24 июля 1950 года с площадки, построенной на мысе Канаверал в штате Флорида, впервые успешно взлетела двухступенчатая ракета «Бампер». Несмотря на режим секретности, наблюдать за стартом были приглашены десятки репортёров, потому что руководители нового испытательного полигона прекрасно понимали: здесь и сейчас творится история! Но они и представить себе не могли, что в ближайшие два десятилетия полигон станет местом, откуда американцы сделают свои самые впечатляющие шаги в космос.
Проект «Бампер»
Чтобы быстрее преодолеть отставание от немецких ракетчиков, американцы решили перенять их опыт, и осенью 1945 года сотню ведущих специалистов, включая Вернера фон Брауна, технического руководителя программы создания А-4, доставили в США. Группу разместили на военной базе в Форт-Блисс, находящейся поблизости от Эль-Пасо в Техасе. Вынужденным эмигрантам поручалось подготовить ракеты А-4, захваченные в Европе, к испытательным пускам с полигона Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико) в рамках армейской программы «Гермес» (Hermes). Сборкой «изделий» из готовых узлов занималась компания General Electric.
Первый пуск А-4 на полигоне состоялся 16 апреля 1946 года, но оказался неудачным: ракета сумела подняться только на 5,5 км. Зато 10 мая, в присутствии представителей прессы, всё прошло идеально: А-4 №3 поднялась до высоты 112,9 км, преодолев условную «границу» космоса, что было зафиксировано средствами контроля.
Баллистическая
ракета А-4 №3 |
Сто четыре
немецких ракетчика в Форт-Блисс (штат Техас), |
Конечно же, «ВАК-Капрал», полноценная версия которой начала летать в октябре того же года, была не слишком подходящим вариантом для использования в качестве второй ступени А-4, однако ничего лучше у американских военных просто не имелось.
Проект «Бампер», объединивший две совершенно непохожие ракеты, был нацелен на достижение максимальной высоты — такой, где царит вакуум, более или менее соответствующий дальнему космосу. Поэтому «ВАК-Капрал» отделялась от А-4 при достижении около 36 км и на скорости 1600 м/с, что создавало известные технические трудности, ведь до выработки топлива немецким «агрегатом» оставалось ещё много времени, а вторая ступень располагалась непосредственно на первой, без переходной фермы.
Пуски начались на полигоне Уайт-Сэндз в мае 1948 года, но самый удачный состоялся 24 февраля 1949 года, когда вторая ступень ракеты «Бампер-5» (Bumper 5) поднялась на высоту 403 км; первая при этом достигла 161 км.
Директор
Лаборатории реактивного движения Фрэнк Малина |
Пуск
двухступенчатой экспериментальной ракеты Bumper 5 |
Ещё в октябре 1946 года Объединённый совет по исследованиям и разработкам при Объединённом комитете начальников штабов (Joint Research and Development Board under the Joint Chiefs of Staff) учредил специальную группу для анализа возможных мест расположений нового ракетного полигона, которым будут пользоваться различные виды вооружённых сил. Обсуждались три района: побережье на севере штата Вашингтон, окрестности городка Эль-Сентро (штат Калифорния) и мыс Канаверал (штат Флорида). Ответственность за приобретение, строительство и оснащение выбранного ракетного полигона была возложена на Военное министерство 8 июля 1947 года, а через месяц оно делегировало часть своих полномочий по решению этого вопроса Военно-воздушным силам. В сентябре было объявлено, что выбор сделан в пользу Калифорнии. Проект получил официальное название — Совместный испытательный полигон большой дальности (Joint Long Range Proving Ground).
Впрочем, вскоре выяснилось, что Эль-Сентро не подходит по «политическим» причинам: он находится слишком близко к южной границе США, а мексиканское правительство, помня о недавнем инциденте, категорически отказалось дать разрешения на пролёты ракет в акватории совместного использования. В то же время британцы поспешили выразить свою готовность поучаствовать в проекте, сдав Штатам в аренду Багамские острова (в 320 км от мыса Канаверал) под размещение станций слежения. С учётом сложившейся ситуации вариант Флориды был признан самым подходящим для развёртывания инфраструктуры будущего полигона и проведения дальнейших испытаний ракет «Бампер».
Просто Мыс
Хотя записанная история мыса Канаверал насчитывает пятьсот лет, никто не может сказать точно, как он образовался. Вероятно, целую эпоху он находился под водой, поскольку древняя береговая линия с характерными дюнами и морскими ракушками пролегает по суше в 15-25 км западнее мыса. В какой-то момент океан отступил, и район быстро заселили разнообразные животные: в ходе раскопок на острове Мерритт археологи нашли кости мамонтов, мастодонтов, гигантских броненосцев и других представителей мегафауны.
