись и погнали греков к кораблям. Потеряв 72 человека, те еле унесли ноги. Потом, после целого ряда приключений, буря занесла двенадцать греческих кораблей на остров бога ветров Эола. Но тот был сердит на Одиссея и грубо выгнал его:
Прочь уйди скорее, мерзейший муж среди смертных!
Я не смею как гостя принять иль в дорогу отправить
Мужа такого, который блаженным богам ненавистен! (10, 72-74)
Лестригоны и Артек

Уйдя от Эола, греки семь дней гребли и прибыли в город Телепил («Широковратный») в некой «стране лестригонов». Три разведчика Одиссея сошли на берег, а там:
Шедшая по воду дева пред городом им повстречалась -
Дева могучая, дочь Антифата, царя лестригонов.
Шла она вниз к прекрасным струям родника Артакии (10, 105-107)
И вот здесь – стоп! Где же они жили, эти лестригоны? И где эти κρήνην κατεβήσετο καλλιρέεθρον Ἀρτακίην, к которым шла Антифата?

Ясно одно — это где-то севернее родины и Одиссея, и Гомера. Поскольку:
Пастух, свое стадо пригнавший,
Перекликается там с пастухом, кто свое выгоняет (10, 82-82)
Гомер считает необычным тот факт, что пастух, пригнавший скот с ночного пастбища, встречается с тем, кто гонит животных на дневную пастьбу. Летом, как известно, чем дальше на север, тем короче ночь. Скажем, в Крыму она почти на час короче греческой. По-моему, все очевидно.

Гомер описал и бухту:
В гавань прекрасную там мы вошли. Ее окружают
Скалы крутые с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань (10, 87-90)
Море, север и горы – достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: это Крым или Кавказ. Кавказ – вряд ли: во времена Одиссея он был уже знаком грекам, и это знакомство нельзя назвать радостным.

Судя по мифологической хронологии, в Колхиде (современная западная Грузия) все еще правил Ээт, которого несколько десятилетий назад так жестоко обидели аргонавты. Об аргонавтах – чуть позже, а пока поверьте, что грекам туда было лучше не попадать.

Значит, Крым. Тогда, казалось бы, чего проще: найти там бухту, соответствующую описанию. Но к сожалению, искать сходство по описанию береговой линии – это гиблое дело. За последние три с половиной тысячи лет Черное море пережило несколько фаз трансгрессий и регрессий: новочерноморскую, фанагорийскую, нимфейскую. Во времена Одиссея его уровень на 2-3 метра превышал нынешний. Во времена Гомера понизился на 8-10 метров. Поэтому описание береговой линии нам ничего не даст.

А вот гидронимы, т.е. названия водных объектов, — совсем другое дело. Они сохраняются тысячелетиями. Днепр и двадцать веков назад у Арриана был Данаприем. Поэтому вернемся к «роднику Артакии». Это название известно из мифа об аргонавтах, которые за поколение до Одиссея, повторюсь, знатно нашкодили в Черном Море. Родник находился около города Кизика, что на южном берегу Мраморного моря (Пропонтиды). Аполлоний Родосский в своей «Аргонавтике» писал:
954. И приняла бегущий корабль прекрасная гавань.
955. Тут-то как раз отвязали служивший якорем камень,
956. Слишком легкий, они, как Тифис велел, положивши
957. У родника Артакии его, и взяли тяжелый,
958. Более годный взамен.
Но Кизик расположен всего в 160 километрах от Трои (по суше – еще ближе). Так что тогда получается, что корабли Одиссея месяцами носились по узкой кишке пролива Геллеспонт и вдоль пропонтийских пляжей и там нашли и фракийцев, и циклопов, и короткие северные ночи? Да не обижайте Одиссея, ему и без того скоро тошно будет…

А ведь в Крыму есть свой сходный гидроним: малоизвестная речка Артек, давшая название всемирно известному детскому лагерю и впадающая в море у западного подножья горы Аю-Даг. Здесь имеется все описанное в «Одиссее» — и горы, и скалы, и вода. А то, что крымское название сходно с малоазийским, то ничего удивительного. Еще в V веке н.э. Гесихий Александрийский, выдающийся лексикограф, определил происхождение «Артакии» от праармянского «Артако». То есть, просто «источник». Коих по всем берегам несть числа.

Есть популярная версия, что гавань лестригонов – это нынешняя Балаклавская бухта. Не похоже. Одиннадцать кораблей Одиссея
В глубине ее близко поставили друг возле друга (10, 92),
но это не помешало лестригонам забросать их камнями.

Лестригоны бросают камни в корабли Одиссея. Римская фреска. I век до н. э.
Лестригоны бросают камни в корабли Одиссея.
Римская фреска. I век до н. э.
Попробуйте забросать чем-нибудь дюжину лодок, сосредоточенных в центре Балаклавской бухты!.. Ну разве что снарядами.

Балаклава
Балаклава

Лестригоны (греки с перепугу считали их великанами) поступили с греками круто. Они разбили одиннадцать кораблей и уничтожили (а, возможно, и съели) их экипажи. Сам Одиссей на последнем корабле опять сумел унести ноги.

