Страницы

Из детей дождя вырастут Гейтсы и Эйнштейны

Каким бы ни был ребенок, он уже чудо

Каким бы ни был ребенок, он уже чудо

Аутистам помогут дельфины и лошади

2 апреля 2014 года прошел Всемирный день распространения информации об аутизме. Заболевание это достаточно редкое и необычное, потому знаем мы об аутистах немного и не всегда представляем, как относиться к замкнутым, отстраненным детям, страдающим этим недугом. Малышей-аутистов не берут в детские сады и школы, их сторонятся сверстники на игровых площадках, жизнь таких детей с первых шагов превращается в жизнь изгоев. А ведь они могут стать полноценными членами общества и даже известными личностями. Об основных проблемах раннего детского аутизма (РДА) и методах преодоления этого недуга нам рассказали директор Центра психологической коррекции и развития "Моя дитина" Екатерина Воробей, коррекционный педагог этого центра Марина Ныжник, нейропсихолог Татьяна Кострицкая, дельфинотерапевт и психолог Богдан Поповский.

Аутизм — заболевание, связанное с задержкой психического и речевого развития, стереотипным поведением (привычкой выполнять определенные действия, например, грызть ногти) и нарушением социальной адаптации. Такие дети не любят прикосновений, не интересуются другими детьми и игрушками, часто устраивают истерики, говорят о себе в 3-м или 2-м лице. Причины появления заболевания до сих пор неизвестны. Первые признаки проявляются в возрасте до трех лет: малыш с РДА ведет себя отстраненно — не отзывается на имя, уединяется, избегает визуального контакта. Задержка речевого развития, игнорирование замечаний взрослых, проблемы с простыми игрушками — настораживающие симптомы.

"Диагностировать детский аутизм в Украине сложно — нет стандартов и соответствующей подготовки врачей. Часто педиатр не распознает заболевание. А ведь чем раньше аутизм диагностируют, тем быстрее начнется терапия и тем больше у ребенка шансов на полноценную жизнь. Так что задача родителей — вовремя определить первые признаки", — объясняет Екатерина Воробей.

Аутизм — это навсегда?

Люди с диагнозом "аутизм" могут успешно адаптироваться в обществе, среди них талантливые люди встречаются в 10 раз чаще, чем среди обычных людей. Ученые Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, писательница Виржиния Вульф, кинорежиссер Вуди Аллен, художники Винсент ван Гог и Энди Уорхолл, композитор Вольфганг Моцарт, предприниматель Билл Гейтс и основатель Facebook Марк Цукерберг обладали или обладают признаками аутизма.
"Сегодня аутизм считается неизлечимым, — говорит Екатерина Воробей. — Но в детском возрасте может отмечаться ослабление симптомов, после чего диагноз "аутизм" снимают, указывая его как расстройство аутистического спектра. Это возможно благодаря интенсивной терапии".

Главное в лечении РДА

Очень важен комплексный подход: диагностика, разработка индивидуального плана и непосредственно терапия должны проводиться сообща. В специализированных центрах с детьми-аутистами работают психиатры, психологи, коррекционные педагоги (дефектолог, логопед), арт-терапевты, инструкторы ЛФК (лечебной физической культуры), АВА-терапевт (Applied Behavior Analysis) — прикладной анализ поведения, интенсивная обучающая программа, основанная на поведенческих технологиях и методах обучения). С этими специалистами должны тесно сотрудничать и родители.

Ребенок в обществе

Для ребенка с РДА важно общение с обычными детьми: коллектив позволяет малышу определить себя как личность и часть социума. Среди сверстников ребенок-аутист сможет постепенно выйти из своего крошечного мира и войти в мир большой. Ровесники помогают больному ребенку преодолеть его недуг, но заботливые родители зачастую стараются оградить свое чадо от общения со сверстниками-аутистами, что не всегда правильно. Тем более что пребывание в детском коллективе, по мнению нейропсихолога Татьяны Кострицкой, полезно не только ребенку-аутисту, но и остальным малышам: общение с "особыми детьми" учит проявлять терпимость и сочувствие, формирует коммуникативные способности.

Альтернативный подход

Помочь детям-аутистам можно и с помощью сказкотерапии, игротерапии, использования методов альтернативной коммуникации PECS (общение через обмен изображениями).

Новый метод, который сейчас интенсивно применяется в лечении аутизма, — песочная терапия. На аутиста песочница действует по принципу: "Собери глаза и руки!" Играя с песком, ребенок эмоционально расслабляется, начинает наблюдать за движением рук, концентрировать взгляд. Дети лучше познают возможности своего тела, у них улучшается сенсорика и развивается мелкая моторика. Во время "общения" с песком кожа ребенка "насыщается" новыми ощущениями: высокая или низкая чувствительность кожи может быть одной из причин нарушения поведения и задержки развития речи.

АНИМАЛОТЕРАПИЯ

Популярность приобретает и такое направление, как анималотерапия — лечение с помощью животных. Наиболее эффективными считаются иппотерапия (лечение с помощью лошадей) и дельфинотерапия (общение с дельфинами).

