Евреи — пожалуй, единственный народ на планете, у которого отношения с Богом похожи на семейные. Господь Бог Израиля склонен к обидам и приступам гнева, ему трудно угодить, зато он всегда защитит тех, кто ему верен. История Исхода, основополагающий еврейский миф и один из самых грандиозных эпосов в истории человечества, — история о том, как трудно и вместе с тем почётно быть избранным народом. А уж насколько тяжело быть главным пророком и вождём этого народа — представить невозможно.
Мальчик из корзины
То, что Исход следует сразу за книгой Бытия, повествующей о сотворении мира, изгнании первых людей из рая, Всемирном Потопе и основании израильского народа патриархом Авраамом, говорит о том, насколько важной оказалась для иудеев эта книга. По сути, именно Исход — история их формирования как нации, обретения собственных законов и государства. Разумеется, всё это послано Богом Яхве, а значит — священно и неприкосновенно.
Вот что рассказывает об этом Библия.
«Евреи покидают Египет», 1829г. Давид Робертс Художники XVIII-XIX веков любили изображать масштабную картину исхода евреев из Египта. Смотрится действительно очень величественно. |
Но шли годы, Иосиф умер, евреев становилось всё больше (10-15 детей в семье было нормой), а новые фараоны стали думать, что на самом деле они ничего евреям не должны. Так что египтяне стали принуждать израильтян к тяжёлым работам и в конце концов обратили их в рабство.
Израильтяне находились в рабстве более двух веков, всё это время утешая и подбадривая друг друга легендой о грядущем спасении. Тем временем очередной фараон, видя, что рабы не прекращают размножаться, повелел убивать всех новорождённых еврейских мальчиков. Женщина по имени Йохавед в отчаянии положила своего младенца в плетёную корзину и отправила плыть по Нилу в надежде на божественное спасение. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай: Йохавед отправила свою старшую дочь Мириам присмотреть за малышом.
Как ни странно, крокодилы малышом не заинтересовались — зато заинтересовалась дочь фараона, отдыхавшая у реки. Принцесса приказала служанкам достать корзинку с младенцем и по совету очень кстати выскочившей из прибрежных кустов Мириам нашла для мальчика кормилицу-еврейку — ею оказалась, как нетрудно догадаться, Йохавед.
Выловленный из
воды Моисей, дочь фараона |
За время скитаний за пределами Египта Моисей успел жениться и завести двоих сыновей. Однажды он увидел в пустыне куст, который горел, не сгорая («неопалимая купина»). Из куста донёсся голос Бога, который призвал Моисея вернуться в Египет и увести оттуда свой народ. Ему была обещана для обитания земля Ханаан, она же Обетованная (то есть «обещанная»).
Фараон, естественно, не согласился отпустить многочисленную бесплатную рабочую силу неведомо куда. Тогда Бог обрушил на страну серию стихийных бедствий и болезней, получивших название Десяти казней египетских. После десятой до фараона наконец-то дошло, что Моисей и его брат Аарон не шутят, и евреям было позволено уйти.
Йорданс, Ханс (1595-1643) - Исход израильтян через Красное море |
В конце концов они допекли Бога своим неверием и тот проклял свой народ, заявив, что никто из тех, кто вышел из Египта, не увидит Земли Обетованной — она будет обретена лишь тогда, когда умрут все, кто успел побывать в рабстве. Так что евреям пришлось проблуждать по пустыне сорок лет, да и сам Моисей умер, увидев Ханаан лишь издалека. После этого начались завоевания израильтянами новых земель, но это уже совсем другая история.
Исход, которого не было
Но проблема в том, что Исход евреев не подтверждается археологическими находками. В древнеегипетских текстах нет никаких упоминаний человека по имени Моисей и его брата Аарона. На Синайском полуострове, перекопанном археологами вдоль и поперёк, не обнаружено никаких следов перемещения огромной группы людей. В современном Израиле и Палестине, на территории которой находится древнейший город-крепость Иерихон (его разрушение с помощью громко звучащих труб описано в Исходе), также не найдено следов массового вторжения: здешние жители, несомненно, вели войны, но никаких новых поселений пришельцы извне не основывали и свою культуру в эти города не приносили. Более того, есть свидетельства (косвенные — в самой Библии), что семиты жили в этих местах с незапамятных времён и ниоткуда сюда не приходили.