Это, кстати, еще одно подтверждение «крымской» версии: эллины во времена Гомера были уверены, что тавры, населявшие эти мрачные горы, были жуткими ксенофобами-людоедами. Может быть, и так. А возможно, тавры-лестригоны узнали о судьбе киконского Измара и вполне разумно решили, что спутники Одиссея не совсем «мужчины их мечты». Ну а что до каннибализма, то как спасшемуся Одиссею было не обгадить тех, кто разнес по кочкам его войско и флот?

Коварная Цирцея

Одиссей и 44 человека команды его последнего корабля бежали и
Прибыли вскоре на остров Ээю. Жила там Цирцея
В косах прекрасных — богиня ужасная с речью людскою (10, 135-136).
Цирцея-Кирка.  Картина художника Доссо Досси. 1515-1516.  Галерея Боргезе
Цирцея-Кирка.
Картина художника Доссо Досси. 1515-1516.
Галерея Боргезе

Ненадолго вернёмся к аргонавтам. К этой группе «золотой молодежи» Греции, которая в поколении, предшествующем поколению Одиссея, совершила набег на Кавказ. По мнению Аполлодора, автора «Мифологической библиотеки», отец Одиссея Лаэрт, тот самый, который так боялся обидеть свою жену с Эвриклеей, был в их числе. Акция была классически пиратской: достигнув Колхиды в Западной Грузии, они украли «золотое руно» и дочь царя Ээта Медею. Иными словами, огнем и мечом добывали золото и женщин. Ээт гонял бандитов по всему Черному Морю, но те успели уйти по Дунаю. Из чего можно сделать вывод, что Черное море находилось в то время под контролем царя Колхиды.

Ээт считался сыном бога Солнца Гелиоса. Но его сестру Цирцею связывали с самой страшной, таинственной и совсем не светлой представительницей греческого пантеона — Гекатой, богиней лунного света. А еще Цирцея была чародейкой и отравительницей. Диодор Сицилийский так описал ее «подвиги молодости»:
Цирцея вышла замуж за царя сарматов, которых некоторые называют скифами, и перво-наперво погубила мужа зельями и, унаследовав царскую власть, учинила много жестокостей и насилия по отношению к подданным. Поэтому она и утратила власть и, согласно некоторым мифографам, бежала на просторы Океана, где завладела пустынным островом и обосновалась там вместе с сопровождавшими ее женщинами (Историческая библиотека, IV, 45, 4)
Кстати, опять-таки: скифы, сарматы – это племена нынешней южноукраинской степи. Еще один аргумент в пользу странствий Одиссея вдоль северного черноморского берега, который сейчас принадлежит Украине.Цирцея жила на острове Эя. Локализация острова – это предмет уже многовековых споров.

Сомнительная любовь

А пока вернемся к Одиссею, оставившему свой флот на ужин лестригонам и бежавшем сломя весла.

Мы уже определились, напомню, что с людоедами он встретился на Южном берегу Крыма. Куда оттуда можно было уплыть? На юг, в открытое море? Э нет - страшно. Греки в гомеровскую эпоху не особо любили открытое море, предпочитая каботаж или плавание от острова к острову.

На восток? Тоже вряд ли - опасно. Сын аргонавта Одиссей прекрасно знал, что там находится Колхида, где по-прежнему правил обиженный Ясоном сотоварищи царь Ээт, и понимал, что с ним могут сделать колхи, вспыльчивые предки своих не менее вспыльчивых грузинских потомков.

Остается запад. Одиссей на корабле…

Кстати: что за корабль? Ну, с этим относительно просто. Это «пентеконтера», или «пентеконтор», в переводе с древнегреческого «пятидесятивесельник». Тридцатиметровое одноярусное гребное судно, приводимое в движение пятьюдесятью веслами (по 25 штук с каждого борта).

Финикия. AR Двойной шекель
Финикия. AR Двойной шекель


Финикийский пентеконтер Около 800 г. до н.э.
Финикийский пентеконтер.
Около 800 г. до н.э.

Мы точно знаем, сколько человек было на борту после бегства из лестригонского Телепила — сорок шесть. Ведь спустя несколько дней Одиссей разделил своих людей на два отряда:
«Тут разделил я красивопоножных товарищей на две
Части и каждой из них предводителя дал. Над одною
Был предводителем я, над другой — Еврилох боговидный…
В путь он отправился. Двадцать с ним два человека дружины» (10, 203-205, 209).
Если учесть шестерых, погибших в пещере циклопа Полифема, и троих «съеденных» лестригонами разведчиков, то и получается как раз экипаж пентеконтора. К слову, первым в истории Греции судном этого типа был «Арго», корабль аргонавтов.

Несколько лет назад коллективный европейский разум построил реплику, то есть рабочую копию «Арго». Его даже хотели отправить из греческого Волоса в грузинский Поти, по маршруту аргонавтов.

Восстановленный «Арго» не пустили в Грузию
Восстановленный «Арго» не пустили в Грузию

Но попасть в Поти не получилось: правительство Турции отказалось гарантировать безопасность судна при проходе Дарданелл и Боспора. Поэтому корабль совершил презентационный рейс в Венецию. Они прошли маршрут за три месяца, позволив уточнить реальные ходовые характеристики боевого корабля XIV века до н.э.: максимальная скорость на веслах – 9 узлов, средняя – 4 узла, скорость под парусом – 5-9 узлов. Минимальный ежедневный переход – до 35 миль. Но это действительно минимум: нью-«Арго» выдерживал его, несмотря на множество остановок, сопровождавшихся фуршетами, пресс-конференциями и прочими составляющими многомесячной презентации.

