Страницы

Библейская мораль и нравственность

Иероним Босх

Иероним Босх

Есть расхожее мнение, будто Библия заложила в человечество все его нравственные основы, и даже если описанных там событий на самом деле не было, то всё равно она полезна в качестве наставления по добродетели. Однако, как скоро станет ясно, это совершенно не так

Добродетель вырабатывалась и совершенствовалась на протяжении всего культурно-исторического пути, проходимого человечеством. Библия, разумеется, была фрагментом этого пути, но от неё, к счастью, ушли столь далеко, что в вашу голову представления о добродетели попали практически без её участия. Наоборот, именно вот оттуда, из головы, вы ошибочно проецируете свои представления о добродетели на никогда нечитанную вами Библию, где от оной добродетели есть лишь жалкие крохи, зато почти всё остальное — это кровавый угар, тотальный массакр, мерзость и дикость.

Если вам кажется, будто там «изложены притчи о нравственности, которые учат людей хорошему», то вы просто её не читали. Или — как вариант — у вас напрочь отключено критическое мышление, и вы способны даже в заведомо аморальных вещах углядеть пример «Высшей Морали», если к этим вещам приписать «так хотел Бог».

Многие скажут, а как же десять заповедей? Ведь они — это концентрированный перечень правил доброты и порядочности, а потому их вклад несомненен.

Вот как раз об этом я и собираюсь рассказать: об истории, предшествующей и последующей означенным десяти заповедям. Вполне ведь логично предположить, что рядом с ключевым тезисом, заложившим с вашей точки зрения все моральные основы всего человечества, содержатся примеры правильного применения этих тезисов.

Однако прежде чем перейти к этим живописным примерам, давайте взглянем на сами заповеди, кои, как показывает практика, большинство верующих никогда в глаза не видели и потому отождествляют со своими собственными понятиями о прекрасном, полученными от родителей и учителей.

Многие скажут, а как же десять заповедей?


Многие скажут, а как же десять заповедей?


2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Исход 20)

В первых двух заповедях Бог как бы представляется, сразу же всем сообщая, что он — ревнитель, а потому буде вам увлечься другими богами, он вставит пистон не только вам, но заодно и вашим детям, которые по современным понятиям вроде бы вообще не при делах. Высокая мораль, чего уж там.

С другой стороны, поскольку за чьё-то послушание его детям обещаны все блага до «десяти тысяч родо́в», можете расслабиться. Мы все пока что под это дело попадаем, поскольку десять тысяч родо́в — это минимум 250 000 лет, поэтому упомянутые в библии праведники из числа наших предков уже за нас всех отпахали.

В третьей заповеди говорится о том, на что большинство верующих не обращает внимания — об упоминании имени Бога напрасно.

Собственно, на этом уже можно было бы остановиться, поскольку по первым трём пунктам «общечеловеческих моральных ценностей» 99,99% человечества уже заведомо пролетело: одни верят в других богов, другие не верят в бога вообще, а третьи записали себя в ад своим постоянным «боже мой» или «Бог вас всех покарает, аметисты! (атеисты)».

Можно было бы отмазаться тем, что тут как бы фигурирует какое-то не то имя, ибо, кто знает, сколько там их всего, этих имён и какие именно нельзя упоминать всуе…

2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. 3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им;
(Исход 6)

…но есть ещё четвёртая заповедь, на которую не клали болт только иудеи. Поэтому по совокупности факторов вы все попадёте в ад.

Как минимум, кстати, за то, что верите в своего собственного доброго, честного и порядочного Бога, а не того ревнителя, отморозка и массового убийцу, который описан в непосредственной близости от заповедей. И, кроме того, если вы не еврей, то Бог, очевидно, не выводил ни вас, ни ваших предков из земли Египетской, а потому утритесь — вы по определению уже за бортом. Хотя вы можете утешить себя тем, что евреи тоже в пролёте, поскольку не приняли Христа. В общем, Ветхий Завет + Новый Завет = в пролёте все, кроме евреев-христиан.

Остальные шесть заповедей на всеобщие моральные ценности кое-как тянут. Ну, если отвлечься от двух вещей. Во-первых, от некоторой неравноценности тезисов. Для современного человека прелюбодеяние и желание чужого тоже как бы грех, но явно не того же порядка, что убийство и воровство. А тут всё вперемешку, что наводит на подозрения о странностях восприятия авторов или даже непосредственно Бога, лично записавшего всё это на скрижалях.

Во-вторых, до ровно тех же пунктов почему-то додумались и те народы, которые с Моисеем никогда не встречались, и даже преемников его учения встретили через пару-тройку тысяч лет после самостоятельного открытия собственного аналога содержательной части заповедей. Это наводит на мысль, что телега запряжена впереди лошади: не тот самый Бог источник основ морали, а наоборот основы морали, вытекающие из чисто практических соображений и эволюционного процесса, приписываются тому самому Богу. Ну и другим богам тоже.

Причём, библейское окружение заповедей вдобавок показывает, что наше нынешнее их восприятие сильно отличается от авторского.

И вот что было у авторов.

Для начала вспомним, где именно происходила история с обретением заповедей. Большинство наверно знает, что на горе. Некоторые даже знают название этой горы — Синай. Однако местоположение этой горы знают очень немногие. Вот где она расположена.

Гора Синай

Гора Синай

Легко видеть, что до Израиля от этой горы весьма далеко. Как же туда занесло Моисея? Правильно, он и его спутники близ неё временно проживали во время исхода из Египта. Но даже если вы в курсе этого, подождите гордиться своей эрудированностью. А как они попали в Египет?