Рамзес II |
Эхнатон |
Хатшепсут |
Рамзес II, Эхнатон, Хатшепсут —
три претендента на роль фараона, не желавшего
отпускать евреев
Стела Мернептаха |
Ещё одно произведение, на которое опираются сторонники историчности Исхода, — это «Речение Ипувера», один из самых известных текстов древнеегипетской литературы. Но его историчность тоже подвергается сомнению.
Стела Мернептаха |
Многолетние попытки найти историческое соответствие описанному в тексте до сих пор не увенчались успехом. Сейчас наиболее широко принята точка зрения немецкого египтолога Герхарда Фехта, который в 1972 году интерпретировал «Речение Ипувера» как позднейший список текста, созданного во времена Первого переходного периода, так называемого «тёмного» (2250–2050 гг. до н. э.). В эту эпоху в Египте власть перешла из рук фараонов к градоначальникам-номархам, которые были не в состоянии поддерживать порядок в своих землях — фактически в стране царила анархия и беззаконие. Страна распалась на 24 отдельных округа-нома, единая ирригационная система, связанная с Нилом, была разрушена, что повлекло за собой голод и бунты в городах.
Есть и другая гипотеза, согласно которой «Речение Ипувера» не более чем художественное произведение. Это может быть описание Царства Мёртвых: немецкий учёный Людвиг Моренц усматривает параллели «Речения» с древнешумерскими «жалобами мёртвых» — особым жанром древней поэзии, призванным подчеркнуть, что на земле всё же лучше, чем в загробном мире. Также неведомый нам Ипувер может выступать в роли пророка, описывающего некие воображаемые бедствия грядущего, — это объясняет возвышенные интонации и логическую путаницу повествования.
Царь Саргон, |
А история о спасении младенца Моисея из воды практически дословно совпадает с более древней легендой о детстве аккадского царя Саргона — этот великий правитель, известный и как военачальник, и как строитель храмов, был низкого происхождения. Надпись на одной из его статуй описывает, как он, будучи рождён в бедной семье, попал к своему приёмному отцу.
Моя бедная мать зачала меня и втайне меня родила.
Она меня положила в тростниковую корзину и горной смолой закупорила мою дверь.
Она бросила меня в реку, река меня не потопила.
Река меня подняла и понесла к Акки, оросителю…
Вавилонское пленение. Дж. Тиссо, Пленники, 1896-1902. Вавилонское пленение евреев, в отличие от египетского, археологией подтверждается. |
Десять казней вулканических
Вершина горы
Синай. |
- Повышение температуры воды вызвало покраснение фитопланктона — явление, известное под названием «красных приливов» («вода превратилась в кровь» — первая казнь).
- Токсины, выделяемые планктоном, вызвали массовое бегство жаб, которые наводнили дома живших у воды египтян (вторая казнь).
- Умершая от тех же токсинов рыба привела к реке полчища мошек рода Culicoides, переносчиц инфекции, и оводов, жалящих людей и скот (это явление разделено на два — третья и четвёртая казни).
- От переносимой мошками и оводами заразы закономерно вымер скот и развились кожные нарывы у людей (пятая и шестая казни)
- Гром, молнии и падение с неба раскалённых камней («огненный град» — седьмая казнь) — это наконец-то донесённые до египтян прямые последствия взрыва вулкана.
- Тем же ветром, который принёс катастрофическую грозу, в Египет принесло саранчу, пожравшую все посевы (восьмая казнь).
- Всё тот же вулкан вызвал погодную аномалию, а уничтоженные растения больше не могли сдерживать почву — так поднялась песчаная буря, затмившая солнце (это девятая казнь — «Тьма Египетская»).
- В то зерно, которое ещё сохранилось в запасах, попали экскременты саранчи, заразившие его грибком Stachybotrys chartarum. Токсины грибка отравили верхний слой зерна. А в египетской традиции первыми за столом получали еду старшие сыновья (им к тому же полагалась двойная порция), да и до кормушки первыми добирались самые сильные молодые животные. Именно они отравились токсинами. В Книге Исхода это описано как десятая казнь, убившая всех египетских первенцев.