А крейсерская – это скорость корабля V века до н.э., приведенная у Геродота:
В летний день обычно корабль проходит до 70 000 оргий, а ночью – 60 000. (IV, 86).
Оргия – 1,8 метра, то есть сотая часть кабельтова и тысячная – мили (1852 метра). Следовательно, во времена Геродота корабль проходил до 130 миль в сутки.

Вот на таком корабле Одиссей рванул от гостеприимных древних крымчан на некий остров Ээя. А на какой остров мы попадем, если от Медведь-горы повернем на запад и пойдем вдоль берега, мимо Тарханкута и далее – на северо-запад, в сторону Одессы? Правильно, на остров Джарылгач.

Если от Медведь-горы повернем на запад и пойдем вдоль берега, мимо Тарханкута и далее – на северо-запад, в сторону Одессы,попадем на остров Джарылгач.
Если от Медведь-горы повернем на запад и пойдем вдоль берега, мимо Тарханкута и далее – на северо-запад, в сторону Одессы, попадем на остров Джарылгач.

Остров, безбрежною влагой морской, как венком, окруженный,
Плоско средь моря лежащий (10, 195-196).
Так у Гомера. А еще на этом острове должны быть песчаные пляжи, на одном из которых греки, судя по тексту «Одиссеи», два дня приходили в себя после «гостеприимства» лестригонов. Но это же просто описание Джарылгача! Единственное несоответствие – «широкорастущий темный лес», о котором упоминает Гомер. Но следует учесть, что три тысячи лет назад климат был более влажный и теплый, чем ныне. Значит, и леса были пообильнее. Не поэтому ли само название острова, в переводе с тюркского, означает «обожженные деревья».

На этом острове и жила Цирцея, которая с каким-то изощренным юмором превращала попадавших к ней мужчин либо во львов, либо в волков, либо в свиней.

Половину команды Одиссея Цирцея превратила именно в свиней, подсыпав зелья в вино. Наверное, те так себя вели и слишком рано потребовали вина? Как бы то ни было, этот сюжет стал одним их самых популярных в мировом искусстве.

«Цирцея», картина художника Артура Хакера
«Цирцея», картина художника Артура Хакера

«Цирцея» Брайтона Ривьера
«Цирцея» Брайтона Ривьера
Царю Итаки с помощью бога Гермеса, чеснока и острого меча удалось похмелить, простите, спасти своих спутников, вернув им человеческий облик. После чего он не преминул воспользоваться кровом, пищей, питьем, да и телом этой то ли ведьмы, то ли богини.
Та, кстати, была совсем не против, и сама предложила:
Ну, так вложи же в ножны медноострый свой меч, а потом мы
Ляжем ко мне на постель, чтоб, сопрягшись любовью и ложем,
Мы меж собою могли разговаривать с полным доверьем (10, 333-335).
Как известно, после разрушения Трои Одиссей странствовал по морям 10 лет и все никак не мог попасть домой. Это не совсем так. В соответствии с поэмой Гомера, более восьми лет он провел в тепле и комфорте, сожительствуя с разными женщинами. В постели Цирцеи наш герой провел год. Колдунья даже нарожала от него детей, то ли одного, то ли трех. Одного – точно, поскольку именно сын Одиссея и Цирцеи Телегон спустя много лет по неведению и убил отца.

Одиссей, маленький Телегон и Цирцея
Одиссей, маленький Телегон и Цирцея

Пройдет не так много времени после пребывания в гостях у Цирцеи, и царь Итаки попадет на другой остров, к другой даме – нимфе Калипсо. Спутников своих к тому времени он потеряет, поэтому и задержится у дочери Атланта на долгих семь лет.

Но это будет позже… А тогда, на Ээе-Джарылгаче экипаж, за год отъевшись и отоспавшись, захотел домой. Может, потому, что у Цирцеи было только четыре девушки-прислужницы, а их аж сорок пять здоровых мужиков?..

И тут Цирцея буквально ошарашила своего любовника. По ее словам, для возвращения домой он просто обязан найти некоего Тиресия и получить от него предсказание будущего.

Вперед, в Ад

Тиресий древнегреческой мифологии – это слепой старец-предсказатель. Считалось, что он был очень мудрым. И не в последнюю очередь потому, что прекрасно разбирался в отношениях между мужчинами и женщинами, причем знал проблему, так сказать, ищнутри. Еще в юности он ранил спаривающихся змей, за что его обратили на год в женщину. Таким образом, Тиресий первым из людей подвергся коррекции пола, правда не хирургической, а волшебной.

Тиресий.  Гравюра Иоганна Ульриха Краусса —  иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия,  изданным в 1690 году
Тиресий.
Гравюра Иоганна Ульриха Краусса —
 иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия,
 изданным в 1690 году

Литератор Аполлодор (Псевдо-Аполлодор) так описал этот эпизод в своей «Мифологической Библиотеке»:
Гесиод же сообщает, что он превратился из мужчины в женщину, созерцая спаривающихся змей у горы Киллены, и поранив их. Выследив тех же самых змей, он вновь стал мужчиной. В возникшем между Зевсом и его женой Герой разногласии из-за того, женщины или мужчины больше наслаждаются во время соития, они избрали его судьей. Он же изрек, что если соитие имеет десять мер, мужчинам присуща лишь одна мера наслаждения, а женщине – остальные девять.