Кто-то наверно вспомнит, что-де «евреи были пленены Египтом и оттуда в какой-то момент сбежали». Однако всё не так просто. Во-первых, не совсем пленены, а во-вторых не совсем евреи.

Дело в том, что в Египет перекочевал отдельно взятый род, ранее живший в «земле Ханаанской» — то есть примерно там, где сейчас Израиль, Сирия и Ливан. Ханаан более известен под другим названием — Финикия. Именно там, согласно Ветхому Завету, проживал человек по имени Израиль, у которого в числе прочих был сын Иосиф.

Оный Иосиф очень нравился отцу, а своим родственникам за это не нравился.

2 Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жён отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их. 3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду. 4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. 5 И видел Иосиф сон, и рассказал [его] братьям своим: и они возненавидели его ещё более. 6 Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: 7 вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. 8 И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его ещё более за сны его и за слова его.
(Бытие 37)

Библия, как мы помним, учит нас добродетели, поэтому сами решайте, кто тут добро — Иосиф или его родственники. Я не знаю — а ну как рассказы о том, что твой сноп стои́т гораздо лучше, чем снопы окружающих, это и есть добродетель? Но даже если оно на самом деле является злодетелью, родственники Иосифа от него в своём чудизме не отставали, и в результате разных там перипетий сбагрили Иосифа Египтянам в рабство.

23 Когда Иосиф пришёл к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, 24 и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было. 25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. 26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его? 27 Пойдём, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались 28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.
(Бытие 37)

В общем, возвышенные отношения — чисто банда отморозков. Что, кстати, в общих чертах соответствует истине.

В Египте, однако, Иосиф неплохо приподнялся при помощи годного толкования снов разных серьёзных людей, включая фараона. И дело дошло до того, что фараон вообще передал весь Египет под управление Иосифа. Ну и по такому поводу его папа Израиль, вместе с изрядным количеством детей и внуков численностью в семьдесят пять человек переехал жить к сыну.

Пока Иосиф был жив, родственники его чувствовали себя весьма нехило. Иосиф высокоморально и добродетельно правил вверенным ему египетским народом, заботясь о благе каждого, как и завещают нам Библейские Основы Морали и Добродетели.

13 И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская. 14 Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внёс Иосиф серебро в дом фараонов. 15 И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас? 16 Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам [хлеб] за скот ваш, если серебро вышло у вас. 17 И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их. 18 И прошёл этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших; 19 для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля. 20 И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый своё поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. 21 И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого. 22 Только земли жрецов не купил [Иосиф], ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей. 23 И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю; 24 когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим. 25 Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретём милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону. 26 И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону.
(Бытие 47)

Такое вот «пленение». И такая вот добродетель.

Я специально даю столь пространные цитаты, чтобы вы не подумали, будто я особым образом трактую написанное. Нет, там всё прямым текстом: про добродетель, про основы морали, про нравственность и так далее. Иосиф, воспользовавшись голодом, обобрал весь народ до нитки и обратил в рабство. Уважаемый человек. Один из пророков у мусульман, один из праотцов иудеев, один из образцов годной, правильной веры у христиан.

1 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. 22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
(Новый Завет, Послание к Евреям 11)

Однако не спешите с выводами — на фоне последующих деяний его библейских родственников, включая пророка Моисея, Иосиф действительно может проканать за образец нравственности.

Однако не спешите с выводами — на фоне последующих деяний его библейских родственников, включая пророка Моисея, Иосиф действительно может проканать за образец нравственности.

Так вот, музыка играла долго — Иосиф прожил сто десять лет — но сколь верёвочка не вейся, а концу быть. В общем, он умер, а его расплодившаяся родня стала раздражать фараона, о чём тот и поведал местному населению. Население будто бы забыло обо всех тех замечательных и добродетельных вещах, которые причинил ему Иосиф, и ринулось чистить репу его потомкам. Как всегда ни за что.

Иными словами, дела у сынов Израилевых пошли не так хорошо, как им хотелось бы. Многие могут подумать, что их хотя бы обобрали до нитки, как это сделал с египтянами один из их козы́рных предков, но нет. Их только лишь заставили работать.

8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. 11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. 12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. 13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
(Исход 1)

Сыны Израилевы уже успели настрадаться от пленения Египтом и последующих принуждений к жизни в шелках и занятию руководящих постов, а тут ещё вдруг и работать надо. Налицо попирание всех моральных основ.

Правда, совсем недавно сын Израилев — Иосиф — сам от лица фараона заставлял работать египтян, но их было не жалко, поскольку один хрен Божья Благодать на них не распространяется, потому что там — какие-то жалкие египтяне, а тут — сыны Израилевы. Годные люди. Правильные. Правда, с хрена они правильные, если из их поступков следует обратное, неясно. Но таковы уж планы Всеблагого: если он тебя избрал, то ты будешь в шоколаде. А не избрал — хоть ты тресни, но запросто пойдёшь в расход, как будет описано чуть дальше.

Внимайте глубинам морали, дорогие друзья. Тем более, что в этот момент на арене как раз снова появляется Бог, который на протяжении всего повествования об Иосифе временно был на вторых ролях, лишь иногда появляясь с целью рассказать Иосифу, что то, чего он уже добился, это фигня — у его потомков всё будет ещё круче. Ну, то есть изо всех сил учил добродетели.

В общем, Бог за избранных таки впрягся, назначив своим средством связи с ними одного из сынов Израилевых — Моисея.

