Довербальные дети |
Когнитивные психологи надеются «заключить в бутылку» мозг ребенка, а также присущие ему воображение и фантазию, и использовать его для создания более умных компьютеров.
«Дети – самые совершенные существа со способностями к обучению в мире, - говорит Элисон Гопник, специалист в сфере возрастной психологии из Калифорнийского университета в Беркли, США. – Представьте, если б компьютеры могли обучаться так же эффективно и быстро, как дети». Элисон является автором книг «Ученый в колыбели» (2000) и «Философский ребенок» (2010).
Ученые давно знают, что мозг здорового новорожденного ребенка содержит около 100 миллиардов нейронов – запас, которого достаточно на всю жизнь. В процессе взросления эти клетки мозга формируют обширную сеть синапсов (около 15 тысяч к 2-3-летнему возрасту), которые дают возможность малышу изучать языки и развивать навыки общения, в то же время постигая способы выживания и процветания в окружающем мире.
Взрослые же более склонны сосредотачивать внимание на ближайших целях, чем давать волю воображению. Именно это сочетание целенаправленности взрослых и восприимчивости детей может быть идеальным вариантом для обучения компьютера новым свойствам, считают ученые.
«Нам нужны и беспочвенные мечтания, и трезвое планирование», - отмечает Элисон.
Ученая и ее коллеги отслеживают в лабораторных условиях когнитивные функции, используемые детьми для решения проблем, а затем превращают наброски в компьютерные модели.Секрет более сообразительных компьютеров? Мозг ребенка!
Ученые давно знают, что мозг здорового новорожденного ребенка содержит около 100 миллиардов нейронов – запас, которого достаточно на всю жизнь. В процессе взросления эти клетки мозга формируют обширную сеть синапсов (около 15 тысяч к 2-3-летнему возрасту), которые дают возможность малышу изучать языки и развивать навыки общения, в то же время постигая способы выживания и процветания в окружающем мире.
Взрослые же более склонны сосредотачивать внимание на ближайших целях, чем давать волю воображению. Именно это сочетание целенаправленности взрослых и восприимчивости детей может быть идеальным вариантом для обучения компьютера новым свойствам, считают ученые.
«Нам нужны и беспочвенные мечтания, и трезвое планирование», - отмечает Элисон.
Ученая и ее коллеги отслеживают в лабораторных условиях когнитивные функции, используемые детьми для решения проблем, а затем превращают наброски в компьютерные модели.Секрет более сообразительных компьютеров? Мозг ребенка!
Довербальные дети |
Исследования предусматривают проведение различных экспериментов с такими предметами, как разноцветные леденцы, вращающиеся и музыкальные игрушки. В результате можно сделать вывод, что новорожденные, малыши и дошколята уже способны взвешивать гипотезы, оценивать статистические данные и делать выводы на основе старой и новой информации. Детское экспериментальное и вероятностное мышление поможет сделать компьютеры не только умнее, но и более адаптированными к людям, заявляют ученые.
«Маленькие дети способны решать проблемы, которые все еще остаются невозможными для компьютеров, такие как изучение языков и придумывание случайных взаимосвязей, - объясняет Том Гриффитс, руководитель лаборатории компьютерной когнитивистики. – Мы надеемся сделать компьютеры сообразительнее, наделив их детскими чертами».
Например, в одном эксперименте довербальным детям показывали две банки, в одной из которых было больше розовых леденцов, чем черных, а в другой больше черных, чем розовых. Далее исследователи накрывали один леденец в каждой банке, закрывая тем самым цвет, а затем вынимали и клали его в закрытую емкость около банки. Потом детям позволяли взять леденец, и в большинстве случаев они целенаправленно подползали к емкости около банки с большим количеством розовых конфет. По мнению ученых, дети просчитывали в голове, к какой стороне подползти, чтобы получить желаемый леденец.
Исследователи поднимают вопрос о создании компьютеров, которые смогут разумнее и отзывчивее взаимодействовать с людьми. Результатом, в частности, станут улучшенные обучающие приложения и программы-автоответчики, а также искусственный разум.
Этой весной психологи, компьютерные техники и философы Калифорнийского университета планируют открыть многопрофильный центр при Институте развития человека, в котором продолжат изучение данного направления.
«Маленькие дети способны решать проблемы, которые все еще остаются невозможными для компьютеров, такие как изучение языков и придумывание случайных взаимосвязей, - объясняет Том Гриффитс, руководитель лаборатории компьютерной когнитивистики. – Мы надеемся сделать компьютеры сообразительнее, наделив их детскими чертами».
Например, в одном эксперименте довербальным детям показывали две банки, в одной из которых было больше розовых леденцов, чем черных, а в другой больше черных, чем розовых. Далее исследователи накрывали один леденец в каждой банке, закрывая тем самым цвет, а затем вынимали и клали его в закрытую емкость около банки. Потом детям позволяли взять леденец, и в большинстве случаев они целенаправленно подползали к емкости около банки с большим количеством розовых конфет. По мнению ученых, дети просчитывали в голове, к какой стороне подползти, чтобы получить желаемый леденец.
Исследователи поднимают вопрос о создании компьютеров, которые смогут разумнее и отзывчивее взаимодействовать с людьми. Результатом, в частности, станут улучшенные обучающие приложения и программы-автоответчики, а также искусственный разум.
Этой весной психологи, компьютерные техники и философы Калифорнийского университета планируют открыть многопрофильный центр при Институте развития человека, в котором продолжат изучение данного направления.