Страницы

Драгоценные знания Ипатьевского кодекса: Подробная летопись Киевской Руси

Ослепление Василька Теребовского из «Повести временных лет»/Изначального кодекса. (15 век)

Ослепление Василька Теребовского
из «Повести временных лет»/Изначального кодекса. (15 век)


Ипатьевский кодекс состоит из трех отдельных частей, расположенных в хронологическом порядке.

  • Первая часть Ипатьевского кодекса посвящена истории Киевской Руси до 1110 года. Этот труд известен как «Первая летопись».
  • Следующая часть Ипатьевского кодекса является продолжением Первой летописи и известна как Киевская летопись. Эта летопись начинается с того места, где заканчивается Первая летопись, и продолжает повествование до 1200 года.
  • Заключительная часть Ипатьевского кодекса известна как Галицко-Волынская летопись и охватывает период с 1200 по 1292 год.

Кодекс Ипатьева конкретно касается Галицко-Волынского княжества, государства, расположенного в областях Галиции и Волыни на территории современной Украины.

Основной кодекс

Изначальный Кодекс известен также как «Повесть временных лет». Это связано с начальными словами его длинного названия. Полное название этого сочинения, переведенное на английский язык, звучит так: «Сия повесть о минувших годах, о происхождении земли РУСЬкой, первом княжении в Киеве и о том, как возникла земля РУСЬкая».

Считается, что Первичный свод был составлен святителем Нестором Летописцем, монахом Киево-Печерского монастыря, около 1113 года. Начинается с библейского рассказа о разделе земли между сыновьями Ноя, в котором Нестор устанавливает, что славянские народы являются потомками Иафета. Затем повествование продолжается рассказом о славянах, землях, ими населенных, а также об истории и обычаях каждого племени. Затем Нестор сосредотачивается на племени полян, поселившемся на Днепре. Это племя также называют русами (древние украинцы).

Гости из-за границы, из «Истоков Руси», «Славяне» (1901) Николай Рерих

Гости из-за границы, из «Истоков Руси»,
«Славяне» (1901) Николай Рерих


Нестор также рассказывает об основании Киева и времени, когда Киевская Русь платила дань хазарам. Однако даты в этих рассказах не указаны. Первый год, упомянутый в Первом кодексе, — это 852 год, когда Хёскульд и Дыри начали поход на Византию, а Киев был взят Олегом. Затем повествование касается жизни различных правителей Киевской Руси до 1110 года.

Киевская летопись

Киевская летопись утверждает, что это произведение было составлено в Выдубичском монастыре в Киеве с использованием различных источников. Эти источники включают княжеские, монастырские и семейные летописи и рассказы, собранные в таких городах, как Киев, Чернигов и Галичина. Подобно Первому кодексу, Киевская летопись имеет дело и с жизнью князей Киевской Руси. Интересно, что крестовые походы под предводительством императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы упоминаются в записях за 1188 и 1190 годы. Кроме того, еще одним интересным моментом является первое использование слова Ukraïna (Украина) для обозначения территории Руси.

Фридрих I Барбаросса (13 век)

Фридрих I Барбаросса (13 век)

Галицко-Волынская летопись

Наконец, Галицко-Волынская летопись посвящена именно Галицко-Волынскому княжеству и охватывает период с 1201 по 1292 год. Эту летопись можно разделить на два раздела. Первая часть этой летописи — «Галицкая часть», в которой рассказывается о событиях с 1201 по 1261 год и концентрируется на царствовании князя Даниила Романовича. Вторая часть – это «Волынский раздел», охватывающий период с 1262 по 1292 год. Темы этого раздела включают царствование князя Василька Романовича и его сына Владимира Васильковича, а также их отношения с Литвой и Польшей. Помимо призыва к единой Руси под сильным князем для противодействия власти бояр, анонимные авторы этой летописи также защищают претензии галицко-волынских князей на киевский престол.

Иллюстрация сражения из Галицко-Волынской летописи. (Канадский институт украиноведения)

Иллюстрация сражения из Галицко-Волынской летописи.
(Канадский институт украиноведения)


Таким образом, Ипатьевский кодекс дает исчерпывающую историю Киевской Руси с 852 по 1292 год. Это делает Ипатьевский кодекс важным источником для историков и ученых, интересующихся событиями того времени и места.




Использованная литература:




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Wu Mingren (‘Dhwty’),
«The Precious Knowledge of the Hypatian Codex: Detailed Chronicle of the Kyivan Rus»