Слова
транслируются от высшей силы. |
Другой потенциальный виновник казней — вулкан Алаль Бадр на территории Саудовской Аравии. Его также считают главным кандидатом на роль горы Синай, учитывая, что во время беседы Моисея с Богом вершину горы окутывало грозовое облако, пышущее молниями. Отождествление ныне существующей одноимённой горы с местом библейских событий восходит к более поздней традиции.
Нет бога, кроме Атона?
Первым высказал эту идею основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в своей работе «Моисей и монотеизм» (полное название — «Этот человек Моисей и монотеистическая религия», 1939). Будучи евреем, воспитанным в строгих традициях иудаизма, Фрейд очень интересовался глубинными корнями религии и культуры своего народа. Он предположил, что Моисеем могли впоследствии назвать одного из учеников Эхнатона — Осарсифа, которого упоминает в своих сочинениях древнеримский историк Иосиф Флавий.
Женой Эхнатона была та самая Нефертити, в честь которой до сих пор называют салоны красоты |
Современный египетский писатель Ахмед Осман, известный своими ревизионистскими конспиролигическими теориями а-ля Николай Фоменко, вообще считает, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо. Есть также любительская гипотеза о том, что царевной, спасшей младенца Моисея, была Хатшепсут, дочь Тутмоса I и одна из четырёх египетских фараонов-женщин. Она правила в XV веке до нашей эры, за 300 лет до Рамзеса II. В этой гипотезе сам Моисей отождествляется с фараоном Тутмосом II, сводным братом и мужем Хатшепсут (инцест в семьях египетских фараонов был нормой и даже обязанностью), либо с архитектором Сенмутом, которой мог быть её фаворитом. Косвенно эта гипотеза подтверждается тем, что внешность Тутмоса II, если судить по статуям и изображениям, была скорее семитской, чем египетской. Однако исторический Тутмос II, хоть и совершил некоторое количество успешных военных походов, ни в каких попытках вывести из Египта семитский народ не был замечен.
Пасха мимо
Десятая, решающая казнь: |
И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
Моисей — суперзвезда
Моисей, в отчаянии разбивающий скрижали с десятью заповедями, — |
Оратория Георга Генделя «Израиль в Египте» (1739) — это торжественная и трагичная история, в которой главным героем стал страдающий еврейский народ (его изображает хор). Карл-Филипп Бах, один из многочисленных детей Иоганна Себастьяна Баха, разбавил монументальность подлинной человеческой драмой — в его оратории «Израильтяне в пустыне» (1769) главным героем становится Моисей. Джоаккино Россини, автор оперы «Севильский цирюльник», создал оперу «Моисей» (1818), следующую библейскому канону.
А вот австрийский композитор-экспрессионист ХХ века Арнольд Шёнберг в неоконченной опере «Моисей и Аарон» (1930–1950) описывает конфликт между двумя братьями: вдохновлённым Моисеем и трезвомыслящим Аароном, который терпеливо объясняет брату, что народ не будет верить в Бога, которого он не видит, что ему нужны чудеса и знамения, наконец, какие-нибудь изображения божества (а Яхве категорически запрещал себя изображать — заповедь «Не сотвори себе кумира» именно об этом). Беда в том, что, несмотря на трагическую разницу в мировосприятии, Моисей не может обойтись без брата: Аарон — прекрасный оратор, а Моисей косноязычен и не умеет говорить на публике. Но в конце концов Аарон умирает, и пророку приходится стать вождём народа самому. При этом Моисей говорит евреям, что они останутся сами собой только в том случае, если сохранят своё единобожие, — заимствовать религию иных народов им ни в коем случае нельзя.
Джозеф Винсенс Фишер. Моисей попирает корону фараона. Нередко, изображая Исход, художники рисовали героев в одежде как у своих современников. |
Эпическая личность Моисея, разумеется, не могла не привлечь поэтов-романтиков. Француз Альфред де Виньи в поэме «Моисей» (1826) изображает пророка сверхчеловеком, мудрым и могущественным, внушающим трепет вместо любви, страдающим под бременем ответственности и безумно одиноким. «За этим великим именем скрывается человек всех веков и в большей степени современный, чем древний, человек гениальный, изнемогший от своего вечного вдовства, с отчаянием взирающий на то, как по мере его возвышения его всё более окружает бескрайнее и сухое одиночество», — писал поэт о Моисее.