Первые коренные американцы заселили Флориду около десяти тысяч лет назад, а район мыса Канаверал — около семи тысяч лет назад. На самом мысе были обнаружены сотни небольших курганов, которые стали возводить охотники-собиратели в период от 900 до 800 лет до нашей эры. Перед появлением европейских колонизаторов в этом районе постоянно проживали два племени: айс (Ais) и тимукуа (Timucua). И те, и другие считаются людоедами, хотя о тимукуа сохранились сведения как о более культурном народе, работавшем на земле и строившем зернохранилища. Айс, напротив, были агрессивными рыбаками, которые противостояли испанцам и довольно быстро переняли у них навыки владения холодным оружием.
Самая старая из известных карт, на которых мыс обозначен под современным названием Канаверал, датируется 1564 годом. Традиционно его переводят с испанского языка как «заросли сахарного тростника», хотя это не совсем правильно. Дело в том, что сахарный тростник не рос на мысе, — зато там было много бамбукового тростника, из которого местные жители изготавливали примитивные стрелы. В ходу легенда, что испанский капитан Франсиско Гордильо дал мысу название Канаверал, после того как его ранил там стрелой воин из племени айс.
Изображение мыса Канаверал на карте из атласа «Theatrum Orbis Terrarum» фламандского географа Авраама Ортелия в издании 1584 года. |
После Войны за независимость Флорида и Канаверал перешли под управление Соединённых Штатов. В 1828 году фермер Дуглас Даммит основал поселение на острове Мерритт, где начал выращивать апельсины. Через двадцать лет и на самом мысе появились дома англичан, шотландцев и ирландцев. В 1880-е годы было установлено регулярное движение пароходов между севером штата и лагуной Индиан-Ривер, что способствовало росту населения. В 1881 году на материковом побережье рядом с мысом был заложен город Индиан-Ривер-Сити, позднее получивший название Коко (Cocoa).
Остров Мерритт постепенно осваивали фермеры, но на мысе мало кто желал селиться: долгое время там не было дорог, поэтому поездки в соседние районы могли занимать целый день. Всё же в 1920-е годы на его территории возникли небольшие деревни: Артезия (Artesia), где сейчас находится порт Канаверал; Стинкмор (Stinkmore), располагавшийся поблизости от нынешнего стартового комплекса 17 (Launch Complex 17) и в двух шагах от стартовой площадки 5 (Launch Pad 5), откуда отправился в космос первый астронавт; Де-Сото-Бич (DeSoto Beach) в районе комплекса 36 (Launch Complex 36). Хотя перед Второй мировой войной постоянное население мыса насчитывало около ста человек, этот район обслуживал множество туристов и рыбаков.
В соответствии с Законом о расширении флота от 1938 года (Naval Expansion Act of 1938) на восточном побережье Флориды было разрешено строительство двух баз для усиления обороны, и 1 октября 40-го была сдана в эксплуатацию военно-морская авиабаза Банана-Ривер (Banana River Naval Air Station). С неё осуществлялась поддержка операций по патрулированию во время войны. Кроме того, там проходили обучение пилоты гидросамолётов.
Патрульные гидросамолёты Martin PBM-3C на военно-морской авиабазе Банана-Ривер; 13 января 1943 года. National Museum of the U.S. Navy |
Вид с воздуха на военно-морскую авиабазу Банана-Ривер; 1946 год history.navy.mil |
11 мая 1949 года президент Гарри Трумэн подписал распоряжение (Public Law 60) о создании Совместного испытательного полигона большой дальности на мысе Канаверал. Авиабазе, которую ещё в сентябре 1948 года передали в ведение ВВС, придали статус Совместной полигонной базы испытаний большой дальности (Joint Long Range Proving Ground Base).
Американское правительство владело несколькими квадратными километрами на мысе Канаверал, включая окрестности местного маяка и территории, на которых размещались станции береговой охраны. Но для создания полноценного полигона требовалось больше площади, и правительство стало выкупать землю, находящуюся в частной собственности. Некоторые из местных жителей сразу подчинились решению чиновников, но кое-кто решил остаться в своём доме даже после того, как рядом началось строительство, в ожидании судебных решений. Например, около двух десятков человек проживали в посёлке Де-Сото-Бич, и военным приходилось вывозить их с мыса на автобусе и размещать в отеле города Коко в дни подготовки и осуществления пусков.
В итоге все оставшиеся жители были выселены по решению суда, и военные получили под свой контроль мыс Канаверал целиком. Многие из выкупленных домов были переделаны под складские помещения и офисы, а небольшая гостиница в Де-Сото-Бич стала штаб-квартирой ракетчиков.