"Иппотерапия — особенно интересный метод лечения, — говорит Марина Ныжник. — Во-первых, лошадь вызывает у аутистов позитивные эмоции. Во-вторых, для того, чтоб удержатся верхом, ребенку необходимо приспосабливать свое тело к движениям животного — такие упражнения гармонизируют психомоторную сферу ребенка (координацию движения, чувство равновесия). Кроме того, температура животного выше температуры человека и когда ребенку предлагают выполнить упражнения на лошади без седла, он чувствует тепло животного, что способствует снятию напряжения".

Положительно влияет и курс дельфинотерапии.

"Ранний детский аутизм — одно из основных заболеваний, при котором ребенку назначают курс дельфинотерапии, — рассказывает Богдан Поповский. — Во время сеансов общения с дельфинами прорабатывается психоэмоциональная сфера пациента. У ребенка повышается мотивация к общению с родителями и сверстниками, улучшается координация движений и моторика, стабилизируется настроение, повышается уровень самооценки. Положительные сдвиги могут быть заметны уже после первых занятий".

Особенности обучения

Родителям деток с РДА важно понимать, что аутизм — это не приговор. При раннем выявлении заболевания и регулярных занятиях аутисты могут вести сравнительно нормальный образ жизни. Но, к сожалению, препятствий на пути к выздоровлению много.

Главная проблема — отсутствие в Украине отлаженной системы медицинской, психологической и социальной помощи детям с РДА. О том, как работать с аутистами, знают единицы, и обычно это — специалисты частных заведений, которых немного даже в крупных городах. Да и не каждая семья может себе позволить отдать ребенка в такое заведение. Ведь в зависимости от специфики и глубины заболевания день обучения по индивидуальной программе обойдется в 300 грн (правда, занятия показаны не каждый день).

Еще одна проблема — неготовность общества налаживать контакт с детьми с синдромом РДА. К общению с аутистами не готовы ни воспитатели в детских садах, ни другие дети и их родители. Подобная ситуация и в школах. Сейчас в Украине живет около 500 детей школьного возраста с официальным диагнозом "аутизм". Хотя по неофициальной статистике аутизмом болеет один ребенок из ста. Согласно Концепции развития инклюзивного образования (утв. Приказом МОН Украины №912 от 01.10.2010), каждый ребенок имеет право на образование, в том числе и дети с особыми потребностями. И если родители решают отдать "ребенка дождя" в школу, препятствовать этому никто не будет, но специалистов по работе с детьми-аутистами в среднеобразовательных школах нет, и учиться ребенок будет в обычном классе. В Киеве, например, есть только одна государственная школа со специализированными классами, где проводится обучение детей-аутистов.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Татьяна Балаклейская (г. Харьков, Украина) рассказывает:
"Официально моему сынишке Никите поставили диагноз РДА в 4 года, хотя мы заподозрили неладное, когда ему было еще два. Но, к сожалению, в нашем городе очень мало специалистов, которые могли диагностировать аутизм. Несколько раз нам ставили ошибочный диагноз, из-за этого мы потеряли много времени. Впрочем, даже поставив правильный диагноз, врачи смогли предложить занятия в реабилитационном центре лишь в течение месяца по два раза в неделю с возможностью повторить курс через полгода. Конечно, этого очень мало для Никиты.

Еще одна проблема — найти центр, где занимаются с аутистами: таких единицы. Мы с Никитой занимаемся по комплексной программе: АВА-терапия, занятия по методике Монтессори, логопед, посещение зала сенсорной интеграции и бассейна. Результаты уже сейчас очень хорошие: сынок стал общительным, появился зрительный контакт и навыки самообслуживания, даже речь стала появляться. Конечно, работы еще очень много, но главное сейчас — социализация. Полноценная жизнь как ребенка, так и его родителей возможна, если общество изменит свое отношение к таким детям. Может быть, мы сталкиваемся с непониманием из-за того, что многие люди просто не знают, что такое аутизм, и им трудно понять, почему внешне здоровый ребенок ведет себя не так, как все".

МАЛЕНЬКИЙ ФЕНОМЕН

Миша Войтенко из г. Хмельника (Винницкой обл., Украина) до 2,5 лет рос и развивался как обычные детки, но потом в организме мальчика произошли какие-то изменения, и в течение двух месяцев он перестал разговаривать. Одни врачи диагностировали психоречевую задержку, другие — аутизм.

"Мы много ездили, искали решение проблемы, лечились, но особых результатов ничего не приносило. А полгода назад приехали в Киев, где начали учиться в центре лечебной педагогики. Прошли два курса дельфинотерапии, а также медикаментозное лечение. И у нас появились первые результаты — в декабре 2013 года Мишутка снова заговорил!" — делится радостью мама Светлана.

Миша, к слову, особенный ребенок не только из-за своего диагноза — особенность мальчика в его феноменальной способности запоминать людей, дорогу, события… Он в точности копирует звуки, голоса, интонацию животных и людей. В последнее время начал проявлять интерес к танцам и рисованию.

Благодаря правильному лечению, Миша в 2014 году пошел в школу вместе с обычными детьми.

Благодаря правильному лечению, Миша в 2014 году пошел в школу
вместе с обычными детьми и сейчас заканчивает 7 класс средней школы.