Страницы

Когда корректно обращаться на «ты»

Когда корректно обращаться на «ты»

СИЛЬВА. Вы присаживайтесь.

КУДИМОВ. Черт побери! Почему ты говоришь мне «вы»?

СИЛЬВА. А почему вы говорите «ты»? Мне и моему другу. Это нас шокирует.

КУДИМОВ (весело). Парни! Что за формальности? Мне эта субординация (показывает) во как осточертела! Давайте проще!..


Как я где-то от кого-то слышал, лучше всего было бы пользоваться обращением на «ты» или на «вы» попеременно, в зависимости от контекста беседы. Мне эта идея показалась весьма здравой, осталось только разъяснить вопрос о возможных базовых контекстах. Здесь нам поможет метод дихотомии: будем все делить на два, а потом опять на два, потом еще раз на два, и так далее - пока только возможно.

Ну, во-первых, обращение к человеку осуществляется в двух возможных формах: это обращение на «вы», и обращение на «ты». С этим мы уже разобрались. Далее, всякое обращение подразумевает либо позитивное, либо негативное отношение к собеседнику. Обратимся сначала к обращению на «вы», и рассмотрим его в положительном свете. Здесь обращение на «вы» может означать две вещи: во-первых, уважительность. Мы уважаем человека, а поэтому говорим ему – «Вы», в таких случаях «Вы» полезно писать с прописной буквы, которая и подчеркивает уважение (да, я знаю, по правилам обращение на «Вы» к одному лицу всегда подразумевает использование прописной буквы, но мне это правило никогда не нравилось). Во-вторых, обращение на «вы» означает официальное обращение к человеку и, хотя прямо к положительному свойству «вы» такое отношение отнести и трудно, но и ничего отрицательного в нем тоже нет. Но, пожалуй, «вы» в своей официальности всегда сохраняет нечто уважительное – потому и положительное. Такое «вы» еще можно назвать церемонным. А когда мы еще находим в себе силы с кем-то церемониться – это очень даже неплохо:)

Перейдем к «вы» отрицательному, которое, как вы уже догадываетесь, проявляет себя двояким образом. Во-первых, обращаясь к человеку на «вы», мы тем самым держим его на расстоянии, то есть «вы» подразумевает отстраненность, «вы» – значит, где-то в стороне от меня. Во-вторых, «вы» может употребляться саркастически - это своего рода издевательство над собеседником, когда под маской уважительности скрывается насмешка. И чем «уважительнее» становится обращение, тем более уничижительно на самом деле оно звучит. Вроде как - «Я восхищен Вашей аргументацией», - в пиковый момент обливания друг друга помоями.

Итак, подведем итог:

«Вы» положительное: 1. уважительное, 2. официальное;

«Вы» отрицательное : 1. отстраненное, 2. саркастическое.

Отметим и тот момент, что деление на два в рамках каждого подраздела подразумевает более или менее выраженную положительность или отрицательность. Так, в уважительности положительность выражена более, а в официальности – менее. В саркастичности отрицательность выражена более, а в отстраненности – менее. Без этого уточнения деление может показаться произвольным, но тогда его нельзя будет отнести к дихотомии, а все же дихотомия подразумевает не просто деление на два, но логическое разведение к противоположным полюсам. Здесь же четко прослеживается логическое движение от максимальной положительности к максимальной отрицательности.

Переходим к обращению на «ты».

«Ты» тоже может быть положительным и отрицательным. Здесь я, пожалуй, начну с отрицательных моментов. Во-первых, хорошо всем известно фамильярное «ты». Мы, может, еще и не познакомились толком с человеком, еще и ни одного килограмма соли с ним не съели, а он уже с нами запанибрата. Это более-менее неприятно, хотя нередко такая фамильярность быстро снимает всякие нюансы в обращении, сводя все к простому «ты», в чем нет ничего плохого. Далее, «ты» может быть откровенно уничижительным (в отличие от завуалировано-уничижительного саркастического «вы»), когда нам «тыкают», ставя нас на место, причем подразумевается, что место это не самое завидное. Это «отстраненность» наоборот: «Вы» отстраняет того, к кому обращаются, «Ты» отстраняет того, кто обращается, он замыкается в некоем ореоле величия, подразумевая к себе единственно возможное обращение на «Вы» - причем обязательно с большой буквы. «Вы – это ты, а я – это Вы», вот что говорит нам такой обращенец. Подобного рода обращение также можно назвать барственным, ну или холопским, смотря как считать.

Переходим к «ты» положительному. Уже отмечалось, что есть попросту простое «ты». Вероятно, вообще тенденция к некоему упрощению всего на свете есть одна из базовых тенденций развития или деградации, в общем, того, что зовется историческим движением вперед – поэтому нет ничего особенно удивительного в том, что простецкое «ты» стало самым популярным обращением человека к человеку. Это «ты» еще можно называть естественным, равноправным, ну или еще как-то в этом роде. Пожалуй, если подчеркивать положительный аспект, то именно равноправие и высвечивает его. Обращаясь на «ты» мы обращаемся к человеку как к равному, если сами при этом являемся для него таким же «ты». Так, теперь нам осталось разобраться с «во-вторых» в отношении положительного «ты». А может и нет никакого «во-вторых» - не может же быть, чтобы все вот так делилось на два? Может, надо только поискать, и обязательно найдется что-нибудь второе – раз уж сам мозг делится на два (полушария), то он что хочешь поделит пополам. И конечно, есть. Помимо «ты» простецко-равноправного есть еще «ты» интимное. Интимное «ты», это «ты», подчеркивающее близость человека человеку, это то самое «ты», которое произносится с особым чувством к объекту обращения. Ну вот, например, выйдите на улицу, полюбите кого-нибудь, и обратитесь к ней(нему) на «ты» и вы сами почувствуете, что это «ты» не похоже ни на одно другое «ты» на свете, это какое-то «ты» единственное и неповторимое. «Ты» сближает нас всех, интимное «ты» сближает двух конкретных людей. При этом, именно при интимном обращении «положительность» и достигает своего максимального выражения, ведь что может быть лучше такой вот задушевной близости?

Подведем итоги:

«Ты» положительное: 1. интимное, 2. равноправное;

«Ты» отрицательное : 1. фамильярное, 2. уничижительное.

Всё. А Вы как думали?



Alex Vampilov