Страницы

Внутри яблока насчитали сто миллионов бактерий. Смыть их нельзя

Внутри яблока насчитали сто миллионов бактерий. Смыть их нельзя
Ученые высчитали, что одно крупное яблоко содержит около ста миллионов бактерий, из которых 90% сосредоточено в косточках, а на долю шкурки приходится всего несколько процентов. Отдельно они изучили микробиом «органических» яблок, и он оказался столь же велик по числу бактерий, как и у обычных, но заметно богаче по видовому составу.
Роль микробов в жизни человека двойственна: одни помогают усваивать питательные вещества и участвуют в массе иных полезных процессов, а другие, напротив, представляют собой опасные патогены. Они обитают везде, в том числе на том, что мы едим каждый день. Австрийские биологи решили изучить микробиом обыкновенных яблок и выяснить, какие именно бактерии заселяют эти популярные плоды не только снаружи, но и изнутри. Кроме того, биологи поставили перед собой цель — сравнить яблоки из обычных и «органических» хозяйств. Последние принципиально не используют многие стандартные методы выращивания плодов (в частности, не применяют многие пестициды и удобрения). Это могло оказаться важным с точки зрения микробиологии фактором.

Результат анализа исследователи описали в своей статье для Frontiers in Microbiology. Яблоки для работы они отобрали в двух разных хозяйствах из Штирии, федеральной земли на юго-востоке Австрии. На обычной ферме ученые взяли плоды, уже собранные, расфасованные по пакетам и лежавшие в специальных холодильниках с углекислым газом, а вот «органические» яблоки брали из обычных ящиков.

Сбор яблок в Штирии. Steindy / Wikimedia Commons
Сбор яблок в Штирии.
Steindy / Wikimedia Commons

Биологи собирали образцы с использованием стерильных перчаток и инструментов, привезли их в Технический университет Граца (место своей работы) и отобрали по два плода из «обычной» и «органической» партии. Затем эти яблоки взвесили и разрезали на части, взяв от каждого по шесть фрагментов из разных частей, включая семечки. Размолов образцы в мелкую пыль внутри специального стерильного блендера, ученые проанализировали их на содержание 16s РНК. Так называют молекулы, которые входят исключительно в состав прокариотических клеток, причем разные бактерии отличаются структурой этих молекул.

Подобный анализ позволил не просто оценить число бактерий, но и выяснить то, к каким видам они относятся. Ученые пришли к выводу, что в крупном яблоке может быть около ста миллионов бактерий. Это меньше, чем в столовой ложке йогурта, но все равно очень далеко от полной стерильности. Смыть эти бактерии, как показал анализ мякоти, и особенно семечек, невозможно. Мы съедаем эти микроорганизмы даже в том случае, если тщательно моем яблоки, дополнительно срезая их шкурку.

Ученые отметили, что в «органических» яблоках примерно столько же бактерий, сколько и в «обычных», но последние заметно более однородны по своему бактериальному составу. Гипотетически бо́льшее разнообразие микроорганизмов может препятствовать чрезмерному размножению каких-то отдельных видов, увеличивая число возможных конкурентов. Однако с практической точки зрения важнее может быть иной результат — в проанализированных образцах с «органических» ферм ученые не нашли потенциально патогенных штаммов из родов Escherichia и Shigella, некоторые из которых являются возбудителями опасных заболеваний. В обычных яблоках эти бактерии были, хотя и в очень небольших количествах. Авторы работы предполагают, что обилие микробов других видов в «органических» плодах просто не дало места патогенам. При этом в целом ученые не очень понимают, как найденные в яблоках бактерии могут влиять на здоровье.

Яблоки сорта «арлет», которые изучали биологи.  Frank C. Müller / Wikimedia Commons
Яблоки сорта «арлет», которые изучали биологи.
Frank C. Müller / Wikimedia Commons


Ограниченность выборки (всего две фермы в Австрии и единственный сорт яблок — «арлет») не позволяет однозначно говорить о превосходстве «органического» земледелия в вопросах бактериальной безопасности. При этом с другой стороны тоже есть достаточно фактов, указывающих на потенциальную опасность отказа от ряда промышленных методов. Самый известный пример — это вспышка кишечной инфекции, которая случилась в 2011 году в Европе из-за того, что патогенный штамм кишечной палочки попал в пророщенные зерна на «органической» ферме в Германии. Тогда от осложнений только в Германии скончалось более полусотни человек.

Вопрос о том, что безопаснее — «органическое» или «промышленное» земледелие — с точки зрения микробиологии, поднимался с тех пор неоднократно, но пока однозначного ответа на него ученые не нашли. Обзорные работы свидетельствуют, что результаты отдельных исследований зачастую отличаются, поэтому ученым остается только продолжать накапливать и систематизировать информацию.