За это Гера ослепила его, а Зевс наделил способностью прорицания ( 3, 6, 7).
Получить консультацию у специалиста такого уровня было бы и неплохо, да вот беда – Тиресий к тому времени уже давно умер. И чтобы поговорить с ним, необходимо было посетить загробное царство. Как говорили греки, «царство мрачное Аида». Цирцея так и сказала:
Раньше, однако, другую дорогу свершить вам придется, -
Съездить в жилище Аида и Персефонеи ужасной.
Должен ты там вопросить Тиресия фивского душу, -
Старца слепого, провидца, которого ум сохранился.
Разум удержан ему Персефоной и мертвому (10, 490-494).
Ох, что-то вызывает сомнения теплота отношений этой любовной парочки после года сожительства. Ведь получается, что добрейшая Цирцея фактически послала своего кавалера в Ад. Да еще и гарантировала попутный ветер.
Не беспокойся о том, кто вас через море проводит.
Мачту только поставь, распусти паруса и спокойно
Можешь сидеть. Дуновенье Борея корабль понесет ваш (10, 505-507).
Одиссей был перепуган, катался по кровати и плакал, но делать было нечего. И в конце 10-й песни поэмы он, «с тяжкой печалью на сердце, роняя обильные слезы», отправляется в Аид. Туда, где сейчас стоит Одесса.

Не верите, что именно туда? Я попытаюсь доказать это

Царство Аида: Река Стикс
Царство Аида: Река Стикс

Загробный мир на Жеваховой

Итак, Одиссей уехал. Не знаю, махала ли Цирцея вслед платочком, но попутный ветер послала (чтобы невзначай не вернулся раньше времени). И как все дороги Pax Romana вели в Рим, так и все описания пути Одиссея в Аид ведут только в одно место – на территорию современной Одессы.

Все это описано в десятой и одиннадцатой песнях гомеровской «Одиссеи». Теперь по порядку:

Первое. От Джарылгача (он же, как мы установили в прошлой части, — остров Цирцеи) до Аида корабль Одиссея плыл в течение светового дня, прибыв к цели лишь в сумерках. Причем плыли они без весел, только под парусом. В поэме дважды упоминается «ветер попутный»:
Был вослед кораблю черноносому ветер попутный,
Парус вздувающий, добрый товарищ, нам послан Цирцеей
Мачту поставив и снасти наладивши все, в корабле мы
Сели. Его направлял только ветер попутный да кормчий (11, 6-10).
Дело было летом, потому что с середины осени до середины весны в Северном Причерноморье не то что Цирцея Одиссея – хозяйка собаку на море не выгонит.

Летом световой день в Одессе длится 14-15 часов. Скорость греческого корабля под парусом – до девяти узлов (16,6 км/ч). То есть, пока стоит солнце, пентеконтор Одиссея мог пройти при бодрящем попутном ветре до 140 миль, свыше 259 километров. От Джарылгача до Одессы по прямой — примерно 180 км, а если двигаться вдоль берега, по-каботажному (а именно так ходили древнегреческие суда), то как раз получается дневной переход.

Как-то так.  Яндекс Карты
Как-то так.
Яндекс Карты

Иного варианта просто нет. Если поплыть на юг, то к вечеру корабль Одиссея оказался бы в открытом море. Если двинуть на восток – то греки прибыли бы туда, откуда год назад бежали сломя голову. К «гостеприимным» лестригонам, уничтожившим 11 из 12-ти кораблей флота царя Итаки.

Второе. Целью Одиссея был некий низкий берег, на котором располагалась роща царицы подземного царства Персефоны. Роща из тополей и ив. Боже упаси, я не предлагаю спустя три тысячи лет искать эти деревья. Но заметьте, если роща была названа в качестве ориентира, то это означает только одно – то, что больше деревьев там не было. Что вполне соответствует «дикому» пейзажу тогдашних одесских степей.

Третье и, пожалуй, наиболее доказательное. Одиссей должен был попасть на четко описанное место, некую скалу, находящуюся между двумя большими реками, которые Цирцея назвала Пирифлегетоном и Коцитом. Давайте посмотрим на карту и попытаемся найти в Причерноморье устья двух рек, настолько близко сближающихся друг с другом, что их разделяет только скала. Таких сейчас нет. Зато есть два закрытых водоема, между которыми возвышается гора, — одесские Куяльницкий и Хаджибейский лиманы.

Одесские лиманы и Межлиманье.  Фото Юрия Овчаренко
Одесские лиманы и Межлиманье.
Фото Юрия Овчаренко

Вид с моря на Жевахову гору.  Фото Александра Вельможко
Вид с моря на Жевахову гору.
Фото Александра Вельможко

Но лиманами они являлись не всегда. В эпоху античности, несмотря на то, что уровень Черного моря тогда был на 3-5 метров ниже, чем сегодня (это период т.н. фанагорийской регрессии), оба водоема представляли собой протяженные морские заливы, в которые впадали реки Большой и Малый Куяльник. На их берегах два с половиной тысячелетия назад стояло несколько древнегреческих поселений, самым крупным из которых была Гавань Истриан на месте нынешнего Приморского бульвара.