1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. 2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. 3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. 4 Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! 5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице своё, потому что боялся воззреть на Бога. 7 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его 8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. 9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошёл до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. 10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
(Исход 3)

Однако в реализации этого замечательного плана были две проблемы. Первая из них — это то, что обещанная (или как чаще говорят в данном случае, «обетованная») земля была уже заселена. Но это, как мы увидим дальше, ни Моисея, ни Бога, ни капельки не смущало: касательно местного населения тех земель у них тоже был свой по-библейски добродетельный план.

Вторая же проблема — фараон не согласится отпустить сынов Израилевых. С чего он не согласится, не вполне ясно, — ведь чуть раньше он как раз сетовал на явный избыток оных сынов на территории Египта. Самое оно отпустить. Однако поступки людей в «простых библейских притчах» не только мерзки, но ещё и абсурдны, поэтому придётся просто принять это как данность: не отпустил. И вдобавок обидно сказал, что-де, хорош трындеть о какой-то фигне, валите работать и не чирикайте.

Тут надо понимать, когда то же самое говорит какой-нибудь там другой царь каким-нибудь там другим крестьянам, то сие вполне нормально, Церковь это поощряет. Однако в случае с царём Египетским и крестьянами из числа сынов Израилевых конкретно в этот раз подобное оказалось ненормальным, с коим тезисом Церковь тоже полностью согласна. В общем, простые, понятные и последовательные правила вневременной общечеловеческой морали.

За фараоний отказ Бог — что тоже весьма последовательно — покарал всех египтян. Реки наполнились кровью, с неба падали лягушки, со всех сторон налетали мухи и саранча, передох весь скот, а люди покрылись язвами и нарывами. Но что ещё занимательнее, померли все первенцы.

Всеблагой Бог почему-то не избил фараона своей Божественной Палицей, а вместо этого в очередной раз убил кучу непричастных. Причём, убил лично.

29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. 30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.
(Исход 12)

Чтобы было понятно: это делает мыслимый вами всеблагим Боженька, и написано об этом в «абсолютно истинной книге» — Библии. Фараон не согласился отпустить своих подданных, за это Бог лично убил кучу невинных людей. В Содоме и Гоморре можно хотя бы списать всё это на то, что они не были праведниками (хотя тоже неясно, каким образом может быть грешником новорождённый ребёнок). А тут вся вина погибших исключительно в том, что ими правил суровый с точки зрения авторов книги царь.

Картинка со Всеблагим Богом, лично за просто так убивающим не только взрослых, но и детей, есть мнение, вполне способна оттопырить чакры даже самым упоротым. Очень жаль, что её не размещают на религиозных сайтах. С подписью «это просто притчи о добродетели — внимайте».

Ну да ладно. Как вы наверно слышали, потом сыны Израилевы бежали из Египта, а египтяне их преследовали.

Что, кстати, было бы логично — поскольку будь даже фараон конченным отморозком, после произошедшего не выдержал бы даже конченный отморозок. И со словами «я не знаю, как ты это сделал, Дэвид Блейн, но теперь тебе однозначно писец» распорядился бы порвать Моисея в клочки.

Однако и эта история в общественном восприятии несколько отличается от исходников.

Дело в том, что на самом деле фараон после обрушившихся на Египет кар отпустил Моисея и прочих Израилевых сынов.

31 И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы; 32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. 33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрём.
(Исход 12)

Однако если бы тем дело и кончилось, дидактический накал добродетели был бы недостаточным для закладывания основ морали. Поэтому Всеблагой Боженька снова вмешался.

1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря. 3 И скажет фараон о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. 4 А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так.
(Исход 14)

Лично я начинаю подозревать, что Господь не столь всемогущ, как кажется. От того, чтобы наполнить сердце кого-то добром, его удерживает принцип свободы воли, однако вот ожесточению сердец данный принцип совершенно не мешает. Божественным вмешательством ожесточается сердце, фараон трубит атаку и куча подневольных людей рубится на форшмак.

Не вполне понятно, а чего бы этих людей тогда было просто на месте не прикончить? Ну, как первенцев чуть ранее — фигли, расклад уже и так ясен, свобода воли уже пошла лесом, хуже не будет. Можно просто взять и божественным вмешательством всех умочить.

Однако в божественных планах было умочить не просто так, а со спецэффектами. Кстати, обратите внимание ради чего умочить — ради того, чтобы Бог мог показать свою славу!

Я, право, не знаю, чего ещё можно было бы сочинить про бога, чтобы сделать его ещё более отвратительным персонажем.

Что может быть хуже описанного в этой книге? На довольно коротком временном промежутке Бог успел лично убить кучу детей и взрослых, за то, к чему они не имели отношения, а после этого ожесточить сердца́ оставшихся в живых, чтобы их тоже убить ради собственной славы.

Куда дальше-то?

Однако цитаты не я сочиняю — всё это прямым текстом написано. В книге, которая — как вы думаете — учит вас морали и добродетели, рассказывая вам о праведниках и Всеблагом Всемогущем Боге.

При этом праведники и Бог такие, что постоянно спрашиваешь себя «каковы же тогда грешники и дьявол?!».

Может быть, в Библию вкралась случайная ошибка? Но нет.

Во-первых, текст Библии, как сообщает нам церковь, богодуховенен, а потому безошибочен.

Во-вторых, если так рассуждать, то в текст должно было вкрасться до хрена ошибок, ибо подобного трэша и угара в нём больше, чем всего остального содержания. Но если в книге так много ошибок, то где гарантия, что она не является вообще одной сплошной ошибкой?

Ну и в-третьих, некоторые мысли кажутся авторам Библии столь зачипатыми, что они повторяют их по многу раз — то ли уточняя, что вы не ослышались, то ли смакуя, то ли и то и другое одновременно.

Так, фрагмент про ожесточение фараона тоже повторяется чуть позже.