Мыс Канаверал, вид на юг от маяка; 1950 год. Архивный фотоснимок из книги «Moonport: A History of Apollo Launch Facilities and Operations» (1978) |
В то же самое время полигон опять поменял статус. Согласно решению министра обороны, от идеи общего для родов войск объекта отказались в пользу полновластия Военно-воздушных сил. Теперь он стал называться просто Испытательным полигоном большой дальности (Long Range Proving Ground).
В июле Инженерный корпус приступил к строительству порта Канаверал на южной оконечности мыса. Изначально он предназначался для приёма грузовых судов, но позже был расширен, чтобы обслуживать подводные лодки с баллистическими ракетами и туристические лайнеры.
Ступени ракеты Bumper (WAC-Corporal и А-4) доставлены на Испытательный полигон большой дальности мыса Канаверал; июль 1950 года |
Первую попытку предприняли 19 июля с площадки 3, на которую установили ракету №7. Пока её готовили, над морем патрулировали шесть самолётов, которые должны быть предотвратить вход посторонних судов в зону проведения испытаний. За несколько минут до пуска один из самолётов совершил вынужденную посадку, и процесс прервали в связи с аварийной ситуацией. Через несколько часов все приготовления были проделаны ещё раз, но в назначенный срок вышла из строя часть электроники, ремонт которой вызвал очередную задержку. Когда сработало пиротехническое запальное устройство, и двигатель вышел на промежуточный режим, ракета не сдвинулась с места. Специалисты решили, что отказал один из клапанов и произвели отсечку двигателя. Пуск так и не состоялся.
24 июля стартовала ракета №8. Всё шло штатно до момента разделения ступеней, но из-за неполадок с системой подачи топлива (в трубопровод попал газовый пузырь) двигатель второй ступени не заработал. Тем не менее, военные признали испытание успешным.
«Бампер» №7 пустили через пять дней. На этот раз специалисты приблизились к своей главной цели: достигнув рекордной скорости 5230 км/ч (1453 м/с), вторая ступень «ВАК-Капрал» стала самым быстрым искусственным объектом того времени и открыла практическую возможность создания как межконтинентальных баллистических ракет, так и носителей космических аппаратов.
Пуск баллистической ракеты Bumper 8 на Испытательном полигоне большой дальности мыса Канаверал; 24 июля 1950 года (архивный фотоснимок колоризирован современными способами). NASA flickr.com |
Пуск баллистической ракеты Bumper 7 на Испытательном полигоне большой дальности мыса Канаверал; 29 июля 1950 года. United States Air Force en.wikipedia.org |
Космический порт
В тот период Военно-воздушные силы больше всего интересовались крылатыми ракетами, испытания которых и начались на мысе. К примеру, в январе 1949 года там был впервые запущен прототип XB-61 тактической ракеты «Матадор» (B-61A Matador) класса «земля-земля», способной нести как обычные, так и ядерные заряды. За ним появился более совершенный оперативный вариант ТМ-61: по июнь 61-го на полигоне прошли пуски 286 экземпляров. Позднее ВВС взялись за отработку межконтинентальной крылатой ракеты «Снарк» (SM-62 Snark); её различные варианты стартовали с 1953 по 1960 год.
Немецкие специалисты, продолжавшие работу в интересах армии, тоже поменяли статус. Команду Вернера фон Брауна перевели в Редстоунский арсенал (Redstone Arsenal) неподалёку от Хантсвилла (штат Алабама). Здесь она занялась конструированием баллистических ракет «Редстоун» (PGM-11 Redstone) и «Юпитер» (PGM-19 Jupiter), создаваемых с учётом опыта А-4. Для осуществления этой деятельности было учреждено Армейское агентство по баллистическим ракетам (Army Ballistic Missile Agency, ABMA), которым командовал генерал-майор Джон Медарис. Новые «агрегаты» имели намного больший радиус действия, чем немецкий прототип, поэтому для их испытаний опять же потребовался Канаверал.
Пуски начались 20 августа 1953 года с площадки 4. Стартовая команда в составе семидесяти пять инженеров и техников выезжала колонной со всем оборудованием из Хантсвилла, прибывала на мыс, осуществляла запуск, после чего возвращалась обратно, чтобы подготовить следующую ракету. Когда через два года армия заключила контракт с корпорацией Chrysler на производство «Редстоун» и «Юпитер» в Мичигане, пусковики постепенно перебрались ближе к полигону, чтобы проводить испытания и помогать в обучении американских военнослужащих обращению с новым оружием.
Установка
баллистической ракеты Redstone на стартовую площадку |
Конкуренция между американскими вооружёнными силами за право запуска первого спутника была напряжённой. Армия поддержала предложение фон Брауна использовать для этой цели модифицированную ракету «Редстоун». ВВС собирались использовать в качестве носителя свою межконтинентальную баллистическую ракету «Атлас» (Atlas), которая ещё находилась в стадии разработки. Флот представил свой вариант под названием «Авангард» (Vanguard), который предусматривал применение специальной версии исследовательской ракеты «Викинг» (Viking).