Перешейки, отделившие эти заливы от моря, возникли только в XI-XIII (Хаджибейский) и XIV-XV (Куяльницкий) веках новой эры.

Территория современной Одессы в IV-III вв. до н.э.  Не очень точная карта из музея морского флота
Территория современной Одессы в IV-III вв. до н.э.
 Не очень точная карта из музея морского флота

Ну а в конце II тысячелетия до нашей эры, когда жил и геройствовал Одиссей, уровень моря был выше, чем сейчас, а причерноморские реки — полноводнее, нежели в классический период, и побережье вполне соответствовало описанию Гомера:
Быстро бежит там Пирифлегетон в Ахероново лоно
Вместе с Коцитом, великою ветвию Стикса; утес там
Виден, и обе под ним многошумно сливаются реки.
Теперь по поводу утеса. Жевахову гору никак скалой назвать нельзя — это невысокий холм, сложенный из осадочных пород. О днако Цирцея предлагает Одиссею «выкопать яму глубокую, в локоть один шириной и длиною». Путешественник сделал это, « медный отточенный меч свой извлекши из ножен».

Мечи бронзового века
Мечи бронзового века

Совершенно очевидно, что даже самым красивым, отточенным и прочным мечом глубокую яму в базальтовом или гранитном монолите не выкопать. Значит Гомер описывает не скалу, а простой земляной холм, лишь для красоты названный «утесом».

Если хотите, поищите сами в Северном Причерноморье два близко подходящих друг к другу водных потока, разделенных заметным холмом. Я искал. И нашел только Жевахову гору между Хаджибейским и Куяльницким лиманами.

Четвертое. В греческой мифологии не так много людей, кроме Одиссея, смогли спуститься в загробный мир и благополучно выбраться оттуда. Это певец Орфей, знаменитый Геракл, афинский герой Тесей со своим другом Пирифоем и троянец Эней. В Аид они попадали через три входа: на мысе Тенар в Лаконии, в северогреческом Эпире и в итальянских Кумах.

Не так давно Андрон Кончаловский экранизировал «Одиссею». Там Аид показан очень эффектно: огонь, вода, что-то падает сверху. Эффектно, но есть нюанс. Водой, огнем да камнями греков, горцев и мореходов, особо не испугаешь. Но есть один момент, характерный для всех загробных порталов: вонь.Пещера возле Тенара, города и мыса на крайнем юге Эллады, считалась простым народом воротами, не только в античное время, но и в средние века. И именно по причине зловонных испарений, выходящих из нее.

Мыс Тенар
Мыс Тенар

Кумский вход, о котором в «Энеиде» сказано:
Если вход к царю преисподней
Здесь, где водой Ахеронт питает мрачные топи (Энеида, 6, 105-109), -
тоже находился у болота со свойственными любому болоту характерными запахами.

Кумский портал
Кумский портал

Пещеры сивиллы кумской.  Где-то здесь — спуск в царство мертвых.
Пещеры сивиллы кумской.
 Где-то здесь — спуск в царство мертвых.

Эпирский портал, через который в Аид попали Орфей и Тесей, находится в области Теспротия, там, где устье реки Ахерон впадает в Ахерузийское болото. Опять болото со свойственными ему ароматами.

Ахерон
Ахерон

Отсюда вывод — именно гнилостный болотный запах, а не вода или огонь, является основным признаком места, которое древние греки могли рассматривать как ворота в загробное царство

Я думаю, что вы понимаете, к чему я веду. Любой одессит знает, что такое аромат Куяльницкого лимана. Да там никакой Тенар с Эпиром и рядом не стояли! Так что, Жевахова гора вполне соответствует требованиям, предъявляемым ко входу в загробное царство древнегреческой мифологии.

И пятое. Во владениях Аида Одиссей встретился со своим боевым соратником Ахиллом, погибшем на десятый год осады Трои. Он очень обрадовал своего друга, сообщив, что его сын Неоптолем вырос в полноценного воина-убийцу. Мальчик получился серьезный:
Рвался далеко вперед, с любым состязаясь в отваге.
Много мужей умертвил он в ужаснейших сечах кровавых.
Всех я, однако, тебе не смогу ни назвать, ни исчислить,
Столько избил он мужей, выступая в защиту ахейцев (11, 515-518).
Папа был очень рад за ребенка. После рассказа Одиссея
Душа быстроногого сына Эака
Лугом пошла от меня асфодельным, широко шагая,
Радуясь вести, что славою сын его милый покрылся (11, 538-540).
Вот она, асфодель, растение из семейства лилейных.

Асфодель,  растение из семейства лилейных.
Асфодель,
 растение из семейства лилейных.

Красивое, хотя древние греки считали его цветком смерти — по их представлениям, на асфодельных лугах блуждают тени умерших. С другой стороны, те же греки знали о лечебных свойствах клубней асфоделя и употребляли их в сыром виде при отравлениях.

В наши дни на территории Украины это растение встречается лишь в Крыму, но в древности оно произрастало по всему Причерноморью. А значит, «луг асфодельный», по которому бродила «душа быстроного сына Эака», вполне мог находиться где-то на территории нынешней Одессы. Например, на Жеваховой горе.