15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, 16 а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; 17 Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; 18 и узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.
(Исход 14)

Авторы как бы говорят нам: нет, глаза вас не обманули, Бог действительно сам лично ожесточил сердца египтян, чтобы во имя демонстрации собственной славы он же с ними бы и расправился. Свобода воли? всеблагость? — нет, не слышали.

В общем, Моисей, как ему и было сказано, прострал руку с жезлом на море, море расступилось, его — как в дальнейшем станет ясно — бандформирование прошло, а потом море сомкнулось и укокошило всех египтян. Точнее укокошило не море, а Бог, который, напомню, сам же их и заставил гнаться за покрываемой им бандой Моисея. Укокошил, напомню, во имя демонстрации собственной же славы.

И это, повторюсь, несколько раз подчёркивается в тексте.

Тут мы уже практически вплотную подходим к обретению заповедей. Хотя, честно говоря, при таком контексте лично мне их источник не кажется заслуживающим не то, что доверия, а даже маломальского уважения.

Так вот, уничтожив кучу невинного народа, Бог решил всё-таки высказаться немного и о добродетели тоже, а потому, когда сыны Израилевы расположились близ Синая, позвал к себе Моисея для душеспасительной беседы — почему-то непосредственно на гору, хотя чуть раньше он запросто говорил с ним напрямую. У меня складывается ощущение, что Всевышний просто не мог упустить возможности ещё раз хоть над кем-то поиздеваться.

При этом, чтобы доказать народу, что это действительно говорит Бог, а не сочиняет сам Моисей, Господь наполнил небо громом, молниями и облаками — видимо это заурядное явление древним евреям что-то доказывало.

Неясно, правда, почему бы Богу было просто не сообщить всем, что сейчас с ними будет говорить Бог — всё одно, совсем недавно он уже обнаруживал своё присутствие такими нетривиальными способами, что о божественной конспирации говорить было бы странно.

Но вместо очередного дождя из лягушек и рек крови он выбрал громы, молнии и облака. Правда, кроме этого Бог предоставил и некоторые другие доказательства того, что это был именно Бог.

9 И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу. 10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, 11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдёт Господь пред глазами всего народа на гору Синай; 12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснётся к горе, предан будет смерти; 13 рука да не прикоснётся к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору. 14 И сошёл Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. 15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к жёнам. 16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. 17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. 18 Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; 19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. 20 И сошёл Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошёл Моисей. 21 И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть [Его], и чтобы не пали многие из него; 22 священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь. 23 И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерёг нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти её. 24 И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их. 25 И сошёл Моисей к народу и пересказал ему. (Исход 19)

🔹 🔹 🔹 🔹 🔹


1 И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь издали; 2 Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. 3 И пришёл Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем.
(Исход 24)

А что, очень правдоподобная история. Громы, молнии, облака и ещё личные заверения на ухо Моисею. И несколько его друзей могут издалека посмотреть. Остальные же пусть им на слово им поверят.

В общем, Моисей сходил на гору и вернулся оттуда с посланием. В послании было десять заповедей, а также масса всяких узкоспециальных распоряжений.

Так, на протяжении следующей после десяти заповедей главы Господь даёт пояснения по поводу купли-продажи рабов, не забыв упомянуть и о том, как правильно продавать в рабство собственных детей.

7 Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы; 8 если она не угодна господину своему и он не обручит её, пусть позволит выкупить её; а чужому народу продать её не властен, когда сам пренебрёг её; 9 если он обручит её сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей; 10 если же другую возьмёт за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; 11 а если он сих трёх [вещей] не сделает для неё, пусть она отойдёт даром, без выкупа.
(Исход 21)

Чуть дальше он поясняет, что если вдруг кто-то ударил беременную женщину так, что у неё случился выкидыш, но не было иного вреда, то в качестве общественного порицания следует взять с него денег.

22 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
(Исход 21)

ЧИТАЙТЕ – ЧИТАЙТЕ, ЭТО ЖЕ «ОСНОВЫ МОРАЛИ» 😇

Иероним Босх. «Корабль дураков»

Ещё чуть позже Господь переходит от людей к волам и говорит об отношениях с ними и вокруг них на протяжении чуть ли не полутора глав, проясняя тут и там всё новые и новые аспекты основ вневременной добродетели.

28 Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват;

🔹 🔹 🔹 🔹 🔹


32 Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. 

(Исход 21)

Правильно говорят верующие:


«Как бы мы все жили, не зная, сколько сиклей следует платить хозяину, если твой вол забодал его раба?»


Промеж советов по продаже волов и рабов Бог, кроме того, успел сообщить вот что.

8 Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.
(Исход 23)

Хорошо сказано, не правда ли? Это ли не основы морали и добродетели? Не ради этого ли всё это?

Однако при следующей встрече с Моисеем Господь специально уточнил, что это всякое там быдло себе не должно брать даров, а Бог от даров ослепнуть не может, поэтому ему давать дары не только можно, но даже нужно. И потом назвал имена тех, кто выступит приёмником даров для последующей их передачи Всевышнему.

Неожиданно, но ими оказались Моисей и группа к нему приближённых. Такое вот удивительное совпадение!

1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. 3 Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, 4 и [шерсть] голубую, пурпуровую и червлёную, и виссон, и козью, 5 и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева ситтим, 6 елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения, 7 камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника.
(Исход 25)

Кроме того, на второй встрече Бог выдал превышающее по своему объёму не только десять заповедей, но и все последующие подзаповеди про волов и рабов, описание того, как именно следует украсить ковчег, в который будут положены заповеди и какие именно одежды должны носить Моисей и его ближайшие товарищи.