Выбор сделали в пользу «Авангарда», поскольку тот в наибольшей степени соответствовал требованию президента: спутник должен быть запущен ракетой, которая не имеет прямого отношения к системам военного назначения. Оперативная группа проекта прибыла на мыс в конце 1955 года и начала подготовку к пуску. Для него выделили стартовую площадку 18А, а специалисты жили в блокгаузе комплекса 17, построенного недавно для осуществления программы испытаний баллистической ракеты средней дальности «Тор» (Thor). Состоялись два суборбитальных запуска: 8 декабря 1956 и 1 мая 1957 годов — они были призваны проверить работоспособность наземных и бортовых систем. Казалось, всё готово для отправки полноценного аппарата на орбиту, однако Советский Союз успел раньше: 4 октября в небе появился «Спутник-1». Попытка команды «Авангард» нагнать новоиспечённого лидера космонавтики завершилась 6 декабря ошеломляющим фиаско: почти сразу после старта ракета взорвалась.
Президенту Эйзенхауэру пришлось пересмотреть своё отношение к вопросу, после чего проекту фон Брауна был дан зелёный свет. Спутник «Эксплорер» (Explorer) был выведен на орбиту в ночь с 31 января на 1 февраля модифицированной ракетой «Юпитер-С» (Jupiter-C) с комплекса 26А. В тот момент полигон на мысе Канаверал стал полноценным космодромом.
Мыс Канаверал и его окрестности в 1957 году. Иллюстрация из книги «Moonport: A History of Apollo Launch Facilities and Operations» (1978) |
В то время мыс Канаверал превратился в крупную ракетную базу. Армия продолжала испытания «Редстоун» и «Юпитер», а также новой ракеты малой дальности «Першинг» (MGM-31 Pershing). Флот был занят разработкой ракетного комплекса «Поларис» (UGM-27 Polaris) для подводных лодок. Военно-воздушные силы продвигали свой «Тор» (PGM-17 Thor) и программы развития межконтинентальных баллистических ракет «Атлас» (SM-65 Atlas), «Титан» (SM-68 Titan) и «Минитмен» (LGM-30 Minuteman). Стартовые комплексы для осуществления пусков вырастали по всей длине и ширине мыса; на полигоне становилось тесно.
Ко всему прочему в декабре 1959 года Министерство обороны передало под руководство NASA группу фон Брауна, которая успела вырасти до пяти тысяч человек. Сам фон Браун был назначен директором созданного Центра космических полётов имени Маршалла (George C. Marshall Space Flight Center, MSFC) в Хантсвилле и получил задание разработать тяжёлые ракеты-носители. Для таких ракет требовался свой космодром, и в качестве возможных мест для его размещения рассматривали несколько отдалённых районов: участок на материке недалеко от Браунсвилла в Техасе, остров Саут-Пойнт (Гавайи), остров Маягуана (Багамы), остров Камберленд у побережья Джорджии и остров Рождества в южной части Тихого океана. Однако после всестороннего исследования NASA остановилось на острове Мерритт, рядом с мысом Канаверал. Благодаря бурной деятельности ВВС инфраструктура района заметно улучшилась, а близкое расположение полигона позволяло пользоваться его ресурсами при необходимости.
Командование ВВС выступило против, рассчитывая использовать остров для своих целей, однако экономические расчёты были неумолимы: самым подходящим с точки зрения бюджетных затрат выглядело именно освоение Мерритта. В сентябре 1961 года Инженерный корпус армии начал выкупать землю на острове, а в январе 1962 года специалисты NASA приступили к проектированию стартового комплекса 39, предназначенного для пусков сверхтяжёлых ракет-носителей «Сатурн-5» (Saturn V), которые должны были обеспечить пилотируемые полёты к Луне.
Конфликт между ВВС и NASA окончательно урегулировали 16 января 1963 года, когда было подписано соглашение между администратором Джеймсом Уэббом и министром обороны Робертом Макнамарой. В нём подчёркивался высокий национальный приоритет усилий по высадке на Луну и говорилось: «Стартовая зона острова Мерритт считается площадкой NASA, отдельной и отличной от Атлантического ракетного полигона».
Главный космодром США наконец-то обрёл владельца, который ставил перед собой амбициозные задачи по развитию внеземной экспансии и намеревался их решить. Военным оставалось лишь смириться с этим вариантом будущего.
Стартовые комплексы на Восточном испытательном полигоне ВВС мыса Канаверал, взгляд с юга на север; 13 ноября 1964 года. NASA dayton.hq.nasa.gov |
Anton Pervushin