Само собой, каждое из этих пяти наблюдений может относиться и к другим местам. Того же асфоделия валом в Турции, где его клубни употребляют в пищу – их добавляют в бёреки (пирожки), супы, жарят вместе с яйцом, тушат.

Сероводородные запахи в Скадовске порой могут дать многократную фору куяльницким. Но только в Одессе, на Жеваховой горе, все эти гомеровские признаки входа в загробный мир складываются в единую цельную картину.

Психоделическое путешествие

Чем занимался, прибыв ко входу в царство Аида, Одиссей? Первым делом он крепко выпил:
Всем мертвецам возлиянье свершил я над этою ямой —
Раньше медовым напитком, потом — вином медосладким
И напоследок — водой… (11, 25).
Потом пообещал «главам бессильных умерших» обильные жертвы — если вернется домой. Далее зарезал барана, окропив его кровью вырытую яму. В результате на Жевахову гору (если это была она) слетелись человеческие души. Одиссей давал им по очереди напиться жертвенной крови, после чего призраки обретали память и способность говорить.

Одиссей вызывает души умерших.  Античная вазопись
Одиссей вызывает души умерших.
Античная вазопись

Таким образом, он не только увидел, но и поговорил со своими товарищами по походу на Трою: Ахиллом, Агамемноном и Аяксом. Увидел и свою мать, к тому времени уже скончавшуюся в тоске по сыну. Смог он выполнить и свою главную цель – получить предсказание у слепого прорицателя Тересия. Старец предсказал, что Одиссей благополучно вернется, если его товарищи будут себя прилично вести, попав в гости. И с огромными проблемами – если те съедят чужих коров (как известно, события пошли по второму сценарию).

Издалека герой видел мучеников Сизифа и Тантала. Первый повздорил при жизни с самим Аидом, за что был приговорен вечно толкать на гору тяжеленную каменюку, которая, едва достигнув вершины, скатывается вниз. Второй накормил богов мясом своего убитого сына (по другой версии, разгласил некоторые секреты Зевса), и теперь, прикованный к скале, страдает от голода и жажды, не в силах дотянуться ни до пищи, ни до воды.

Танталовы муки.  Графика  Willi Glasauer
Танталовы муки.
Графика
Willi Glasauer

Но самая жуткая встреча была с… женщинами. На запах жертвенной крови к Одиссею вышли четырнадцать великих красавиц античной мифологии, в том числе пять любовниц «отца богов» Зевса. А этот старик знал толк в женских прелестях. Однако красивыми у обольстительных созданий были лишь тела. Внутренне эти дамочки были сущими монстрами — кровосмесительницами, убийцами и проститутками.

Взять, например, Эрифилу. Воспитанная девочка из порядочной царской семьи. Была замужем за аргосским царем. Супруг настолько любил свою вторую половинку, что пообещал выполнить любое ее желание. А она настолько любила драгоценности и одежду, что, получив в качестве взятки от мужнина врага Полиника знаменитое ожерелье Гармонии, отправила благоверного на войну, где тот сложил голову.

Муж знал, что он погибнет на этой войне, поскольку был провидцем. Но против слова не попрешь. Пошел и сгинул.

Так не стало аргосского царя Амфиария.

Через десять лет ситуация повторилась, и за прекрасное платье, известное как «пеплос Гармонии», Эврифила отправила на войну еще и своих двух сыновей. Верная супруга и любящая мать…

Эрифила,  гармонично-продажная женщина.
Эрифила,
гармонично-продажная женщина.

Так что, дамочки были еще те. Одиссей испугался, что вслед за ними из царства Аида явятся и другие твари. Например,
…вышлет голову вдруг на меня чудовища, страшной Горгоны,
Славная Персефонея богиня из недр преисподней (11, 630-635).
Поэтому герой счел за лучшее уносить ноги. Все, что надо было узнать — пророчество Тересия, — он узнал, а с остальным был явный перебор. Поэтому:
Быстро взойдя на корабль, товарищам всем приказал я,
Следом взошедши за мной, развязать судовые причалы.
Тотчас они на корабль поднялись и к уключинам сели (11, 636-638).
Очень важный момент. Несмотря на то, что путешествие в Аид именуется у Гомера «спуском», никаких перемещений в пространстве Одиссей не совершал – в отличие от других посетителей царства мертвых. Он не торговался с Хароном, не пересекал Стикс, не бродил по мрачным равнинам, не убегал от страшного Цербера. Царь Итаки общался с душами усопших, не сходя с «утеса», который мы локализовали как Жевахову гору. А значит, путешествие было не реальным, а так сказать, метафизическим.

Судя по всему, после обильного возлияния, надышавшись куяльницкими миазмами (а может, и не только ими) Одиссей вошел в измененное состояние сознания. И знакомство с загробным миром явилось следствием, как сейчас говорят, трипа.

Практика, надо сказать, весьма распространенная у древних греков. Скажем, подобные психоделические путешествия, вдыхая ядовитые пары, исходящие из трещины в породе, регулярно совершали пифии Дельфийского оракула. Стоп! Но ведь в античное время на Жеваховой горе было святилище, подобное дельфийскому, что подтверждается даже археологическими источниками. Неужели, «Одиссея» повествует о нем?