Если личность пророка Моисея ещё поддавалась осмыслению в литературе, а эпическое настроение Исхода — в музыке, то полностью показать все грандиозные события, описанные в книге, мог только кинематограф. Книга Исхода словно только и ждала появления и расцвета Голливуда, с самого начала тяготевшего к гигантомании.
Роль Моисея в «Десяти заповедях» исполнил Чарльз Хестон |
В 1959 году, через три года после появления «Десяти заповедей», киноэкраны всего мира покорил другой библейский эпос — «Бен-Гур». Его действие происходит во времена Иисуса Христа, и на событиях Библии не акцентируется — в центре сюжета судьба человека на фоне рождения христианства. Но идеи у двух картин сходные — размышление о роли личности в истории, природе веры и духовной силе человека. «Десять заповедей» и собравший 11 «Оскаров» «Бен-Гур» обозначили расцвет голливудского жанра «пеплум» — масштабного исторического кино в декорациях античности или Древнего Мира.
Берт Ланкастер в роли Моисея |
Бен Кингсли в роли Моисея |
Именно на игру Ланкастера ориентировался великолепный Бен Кингсли, сыгравший главного героя в телефильме «Пророк Моисей: Вождь-освободитель». Некоторые кинокритики называют Кингсли лучшим экранным Моисеем на сегодняшний день.
Ни одна популярная тема не может считаться охваченной полностью, если о ней не сняли пародию и диснеевский мультфильм. Пародийный фильм «Всё о Моисее» (1980) — откровенное подражание монти-пайтоновскому «Житию Брайана». Он рассказывает о человеке по имени Гершель, который, как и Моисей, получал указания от Бога, но не знал, что с ними делать, поэтому в историю не вошёл. В этом фильме обстёбываются и другие библейские сюжеты — о Лоте и его жене, о Давиде и Голиафе. Однако юмор тут далеко не такой тонкий, как у «Монти-Пайтона»: лица персонажей не обременены интеллектом, а большая часть шуток не поднимается выше пояса. Неудивительно, что критика разорвала этот фильм в клочья.
«Принц Египта»
уступает диснеевской анимации по качеству прорисовки, |
Музыкальным лейтмотивом фильма стала эмоциональная, нежная и при этом торжественная песня When You Believe, за которую мультфильм получил свой единственный «Оскар». В фильме её исполняют Сепфора (Мишель Пфайффер) и Мириам (её озвучила Сандра Баллок, но так как актриса не умеет петь, вокальная партия принадлежит Салли Дворски), а во время финальных титров — поп-звёзды Уитни Хьюстон и Мерайя Кери.
В начале XXI века жанр пеплума вернулся на большие экраны — во многом стараниями Ридли Скотта с его «Гладиатором». Кому, как не ему, было переснять историю Моисея? Фильм «Исход: Цари и боги», вышедший на наши экраны в начале 2014 года, новой интерпретацией критиков не впечатлил, но по крайней мере, зрелище подарил незаурядное — с масштабными боевыми сценами и эффектными картинами «казней египетских». Одну из ролей — еврейского мудреца Навина — сыграл всё тот же Бен Кингсли.
Кадр из фильма «Исход: Цари и боги» (Exodus: Gods and Kings) |
Исход: боги и сайлоны
Телесериал «Звёздный крейсер „Галактика“» |
Вот только Моисеев у него два. Первый — командующий крейсером «Галактика» Уильям Адама, который однажды заявил людям, что поведёт их к Земле, хотя сам не знал, где она находится. Второй, точнее, вторая — президент Двенадцати колоний Лора Розлин, мессия из Пророчества Пифии («умирающий лидер приведёт человечество к спасению»). Как и было предсказано, неизлечимо больная Розлин успела увидеть Землю, прежде чем умереть, — как и Моисей.
Svetlana Evsyukova
("Alexandra Koroleva")
По теме:
- Апофеоз Моше
- Десять казней египетских в крутых музыкальных анимациях Нины Пэйли
- Был ли египетский принц Тутмос настоящим Моисеем и другие интригующие загадки древней забытой религии атенизм
- Между пятницей и воскресеньем (Казни египетские)
- Бессмертный скот древних египтян