Страницы

Археологи воссоздали в 3D лицо женщины, жившей 4000 лет назад

Археологи воссоздали в 3D лицо женщины, жившей 4000 лет назад

Эта женщина жила около 4000 лет назад на территории нынешней северо-восточной Швеции. Оскар Нилсон, пионер реконструктивной археологии, оживил ее внешний вид.


Используя современные 3D-технологии, шведский археолог и художник вернул к жизни лицо 4000-летней женщины каменного века. Древние останки женщины, найденные в лесах современной северо-восточной Швеции, показывают, что она была невысокого роста и нетипичного телосложения.


В течение 4000 лет женщина безмятежно лежала в выложенной камнем могиле посреди лесов на северо-востоке Швеции. Вероятно, она следила за миграцией животных по деревьям и вдоль реки Индалсэльвен. Когда она умерла по неизвестной причине в возрасте тридцати лет, ее похоронили с мальчиком, возможно, ее сыном, которому, по оценкам, было около семи лет.

Перенесемся в 2020 год, когда к Оскару Нильсону, археологу , который скрупулёзно использует глину для воссоздания лиц тысячелетней давности, обратились кураторы музея Вестерноррландс в Швеции. В музее находятся два скелета, найденные сто лет назад в деревушке, известной как Лагмансёрен.

Пара скелетов каменного века была древнейшими скелетами, найденными в том регионе Швеции, где суровые условия не поддаются сохранению. Музей строил экспозицию, отслеживающую 9500 лет проживания людей в Швеции, и хотел показать посетителям самое старое лицо с севера — женщину из Лагмансёрена. Но каким было бы ее лицо?

Реплика женского черепа была создана на 3D-принтере

Реплика женского черепа была создана на 3D-принтере. Глина представляет ее лицевые мышцы. Колышки, указывающие глубину ткани, будут покрыты слоем пластилиновой глины. Фото: Оскар Нильсон


За последние 20 лет Нильсон стал пионером реконструктивной археологии, вернув к жизни более сотни давно умерших человеческих предков. Создание этих лиц дает ему и миллионам людей, которые смотрят его реконструкции в музеях по всему миру, портал в прошлое.

Оскар Нильсон

Оскар Нильсон


Оскар Нильсон начинает свою работу с того, что накладывает более дюжины мышц из глины на напечатанную на 3D-принтере копию восстановленного черепа. Затем он устанавливает небольшие колышки, чтобы указать глубину ткани, которая варьируется в зависимости от пола, возраста, веса и этнической принадлежности человека. Эти колышки удерживают слой пластилиновой глины.

Многие особенности можно точно предсказать, используя запись, оставшуюся в кости. Когда Нильссон приступил к созданию лица женщины каменного века, он подумал о том, что уже знал: она была чуть меньше пяти футов — невысокая даже для своего времени. У нее были торчащие зубы, которые своеобразно формировали ее рот. Ее нос был немного асимметричным; по ее профилю он мог сказать, что он повернут вверх. Ее глаза были низко посажены, а челюсть — нижняя челюсть — была вполне мужественной. Он подумал, что в ней было интересное сочетание мужских и женских черт.

Сохранившаяся ДНК женщины была слишком повреждена, поэтому выбор цвета волос и глаз остался за экспертом. Однако он все же пошел логическим путем, сделав женщину светлокожей и наделив каштановыми волосами и карими глазами. Пять тысяч лет назад в Скандинавии преобладали люди именно с такой внешностью.

Женщину нарядили в меха и кожу согласно канонам «неолитической моды». Костюм и обувь вручную изготовила дизайнер Хелена Гьерум, применив древние методы обработки кожи.

Эта женщина жила около 4000 лет назад на территории нынешней северо-восточной Швеции

Эта женщина жила около 4000 лет назад
на территории нынешней северо-восточной Швеции


По ее мнению, сейчас ошибочно полагают, что в каменном веке люди носили некачественную и некрасивую одежду.

Оскар Нильсон изучил исторические модели миграции, чтобы определить, что у женщины, вероятно, была светлая кожа и темные волосы. Она одета в дубленые шкуры животных, сделанные в технике каменного века.

В прошлых реконструкциях он знал, что его работа была сделана хорошо, когда посетитель музея наклоняется к лицу, чтобы рассмотреть его детали, а затем отскакивает, чувствуя себя неловко из-за близости. Это часто происходит, когда две пары глаз — живые и реконструированные — находятся на расстоянии около двух футов друг от друга. «Это показывает столкновение в мозгу», — говорит он. «Логическая часть мозга говорит вам, что это фальшивка, но эмоциональный опыт заключается в том, что кто-то действительно там».

Эта реконструкция заняла у Нильссона 350 часов. Когда он закончил, женщина была одета в дубленые шкуры животных, сделанные в технике каменного века коллегой Нильссона Хеленой Гьерум. Ожерелье из птичьих когтей свисало с ее шеи, а тугой пучок скрывал волосы от ее лица, когда она путешествовала среди деревьев 4000 лет назад.

Нильссон хорошо знает эти леса. Когда он рос в Стокгольме, его семья проводила каникулы в коттедже в нескольких милях от того места, где была найдена могила. Он ходил среди деревьев, собирал грибы и искал лося или даже медведя — возможно, теми же тропами, что и женщина из Лагмансёрена.

«ДНК и 3D-печать — это круто, — говорит Нильссон. «Но это всегда [о] этой эмоциональной связи, которую я и многие люди испытывают, когда смотрим на реконструированное лицо. Именно эта связь на первом месте».




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:
NATIONAL GEOGRAPHIC,
«This 4,000-year-old skull just received a new face»