Несмотря на то, что путешествие в Аид именуется у Гомера «спуском», никаких перемещений в пространстве Одиссей не совершал – в отличие от других известных посетителей царства мертвых. Он не торговался с Хароном, не пересекал Стикс, не бродил по мрачным равнинам, не убегал от страшного Цербера. Царь Итаки общался с душами усопших, не сходя с «утеса», локализованную как одесскую Жевахову гору. А значит, путешествие было не реальным, а так сказать, метафизическим.
Судя по всему, после обильного возлияния, надышавшись куяльницкими миазмами (а может, и не только ими), Одиссей вошел в измененное состояние сознания. И знакомство с загробным миром явилось следствием, как сейчас говорят, трипа.
Не исключено также, что на Жеваховой существовал целый культовый центр, где практиковались подобные «путешествия» в потусторонний мир.
Наличие храмового комплекса, в частности, подтверждается и археологическими находками.

По реке Океан

Итак, Одиссей, который раз уносит ноги. Его можно понять: все-таки царство мертвых… Любой бы испугался.

И здесь мы находим еще один аргумент в пользу локализации гомеровского входа в Аид именно на территории современной Одессы. Ох, чувствую, ходившие под парусами в Северо-Западном Причерноморье сейчас меня либо увенчают цветами, либо повесят на нок-рее.

Напомню, сначала корабль Одиссея плывет в Аид с востока, от острова Цирцеи (согласно нашей версии,это Джарылгач). В течение светового дня он, используя только силу ветра, покрывает расстояние до современной Жеваховой горы. А вот обратный путь был не так прост:
Вниз по высоким волнам Океана-реки понеслись мы, -
Первое время на веслах, потом — под ветром попутным (11, 639-640).
Вскоре покинул корабль наш теченье реки Океана
И по шумящим волнам широкодорожного моря
Прибыл на остров Ээю (12, 1-3)
Обратите внимание на два момента. Гомер упоминает как море, так и некое «течение реки Океан». Это первое. А второе – команда Одиссея была вынуждена сесть за весла и грести ПРОТИВ течения. Все это очень похоже на гидрографическую картину Одесского залива и окрестностей.

Вдоль одесского побережья действительно проходит течение, образуемое стоками рек Днепра и Южного Буга. Их воды «вырываются» из узкой горловины Днепро-Бугского лимана и текут на запад. В эпоху Одиссея это течение было намного сильнее, чем сейчас, поскольку тогда еще не деградировала Одесская банка — песчаная отмель длиной в несколько десятков километров, являющаяся западным продолжением Кинбурнской косы.

От берега банку отделяет глубокий (до 17 м) желоб шириной в несколько километров. Сквозь эту узкую щель происходит выброс 63 миллиардов тонн воды совокупного ежегодного стока Днепра, Южного Буга и кучи мелких рек. Против такого течения приходится попотеть, если выгребать на веслах. А само течение вполне можно образно назвать «рекой в море». Кстати, Океан у древних греков – это именно река, омывающая землю и море, дающая начало другим рекам, источникам, морским течениям. Она же обозначает границу между жизнью и смертью. На берегу Океана располагается и вход в царство Аида.

Вот с этим бурным течением — «рекой в море» — и боролась команда Одиссея, прорываясь на открытую морскую воду, где можно было уже полагаться на парус.

Битва при Аргинусских островах
Битва при Аргинусских островах

Пуп Земли

Знаете, я все-таки поражаюсь, насколько точно автор «Одиссеи» описал место «загробного» приключения царя Итаки: как будто он сам здесь побывал.

Впрочем, пока все написанное мною было лишь попыткой интерпретации древнего текста. Скептики могут назвать это даже фантазией, хотя мне более по душе слово «поэтика». Однако есть и научные аргументы в пользу одесской локализации «входа в Аид». О них нам поведал доктор исторических наук, профессор Андрей Добролюбский, который… нашел этот вход.

Я встретился с археологом на Жеваховой горе. Перед нами было море, чуть позади, справа и слева – Хаджибейский и Куяльницкий лиманы, а просто справа, через залив, можно было рассмотреть даже Приморский бульвар. В общем, устье двух рек, а посредине – холм. Все как у Гомера.

Жевахова гора
Жевахова гора

- Этот памятник открыт волею случая и любопытства, — рассказывает Добролюбский. — В центре горы уже давно добывают глину. И вот в июле 2006 года из борта карьера посыпались античные черепки. Узнав об этом, мы со студентами тут же рванули на место находки. И в результате открыли святилище, где было обнаружено большое количество ям, которые назвать иначе как жертвенными я просто не могу.
  • У Гомера Одиссей вырыл мечом яму диаметром около полуметра и вылил туда жертвенную кровь. А какие размеры у этих ям?
- От 40 до 70 сантиметров. Но вы имейте в виду: судя по керамике, наше святилище существовало в V-IV веках до новой эры. Гомер жил на 300 лет раньше. Правда, мы раскопали лишь ничтожную часть площади горы. Если бы раскопки продолжились, то находки и шестого, и седьмого веков абсолютно не исключены.

Керамика
Керамика

Но самое главное было там, откуда посыпалась керамика. Мы обнаружили громадную круглую яму глубиной три с половиной метра и более пяти метров диаметром. А посредине, на дне, находилась хорошо обожженная яйцевидная глинисто-земляная насыпь полтора на два метра и высотой около полуметра. Мы ее называли «яйцо Пифона» (Пифон в греческой мифологии – змей, убитый солнечным богом Аполлоном, – А.Г.). Это уникальная находка.