Да, это не шутка. Господь вызывал к себе Моисея, чтобы рассказать ему про оформление сундука (ковчега) и прочие декорации. Господь. Бог. Рассказывал про оформление сундука. В десять раз подробнее, чем про основы морали. Есть в этом какая-то натяжка.

1 Скинию же сделай из десяти покрывал кручёного виссона и из голубой, пурпуровой и червлёной [шерсти], и херувимов сделай на них искусною работою; 2 длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, а ширина каждого покрывала четыре локтя: мера одна всем покрывалам. 3 Пять покрывал пусть будут соединены одно с другим, и [другие] пять покрывал соединены одно с другим. 4 Сделай петли голубого [цвета] на краю первого покрывала, в конце соединяющего обе половины; так сделай и на краю последнего покрывала, соединяющего обе половины; 5 пятьдесят петлей сделай у одного покрывала и пятьдесят петлей сделай на краю покрывала, которое соединяется с другим; петли [должны] соответствовать одна другой; 6 и сделай пятьдесят крючков золотых и крючками соедини покрывала одно с другим, и будет скиния одно [целое]. 7 И сделай покрывала на козьей [шерсти], чтобы покрывать скинию; одиннадцать покрывал сделай таких; 8 длина одного покрывала тридцать локтей, а ширина четыре локтя; [это] одно покрывало: одиннадцати покрывалам одна мера. 9 И соедини пять покрывал особо и шесть покрывал особо; шестое покрывало сделай двойное с передней стороны скинии. 10 Сделай пятьдесят петлей на краю крайнего покрывала, для соединения его [с другим], и пятьдесят петлей на краю другого покрывала, для соединения с ним; 11 сделай пятьдесят крючков медных, и вложи крючки в петли, и соедини покров, чтобы он составлял одно. 12 а излишек от длины покрывал скинии, на локоть с одной и на локоть с другой стороны, пусть будет свешен по бокам скинии с той и с другой стороны, для покрытия её. 13 И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и ещё покров верхний из кож синих.
(Исход 26)

Я процитировал лишь небольшой отрывок, но вот такого там семь глав, каждая из которых в два-три раза больше главы с заповедями.

Всё это Моисей тоже передал своему бандформированию устно, поскольку Бог сподобился выбить на камне только первые десять заповедей, да и то только во время второй встречи.

Есть такая шутка, что-де заповедей на самом деле было пятнадцать, но Моисей случайно разбил третью скрижаль, поэтому остановились на десяти.

Шутка, надо сказать, хреновая, поскольку в библейском оригинале аналогичная шутка гораздо смешнее — в нём, в оригинале, Моисей по сошествии с Синая разбил все скрижали разом.

Правда, не случайно — он обнаружил, что в его отсутствие его спутники сделали себе золотого тельца и плясали вокруг него.

сделали себе золотого тельца и плясали вокруг него.


Сделали себе золотого тельца и плясали вокруг него


19 Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;
(Исход 32)

он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою


Он воспламенился гневом и бросил
из рук своих скрижали и разбил их под горою


Хорошим в этот раз было… чёрт, я не знаю, можно ли чему-то ещё поражаться после всех этих историй с египтянами… так вот, хорошим в этот раз было убийство нехилой части своих спутников. Да, тех самых спутников, ради вызволения которых от египтян, как раз и было убито до хрена этих самых египтян, включая грудных детей, а оставшиеся в живых были покрыты язвами, потом ожесточены сердцами и ради божьей славы тоже частично убиты.

25 Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. 26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. 27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. 28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек. 29 Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своём и брате своём, да ниспошлёт Он вам сегодня благословение.
(Исход 32)

При этом, повторюсь, Моисей к тому моменту был единственным, кто видел заповеди. Ну те самые, где «не убивай» и всё такое. Остальные слышали только краткий пересказ.

Однако ничего страшного — Господь сам же и прояснил, что «не убивай» не распространяется на тех, кто молится другим богам. Этих убивать можно.

20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблён.
(Исход 22)

После расправы с неправильными сынами Израилевыми, Моисей сходил на встречу с Богом в третий раз и тот выдал ему ещё одну копию скрижалей.

1 И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; 2 и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы; 3 но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. 4 И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.
(Исход 34)

То есть первая версия скрижалей разбилась, поэтому её никто не видел, зато на второй версии, изготовленной Моисеем, Бог сам вытесал слова, пока никто это не видел.

Кроме того, на третьей встрече Господь не только вытесал надписи на скрижалях, но и ещё раз напомнил о сути завета: в обмен на добродетель сынам Израилевым даётся земля обетованная Ханаанская. Которая, как говорилось выше, уже заселена, но невелика проблема.

10 И сказал [Господь]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; 11 сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев; 12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдёшь, дабы они не сделались сетью среди вас. 13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их. 14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.
(Исход 34)

Иными словами, Всеблагой Бог объявил своим делом изгнание нескольких народов с мест их проживания, а также вырубание священных рощ, разрушение жертвенников и так далее.

Если кто-то вдруг вспомнит о защите чувств верующих, напомните им этот фрагмент.

Теперь от Исхода мы плавно перемещаемся к книгам Левит, Числа и Второзаконие, события которых способны реабилитировать прецедент с египтянами, низведя его до уровня детских шалостей. А книга Иисуса Навина поставит жирную точку в данном вопросе.

Если вы забыли, я напомню. Мы читаем книгу, полную простых притч, дидактически раскрывающих основы вневременной морали и добродетели. Эта книга является абсолютной истиной и священной книгой минимум трёх религий — иудаизма, христианства и ислама.

