Гиксосами называют династию палестинского происхождения, которая правила Северным Египтом примерно в 1630 — 1523 годах до нашей эры. Это были времена второго промежуточного периода. Название «гиксос» впервые ввёл древнеегипетский историк Манефон, живший в 300 году до нашей эры. А Флавий Иосиф, живший в I веке перевёл это слово, как «цари-пастухи» или «пленённые пастухи». Таким образом Иосиф хотел показать древнее происхождение евреев из Библии, отождествляя их с гиксосами.
Вторжение гиксосов и завоевание ими всей страны было довольно длительным процессом. Воспользовавшись внутренней слабостью Египта, острой социальной борьбой и раздроблением государства на целый ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых несколько выделялись лишь Фивы, где укрепилась династия «царей юга», азиатские племена стали постепенно проникать в дельту и захватывать там пастбища. Отряды азиатских воинов поступали на службу к мелким царькам Нижнего Египта, образуя основу их военной силы. Вожди азиатских племён получали от них большие земельные участки и даже целые области в управление.
Вслед за мирным проникновением произошло военное вторжение. Ослабленный изнутри Египет стал добычей азиатских завоевателей, гиксосов. Это, очевидно, произошло ещё при последних царях XIII династии. Античная традиция сохранила шесть имён гиксосских царей. Египетские памятники этого времени, главным образом скарабеи, сохранили значительно большее количество имён, однако крайняя скудость документальных данных всё ещё не позволяет в полной мере охарактеризовать эпоху гиксосского завоевания. Судя по именам гиксосских царей, гиксосы представляли собой довольно сложный конгломерат племён, в состав которого входили семитские племена и племена хурритского происхождения.
Гиксосы укрепились в Северном Египте, где, как на то указывает позднейшая египетская и античная историческая традиция, они построили свой главный город Аварис в восточной части дельты. Очевидно, название «Аварис» вполне соответствует египетскому названию «Хат-уарит», которое встречается в надписях гиксосских царей, а также в «папирусе Саллье 1» в качестве города, посвящённого богу пустынь и иноземных стран Сэту.
Восточная часть дельты была особенно сильно укреплена гиксосами, на что указывает остаток лагеря, обнаруженного в Вади-Тумилат, около Тель-эль-Иехудиэ. Петри во время раскопок нашёл здесь скарабеи, типично гиксосскую керамику и бронзовое оружие. Особенный интерес представляет этот лагерь с точки зрения изменения военной техники гиксосов.
Первоначально лагерь был укреплён лишь массивным земляным валом, что указывает на то, что обороняющиеся строили свою защиту на преобладающем применении отрядов лучников и колесниц, которые должны были исключить всякую возможность рукопашного боя возле лагеря или его штурма. Однако впоследствии этот вал заменяется стенами, что свидетельствует о заимствовании гиксосами элементов древнеегипетской фортификации. Весьма возможно, что такое же гиксосское укрепление находилось в Абусир-эль-Мелек, около входа в Фаюмский оазис. На глубокое проникновение азиатских племён в дельту указывают результаты последних раскопок города Таниса, стены которого были построены по правилам строительной техники хананейских племён Палестины.
Египет и Передняя Азия в древности |
Ткацкий станок. Фреска из Бени-Хасана |
Изгнание гиксосов из Египта
Рамзес II штурмует сирийскую крепость.
|
«Я хочу знать, — говорит Камесу, — к чему мне служит моя сила. Один князь сидит в Аварисе, другой — в Нубии, а я сижу здесь вместе с азиатом и негром. Каждый владеет куском Египта и делит страну со мной вплоть до Мемфиса. Смотри, он уже владеет Шмуном, и никто его не останавливает. Я устремлюсь на него и распорю ему его живот. Моё желание — спасти Египет и разбить азиатов».Однако гневная и воинственная речь Камесу не встречает сочувствия среди собравшихся на совет представителей знати. Они настроены значительно более миролюбиво, чем царь, и рекомендуют ему держаться оборонительной политики. Но царь с ними не согласен. Отвечая им, он говорит:
«Ваша мысль неправильна, и я всё же буду сражаться с азиатами... Ведь плачет вся страна. В Фивах скажут обо мне: «Камесу — защитник Египта».Далее в этом произведении описывается кровопролитная война, начатая против гиксосов фиванским царём Камесу, и его победы над азиатскими племенами. Автор изображает Камесу в качестве народного героя, ведущего борьбу за освобождение Египта от ига иноземцев.
Боевые колесницы |
Яхмос I побеждает гиксосов |