Страницы

Гонения на христиан в ранней Римской империи

Мученичество Перпетуи и Фелиситаты. Менологион Василия II
Мученичество Перпетуи и Фелиситаты.
Менологион Василия II

Народное воображение, подкрепленное Голливудом и религиозной литературой, предполагает, что с момента зарождения христианского движения до его окончательного признания в начале четвертого века римляне безжалостно преследовали и преследовали последователей Иисуса. Хотя большинство правительств вряд ли будут на сто процентов эффективными, имея почти три столетия для выполнения этой задачи, почему римляне не искоренили христианскую религию?

На самом деле организованные, поддерживаемые государством гонения на христиан в масштабах всей империи не возникали до середины третьего века. Короткий ответ на вопрос заключается в том, что римляне не уничтожили христиан, потому что по большей части они не слишком беспокоились о них. До третьего века римская политика в отношении христиан следовала идеям, высказанным в переписке между императором Траяном и второстепенным римским государственным деятелем по имени Плиний Младший.

Плиний Секунд был племянником гораздо более известного Плиния Старшего. Этот дядя написал длинный трактат «Естественные истории» — сборник римских знаний — и умер, расследуя извержение Помпеи в 79 г. н.э. Его литературные достижения затмили его племянника, который, несмотря на желание обеспечить прочную репутацию, так и не добился многого.

Упрек Младшему Плинию. Томас Берк (1749–1815)

Упрек Младшему Плинию.
Томас Берк (1749–1815)


В самом деле, младший Плиний мог бы ускользнуть от взора истории, если бы не тот факт, что он оставил после себя собственный литературный памятник — собрание писем, написанных друзьям и знакомым. Плиний, очевидно, думал, что станет известным человеком; будущие историки и биографы захотят узнать все о его жизни и мыслях. Следовательно, он начал записывать свои переживания в ежедневных письмах — в доэлектронном Facebook — и рассылал их восхищенному кругу читателей.

К сожалению, Плиний мало что сделал — важность его писем заключается в том, что они позволяют современным историкам реконструировать повседневную жизнь римского сенатора.

И они также дают очень ценный ключ к раннему обращению с христианами.

В 110 году император Траян предложил Плинию пост в своем имперском правительстве. Он должен был отправиться в Вифа́нию (римская провинция в Анатолии, к югу от Черного моря), чтобы стать новым губернатором провинции. Плиний был в восторге от этого назначения и немедленно направился на восток, чтобы приступить к своей новой роли.

Римская провинция Вифания

Римская провинция Вифания


Одной из важнейших обязанностей губернатора было отправление правосудия. Города и крупные поселки дожидались прихода губернатора, а затем представляли дела на его рассмотрение. Во время одного из таких судебных слушаний в городе, который, к сожалению, Плиний не назвал, новый губернатор столкнулся с уникальной проблемой: некоторые жители города обвинили своих соседей в том, что они христиане.

Плиний был озадачен. Как он отмечал в своем письме к императору Траяну: «Я никогда не присутствовал ни на каком судебном разбирательстве христиан, и поэтому я не знаю, как они обычно наказываются и как расследуются эти дела».

Губернатор был опытным судьей, участвовавшим в качестве обвинителя и защитника в нескольких процессах в Риме. Признание того, что он не знал, как проходят судебные процессы над христианами, предполагает, что это были редкие события. Более того, как утверждал Плиний, каждое дело было уникальным и могло представлять для судьи уникальные сложности.
«Я не был уверен, следует ли нам относиться к обвиняемым по-разному в зависимости от их возраста. Должны ли мы наказывать слабых так же сильно, как и сильных? Должны ли мы прощать тех, кто отрекается от своей веры, или дело в том, что, став христианином, он не может получить освобождения от наказания? Наказываем ли мы людей за то, что они называют себя христианами, или только за преступления, которые они совершают как верующие?»
Это были важные соображения. К сожалению, Плиний, находясь вдали от Рима, не мог дождаться официального заявления императора о политике. Ему приходилось полагаться на собственное усмотрение и суждение и эффективно рассматривать дела. Тем не менее он хотел, чтобы Траян знал, как он решает эти вопросы, поэтому его письмо продолжилось кратким изложением его политики.

Когда он столкнулся с христианами в зале суда, Плиний объяснил:
«Я спрашиваю их, христиане ли они; если они говорят да, то я повторяю вопрос второй и третий раз, угрожая им расстрелом. Тех, кто упорствует, я приказываю увести. Ибо я не сомневаюсь, что во что бы они ни верили, их упрямство и непоколебимое упрямство требуют наказания. Были и другие, такие же сумасшедшие, которых я отправил в Рим, потому что они были римскими гражданами».
Апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. В незапланированном отголоске этого предательства Плиний предложил подозреваемым христианам три возможности опровергнуть выдвинутые против них обвинения. Тех, кто оставался непоколебимым, кто отказывался отречься от своего христианства, он казнил — если только они не были римскими гражданами, имевшими право на рассмотрение императором смертных приговоров.

Процедура Плиния предполагает, что губернатор мало интересовался убийством христиан. Напротив, он предложил обвиняемым три возможности осознать свою опасность и отречься от Христа. Плиний интересовался реабилитацией — возвращением человеку здравомыслия и должного уважения к традиционному римскому пантеону. Только те, кто был слишком упрям, чтобы понять намек, были казнены при его дворе.

Плиний построил короткий тест для тех, кто был готов отречься от своей веры. Он установил небольшую выставку статуй — изображений богов и императора — и приказал, чтобы обвиняемые проклинали Христа и предлагали вино и благовония перед статуями. Эта программа имела успех. Многие подозреваемые христиане «поклонялись твоему образу и статуям божеств и проклинали имя Христа». Короче говоря, они были реабилитированы.

После подробного изложения результатов исследования о природе христианства, в котором Плиний признался, что не нашел ничего предосудительного, губернатор завершил свое письмо и отправил его в Рим для получения мнения императора.

Император Траян быстро подтвердил судебную процедуру Плиния. Он писал:
«Вы выбрали правильный курс, мой дорогой Плиний, в рассмотрении дел тех, кто был донесен вам как христиане; естественно, ни одно правило не охватывает все ситуации. Тем не менее, на христиан нельзя охотиться; с другой стороны, если они будут обвинены перед вами и их преступление будет доказано, они должны быть наказаны, но с той оговоркой: если кто отречется, что он христианин, и докажет это вознесением молитв к нашим богам, то он должен быть прощены из-за этого отречения, каким бы подозрительным ни было их прошлое поведение».
Траян одобрил практику Плиния. Как и губернатор, он надеялся на реабилитацию: даже те люди, которые были в гуще христианства, будут прощены, если откажутся от прежнего общения. Им придется доказывать, что они порвали с незаконной религией, принося жертвы, но покаяние принесет прощение.

Другим важным прецедентом, установленным императором, была идея о том, что государство не будет преследовать христиан. Преследовать христиан было пустой тратой времени, денег и рабочей силы. У империи были более насущные проблемы. Тем не менее, если человека привлекали к магистрату по обвинению в исповедовании христианства, то губернатор должен был обратить на это внимание.

Политика, определенная в этом обмене письмами, регулировала отношения между христианами и государством до тех пор, пока Деций не вступил на престол в 249 году. В этот период быть христианином было незаконно, но государство не охотилось за членами церкви. Да, христианин мог быть приговорен судом к смертной казни, но гораздо чаще он был убит разъяренной толпой, чем от рук государства.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Richard J. Goodrich,
«Persecuting Christians in the Early Roman Empire»