Чуть ранее мы узнали, как после уничтожения множества невинных и капельки винных египтян, Бог вручил сынам Израилевым заповеди, которые должны были научить их хорошему, хотя, казалось бы, примеров поведения Всеблагого Бога уже было предостаточно — можно было бы учиться прямо сразу на них.

Многие могут подумать, что это до получения заповедей люди творили что-то в духе вышеописанных деяний Господа, а после получения раскаялись и стали гораздо более умеренными в своих проявлениях.

Не тут-то было! После получения заповедей, их получившие значительно сократили разрыв по числу трупов между человеческим и божественным — в том числе, и по невинно убиенным.

Однако прежде чем перейти к новым животрепещущим деталям, поведаю об одном зачипатом нюансе, про который Господь сообщил Моисею.

27 Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, 28 то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведёт он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил, 29 и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют [козу] в жертву за грех на месте, [где закопают] жертву всесожжения;
(Левит 4)

Иными словами, Моисей с подручными перебили кучу своих товарищей просто по беспределу: те же молились тельцу по ошибке — подумав, что это и есть Господь, поэтому надо-то было только лишь потребовать с них жертвоприношения должного количества коз. И что характерно, Всеблагой Бог, всё время находящийся где-то поблизости и регулярно вызывающий Моисея к себе на ковёр, этому не воспрепятствовал. Когда за этими людьми гнались египтяне, он вмешался и убил всех египтян, а тут — ни слова. Видимо, это деяние было богоугодным.

Но как бы то ни было, оставшиеся в живых направились к земле обетованной. И хотя многих из них совсем недавно уже поперерезали за разговорчики в строю, кое-кто всё ещё пытался бурчать против Моисея и его Бога. За это Всеблагой и любящий людей Бог наслал на них змей.

4 От горы Ор отправились они путём Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, 5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. 6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
(Числа 21)

Подумайте, вот кем надо быть, чтобы сначала кого-то спасти, убив при этом кучу невинного народа, а потом подсылать к нему змей, потому что он про вас что-то не то сказал? Кем надо быть? Библия даёт нам на это ответ: Богом. Всеблагим Богом.

Моисей, видимо, уже начал подозревать, что ещё немного и к обетованной земле он попрётся в полном одиночестве, поэтому с подсказки народа попытался как-то исправить ситуацию

7 И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. 8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. 9 И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
(Числа 21)

Запоминайте смысл притчи: если вдруг вы Всеблагой Бог и наслали на кого-то змей за то, что он про вас сказал плохое, то чтобы после чьей-то молитвы откатить наказание, надо попросить помолившегося сделать медного змея, если смотришь на которого, то не умираешь от укуса. Вот. Без Библии никто бы до такого не догадался: все бы подумали, что надо просто отозвать змей.

И ещё, я, может, чего-то не понимаю, но с какого рожна медный змей лучше золотого тельца? Почему за изготовление золотого тельца следует всех убить, а вот изготовление медного змея — это годная штука? Вроде было сказано «никаких идолов», а не «тельцов нельзя, но змей можно».

Или тут штука в том, что данный идол был изготовлен по распоряжению Бога? Однако изготовителям оба раза про изготовление говорил не Бог, а человек, как они могли отличить, за что их убьют, а что наоборот спасёт от смерти? И почему медный змей спасает от укусов змей, а золотой телец не может спасать забоданных коровами?

Впрочем, если читать дальше, то неизбежно приходит мысль: жаль, что змеи не перекусали вообще всю эту шоблу. Это было бы в плане количества жертв гораздо более щадящим вариантом, ибо вскорости избранный Богом народ, ведомый Моисеем, добрался-таки до заселённых территорий.

И сразу же выяснилось, что обещанное Богом «изгнание от Его имени» — это изгнание не с земли, а с Земли. С планеты Земля — в мир иной.

Проживавшие в той местности народы вовремя заподозрили, что эти люди здесь не просто с целью пройти мимо, поэтому пропускать их куда-то решительно отказались. Что страшно возмутило сынов Израилевых.

21 И послал Израиль послов к Сигону, царю Аморрейскому, чтобы сказать: 22 позволь мне пройти землёю твоею; не будем заходить в поля и виноградники, не будем пить воды из колодезей [твоих], а пойдём путём царским, доколе не перейдём пределов твоих. 23 Но Сигон не позволил Израилю идти через свои пределы; и собрал Сигон весь народ свой и выступил против Израиля в пустыню, и дошёл до Иаацы, и сразился с Израилем. 24 И поразил его Израиль мечом и взял во владение землю его от Арнона до Иавока, до [пределов] Аммонитских, ибо крепок был предел Аммонитян; 25 и взял Израиль все города сии, и жил Израиль во всех городах Аморрейских, в Есевоне и во всех зависящих от него; 33 И поворотили и пошли к Васану. И выступил против них Ог, царь Васанский, сам и весь народ его, на сражение к Едреи. 34 И сказал Господь Моисею: не бойся его, ибо Я предам его и весь народ его и всю землю его в руки твои, и поступишь с ним, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне. 35 И поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не осталось, и овладели землёю его.
(Числа 21)

Вам может показаться, будто это совершенно случайно ведомые Моисеем вырезали целый народ с благословения Всеблагого Бога. Разозлились — с кем, типа, не бывает. Однако нет, на одном вырезанном народе дело не кончилось.