Археологические раскопки
Археологические раскопки

  •  В чем уникальность?
- Это омфалос, мифологический «пуп земли». У греков он был связан с культом Великой Богини-Матери, одной из ипостасей которой могла быть Геката, богиня Луны, ночи и погребений (чьей жрицей, кстати, и была Цирцея – А.Г.).

Археологические раскопки
Археологические раскопки

Подобных омфалосов, только каменных, в античном мире существовало немало. Самый известный – в греческих Дельфах, там, где пророчествовала одурманенная подземными испарениями жрица. Правда, следует заметить, что земляные омфалосы как часть загробного культа греков неизвестны. Во всяком случае, мне…
  • - Правильно ли я понимаю, что на Жеваховой горе могло существовать святилище «с омфалосом», подобное знаменитому Дельфийскому Оракулу?
В Дельфах
В Дельфах

- А почему бы и нет? Что вас смущает? Отсутствие каменного строение? Так ведь и дельфийский храм вначале был сооружен из переплетенных ветвей папоротника. Так написано у Павсания, и нет никаких оснований не доверять этому античному географу. Кроме того, если перестанут уничтожать памятник глиняным карьером, то мало ли что еще мы сможем там найти.
  • А могло это святилище существовать во времена Гомера?
- Никто не знает, когда жил Гомер и жил ли он вообще. Если он жил в седьмом веке до новой эры, то мог быть современником святилища и знать о нем. Я убежден, что именно на территории Одессы была основана самая первая древнегреческая колония Северного Причерноморье. Это то самое «торжище (эпорий) Борисфенитов», основание которого относится церковным историком Евсевием ко второму году 33-й Олимпиады.
  • - Теперь по-человечески…
- В 647-646 годах до новой эры. Я убежден, что следы именно этого «торжища» были обнаружены на Приморском Бульваре в Одессе. Кстати, в связи с этим… Могу подбросить вам еще одно подтверждение присутствия Одиссея на Жеваховой горе. У Гомера сказано, что недалеко от входа в Аид находился некий «град мужей киммерийских».

Нимрудский рельеф с изображением киммерийских воинов
Нимрудский рельеф с изображением киммерийских воинов

Геродот в V веке до н.э. указывал, что киммерийцы кочевали как раз в Северного Причерноморья до прихода скифов. Часть современных археологов тоже склонна видеть в доскифском населении восточноевропейских степей исторических киммерийцев.


Материальная культура киммерийцев по Александру Тереножкину
Материальная культура киммерийцев по Александру Тереножкину

Нынешний Приморский бульвар находится в 6 километрах от Жевахи и виден оттуда невооруженным взглядом. Так что Гомер, мог знать о существовании поселения на территории современной Одессы и зафиксировать это в своем тексте.

Археологические раскопки
Археологические раскопки


План древних гаваней на месте нынешней Одессы и поселений   древних греков [IY-III века до г.э. (возможно, до IY в н.э.)]
План древних гаваней на месте нынешней Одессы и поселений  
древних греков [IY-III века до г.э. (возможно, до IY в н.э.)]

Вот так я и получил еще одно, пусть и спорное доказательство визита Одиссея в современную Одессу. Город, который тысячелетия спустя был назван в честь этого античного героя, точнее в честь другого города, который носил имя царя Итаки (Одессос, Одиссос — сегодня это болгарская Варна). Иосиф де Рибас, «отец Одессы», был очень образованным человеком, классику знал. Да и чувствовал себя в наших краях, как Одиссей во время своих скитаний, о чем не единожды проговаривался в своих письмах. Прекрасно знала гомеровскую поэму и великая императрица Екатерина II, давшая добро на строительство Причерноморской Пальмиры.

…Кстати, подтверждение словам Андрея Олеговича об омфалосе как части загробного культа я нашел совсем недалеко, так сказать, «не переступая порога».

Ольвия расположена в полутораста километрах к востоку от Одессы, на берегу Бугского лимана. Это древнегреческий город, существовавший с шестого века до новой эры по четвертый век новой. Мощный был город. В 331 году до н.э. его жители даже разгромили армию полководца Александра Македонского Зопириона. То есть, сделали то, чего не смогла сделать Эллада-Греция и вся могучая Персидская империя – побили македонян. Рядом с нынешним заповедником находится село Парутино. Практически все оно расположено на некрополе, то есть кладбище Ольвии, которое сформировалось за тысячелетие существования города.

Так вот, мои друзья купили в Парутино небольшую усадебку. Разбирая старые постройки, мы нашли несколько алтарей для кровавых или винных жертвоприношений, которые устанавливались на могилах более двух тысяч лет тому назад. Примерно таких.

Археологические раскопки
Археологические раскопки

Посмотрите на плиту. Ведь это просто модель того культового сооружения, которое профессор Добролюбский нашел на Жеваховой горе: круглая яма с яйцеобразным останцем строго посредине! И связаны эти алтари, как и одесское святилище, с загробным миром.

Жертвоприношение.  Античная вазопись
Жертвоприношение.
Античная вазопись



Автор — Андрей Ганжа,
Одесса (Украина)