7 И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; 8 и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом; 9 а жён Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и всё имение их взяли в добычу, 10 и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнём;
(Числа 31)

Теперь наверно многие начинают подозревать, почему я всё время говорил о «Моисее и его банде». Кто это, как не бандиты по современным-то понятиям? Они вторгаются в чужое государство и убивают там всех поголовно. Потом вторгаются в следующее и поступают аналогично. Потом в следующее…

Постойте, — скажет внимательный читатель, — но ведь в последней цитате жён и детей только лишь взяли в плен. Это как бы оправдывает — ведь во имя Бога вполне нормально вторгнуться куда пожелаешь, убить там всех мужчин, разграбить имущество, если при этом женщин и детей только лишь взять в плен. Даже в наши времена многие почти так же поступают — Гитлер, например. Он, правда, убивал не всех мужчин поголовно, но поступал примерно так же. Так что чего тут такого-то? И на пряжках у его солдат было написано «с нами Бог».

Да, это наверно плохой пример. В общем, я о том, что избранные, они на второй раз хотя бы женщин и детей в живых оставили. И это ведь их должно извинять, нет? Они исправились!

Но не спешите с выводами. По этому прецеденту Моисей (если что, напомню, он — пророк, который принёс благодарному человечеству скрижали с «основами морали») сразу же дал разъяснения.

14 И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, 15 и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? 16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем; 17 итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя; 19 и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши; 20 и все одежды, и все кожаные вещи, и всё сделанное из козьей [шерсти], и все деревянные сосуды очистите.
(Числа 31)

Кто-то мог бы подумать, что за такое Бог должен был как минимум ещё раз наслать змей. Но нет. Змеи — это за поношение Бога, а убивать женщин и детей — это с его точки зрения вполне нормально. Даже в некотором смысле хорошо — Бог же плохого не посоветует.

Бог не против этого, он — за. Он прямо так и говорит.

10 Когда подойдёшь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; 11 если он согласится на мир с тобою и отворит тебе [ворота], то весь народ, который найдётся в нём, будет платить тебе дань и служить тебе; 12 если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, 13 и [когда] Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нём весь мужеский пол острием меча; 14 только жён и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; 16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, 17 но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, 18 дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим.
(Числа 20)

Если покорятся, — говорит Бог, — бери их в рабство. Не покорятся — так убей там всех мужчин, или же, если они с местом постоянного проживания не угадали, то и женщин с детьми тоже.

Странно, правда. Египтяне сынов Израилевых не отпускали — так у них Бог кучу народа поубивал, чтобы сынов Израилевых защитить. Здесь сыны Израилевы сами нападают, но истреблять всё равно следует не их, а местных жителей.

Причём в оном истреблении Бог и сам подсобить не против.

1 Когда Господь Бог твой истребит народы, которых землю даёт тебе Господь Бог твой и ты вступишь в наследие после них, и поселишься в городах их и домах их
(Второзаконие 19)

А всё почему? Потому что вы думаете, будто «не убивай» и «не кради» — это про мир и дружбу между людьми. А оно нет. Оно так только сейчас — в наших умах. А в Библии всё строго в соответствии с теми временами: убивать не должны только подданные — подданных. Властители могут убивать кого заблагорассудится. Подданные могут убивать третьих лиц — их воля. А если властитель приказал, то не просто могут, а должны убивать. Мужчин, женщин, стариков, детей, кого угодно. И грабить тоже можно. И даже насиловать — почему бы нет?

Есть годный народ, ему всё можно, а остальные рылом не вышли. Потому должны быть порабощены или даже истреблены.

Египтян не жалко — они же не подданные. И не в тех богов верят. И национальность у них неправильная. Поэтому Высокоморальная Книга наглядно показывает, что даже сам Господь относится к египтянам как к зверушкам. Типа «и тут Господь убил

всех коров, коз и египтян». Или «аммонитян» — не всё ли равно. Один фиг, животные.

Вот что, например, сообщает нам пророк Моисей.

3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки.
(Числа 23)

На этом вся ветхозаветная «вневременная» и «общечеловеческая» мораль кончается.

Нравится вам такой Бог и такие его пророки — не вопрос. Только сначала признайтесь в этом себе. Скажите себе: «да, именно такого Бога я и хочу: чтобы позволял мне грабить и убивать чужих, чтобы приказывал мне их грабить и убивать, чтобы сам вместе со мной грабил и убивал. Мужчин, женщин, стариков, детей — самое оно. То, что надо».

Однако, подсказывает мне внутренний голос, далеко не все мои современники, полагающие себя верующими, хотят именно такого Бога. Представляемый ими образ скорее всего сильно отличается от образа, описанного в той книге, которую они настоятельно рекомендуют всем прочитать, хотя сами этого никогда не делали.

Тем временем, в полном соответствии с Высокой Моралью «простая притча о добродетели» продолжается. 28 В тот же день взял Иисус Макед, и поразил [его] мечом и царя его, и предал заклятию их и всё дышащее, что находилось в нём: никого не оставил, кто бы уцелел; и поступил с царём Македским так же, как поступил с царём Иерихонским. 32 и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и всё дышащее, что было в нём, так, как поступил с Ливною. 33 Тогда пришёл на помощь Лахису Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его [мечом] так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел. 34 И пошёл Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону и расположились подле него станом и воевали против него; 35 И взяли его в тот же день и поразили его мечом, и всё дышащее, что находилось в нём в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахисом. 36 И пошёл Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону и воевали против него; 37 и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и всё дышащее, что находилось в нём; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и всё дышащее, что находилось в нём. 38 Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру и воевал против него; 39 и взял его и царя его и все города его, и поразили их мечом, и предали заклятию всё дышащее, что находилось в нём: никого не осталось, кто уцелел бы 40 И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и всё дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; 41 поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона; 42 и всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом, ибо Господь Бог Израилев сражался за Израиля. (Иисус Навин 10) Моисей всё-таки умирает и дело осенённого Господом геноцида переходит к сподвижнику Моисея Иисусу Навину.

Иисус Навин, если что, почитается в христианстве и в том числе в православии как праведник. Давайте ознакомимся с деяниями этого праведника.

5 И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. 6 И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооружённые же пусть идут пред ковчегом Господним. 7 Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шёл за ними;


19 Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошёл в город, каждый с своей стороны, и взяли город. 20 И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё истребили] мечом.
(Иисус Навин 6)

🔹 🔹 🔹 🔹 🔹

24 Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча. 25 Падших в тот день мужей и жён, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. 26 Иисус не опускал руки своей, которую простёр с копьём, доколе не предал заклятию всех жителей Гая; 27 только скот и добычу города сего [сыны] Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое [Господь] сказал Иисусу.
(Иисус Навин 8)

🔹 🔹 🔹 🔹 🔹

28 В тот же день взял Иисус Макед, и поразил [его] мечом и царя его, и предал заклятию их и всё дышащее, что находилось в нём: никого не оставил, кто бы уцелел; и поступил с царём Македским так же, как поступил с царём Иерихонским. 32 и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и всё дышащее, что было в нём, так, как поступил с Ливною. 33 Тогда пришёл на помощь Лахису Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его [мечом] так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел. 34 И пошёл Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону и расположились подле него станом и воевали против него; 35 И взяли его в тот же день и поразили его мечом, и всё дышащее, что находилось в нём в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахисом. 36 И пошёл Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону и воевали против него; 37 и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и всё дышащее, что находилось в нём; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и всё дышащее, что находилось в нём. 38 Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру и воевал против него; 39 и взял его и царя его и все города его, и поразили их мечом, и предали заклятию всё дышащее, что находилось в нём: никого не осталось, кто уцелел бы 40 И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и всё дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; 41 поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона; 42 и всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом, ибо Господь Бог Израилев сражался за Израиля.
(Иисус Навин 10)

Вот так Иисус Навин в содружестве со Всеблагим Богом вырезали под корень всё население обетованной земли, которое избранный народ не успел вырезать ещё при Моисее — по его и Всеблагого Господа приказу.

Причём вырезанные были им даже не совсем чужими: как мы помним, сыны Израилевы вышли из земли Ханаанской, население которой они в конце как раз и загеноцидили. То есть они умочили всех своих бывших соседей. И не соседей в смысле «соседнее государство», а соседей в бытовом смысле слова: тех, с кем их ближайшие предки (те же Израиль и Иосиф, например) жили бок о бок. И побуждал их к этому Всеблагой Бог. И помогал им в этом.

Вот так. Праведно и добродетельно. Просто притча. Притча о праведниках. Прочитайте её своим детям. Хотя нет, не надо — они скоро сами её смогут прочитать в школе на уроках православной культуры.

Я показал вам, что именно написано рядом с «заложившими основы нравственности и морали» десятью заповедями. Вам нравится? Этому вы хотите подражать? Это вы посоветуете делать своим друзьям? Этому вы хотите научить своих детей?

Можно, конечно, сказать, что Ветхий Завет — это совсем не то же самое, что Новый. Что в Новом всё по-новому — гораздо гуманнее и нравственнее. Эта действительно отчасти так: Новый Завет писался гораздо позже и, хотя до современных норм тоже ни разу не дотягивает, но всё-таки прогресс в отношениях очевиден.

И всё бы обстояло не так плохо, если бы Ветхий Завет не выпускался под одной обложкой с Новым, и если бы Церковь осудила его содержание. Однако она почему-то не отреклась от описанного там образа Бога, а упомянутые в тексте творцы геноцида почитаются как праведники и пророки.

Да и центральный персонаж Нового Завета — Иисус Христос — не говорит ничего вроде «вы знаете, я тут прочитал этот ваш Ветхий Завет, — такая мерзость. Не верьте там ни единому слову — это всё враньё. И тем более ни в коем случае не поступайте так, как там написано».

Напротив, он даже в Нагорной Проповеди сообщает…

17 Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное.
(От Матфея 5)

…то есть законы Ветхого Завета всё ещё в деле, а Иисус даёт лишь дополнения и заполняет пробелы.

Однако, не смотря на то, что ни Иисус, ни Церковь не отвергают Ветхого Завета, по самому повествованию Нового виден прогресс в отношениях. Они всё ещё очень далеки от современных и ни в коей мере не могут выступать в качестве норм морали, но всё-таки немного смещаются в эту сторону.

Как же так вышло? Бог, пока вдохновлял людей на книжку о себе, много думал и многое понял? Ну типа, что в прецедентах, описанных в первой части, он малость перегнул и теперь решил снизить накал трэша и угара? Так что ли?

Та версия христианства, которая в настоящее время наиболее распространена в мире, на порядки лучше, чем то, что написано в оригинале, — особенно в части, озаглавленной «Ветхий Завет». И рисуемый воображением современников образ Бога, при всей своей внутренней нелогичности и противоречивости также на порядок лучше описанного в библии.

Оттуда следует парадоксальный вывод: вы, верующие, по меркам современности гораздо более моральные и добрые люди, чем идеал идеалов — Бог — в представлении библейских авторов. Воображаемый вами Бог неизмеримо лучше своего библейского прототипа.

Но как мы понимаем, реально существующий Бог вряд ли усовершенствовался бы за несколько тысяч лет. Он же, того, идеальный. Поэтому маловероятно, что он усердно работал над собой, чтобы соответствовать текущему уровню человечества. Скорее всё-таки человечество, совершенствуясь, совершенствовало и образы своих богов.


А теперь подумайте, действительно ли те дикие племена, многие из которых проживали ещё до нашей эры, — это те самые люди, которые могут научить вас годной морали и доброте человеческих отношений.





Lex Kravetski