Страницы

Мечты о полетах с приводом от человека: Дедал и история Икара

История Икара, изображенная Торре де ла Парада в 1630-х годах.

История Икара, изображенная Торре де ла Парада в 1630-х годах.


Дедал, легендарный изобретатель древнегреческой мифологии, присоединился ко двору Миноса, правителя Крита, в качестве звездного инженера царя. В рассказах Овидия, Гомера и даже Павзания Дедалу приписывают создание бесчисленных чудес, от плотницких инструментов до оживших статуй, а также пару крыльев, с помощью которых можно спастись от царя Миноса в знаменитой истории об Икаре.


«Попробовав полёт, ты всегда будешь ходить по земле с устремленными в небо глазами, ибо там ты был и туда всегда будешь стремиться вернуться».
― Аноним (часто приписывается Леонардо да Винчи)

История Икара, Дедала и злого царя Миноса

Именно Дедал спроектировал и построил изумительный критский лабиринт как тюрьму для чудовищного сына Миноса, Минотавра. Согласно легенде, афиняне были вынуждены каждый год посылать четырнадцать юношей и девушек в жертву каннибалу с головой быка. Но афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и выбраться из извилистых проходов лабиринта благодаря клубку веревки, подаренной ему принцессой Ариадной.

Именно Дедал дал нить Ариадне и объяснил, как Тесей должен размотать нить, когда он входит в лабиринт, а затем следовать по ней обратно. Разгневанный убийством своего сына и побегом Тесея, царь Минос заточил Дедала и его маленького сына Икара в Лабиринте.

Рельеф Дедала и история Икара

Рельеф Дедала и история Икара

Необходимость, мать изобретения:
создание летательного аппарата

Глядя на горизонт из окна своей тюрьмы, Дедал размышлял. Если бы они могли просто улететь, как птицы! Гениальный изобретатель придумал смелый план, чтобы освободить себя и своего сына от власти Миноса.

Один из самых любимых мифов классической древности , история Икара и всегда изобретательного Дедала, парящих в воздухе на крыльях, сделанных из перьев и воска, на протяжении веков пересказывали рассказчики и иллюстрировали художники. Он также дал крылья мечтам о полетах на человеческом двигателе с тех пор, как эта история была впервые рассказана.

Согласно греческому мифу, Дедал и его сын тайно собирали ворох птичьих перьев. Затем Дедал расслоил их по размеру и форме. Он использовал пчелиный воск или клей — одно из своих изобретений — для изготовления двух пар крыльев для себя и своего сына.

Дедал предупредил Икара, чтобы он не взлетел слишком высоко, потому что жар солнца может расплавить воск. Но юноша был так очарован удивительным опытом полета, что взмыл в небо. Солнечные лучи растопили воск, перья слетели вниз, и Икар рухнул в Эгейское море. Остров, на который он пал, до сих пор называется Икария.

Саша Шнайдер, «Икар» (1906)

Саша Шнайдер, «Икар» (1906)

Легендарная история Икара живет в искусстве

Дедал с скорбью похоронил сына и улетел на запад, в Италию. Согласно некоторым версиям мифа, Дедал приземлился в Кумах и посвятил там свои крылья в храме Аполлону. Говорили, что он написал историю своей жизни на стенах храма. Этот вариант, вероятно, возник для объяснения древних фресок в Кумах, изображающих миф о Дедале и историю Икара.

В большинстве версий этой сказки говорится, что Дедал высадился на Сицилии, где его приветствовал король Кокал, правитель Камика. Кокал защитил Дедала от царя Миноса , преследовавшего изобретателя по Средиземному морю. Поселившись на Сицилии, Дедал стал придворным инженером и строителем и создал для Кокала еще один набор чудесных изобретений.

Икар и Дедал, Чарльз Пол Лэндон, 1799 г.

Икар и Дедал, Чарльз Пол Лэндон, 1799 г.


Интересно, что самые древние упоминания о побеге Дедала с Крита на человеческом транспорте не письменные, а художественные иллюстрации. Удивительно, но первый образец, обнаруженный в 1988 году, — этрусский, а не греческий. Изображение появляется на винном кувшине с этрусской гравировкой, изготовленном в Этрурии, Италия, примерно в 630 году до нашей эры. На одной стороне вазы мы видим крылатого человека с надписью Taitale , что является именем Дедала на этрусском языке.

Это является важным свидетельством того, что история о бегстве Икара и Дедала уже должна была дойти до Италии из уст в уста к седьмому веку до нашей эры, задолго до того, как миф сохранился в письменной форме. На другой стороне вазы изображена мифическая волшебница Медея , идентифицированная по ее этрусскому имени Метая . Эта пара Дедала и Медеи уникальна для древнего искусства. Кажется вероятным, что этруски связали эти две мифические фигуры из-за их замечательных биотехнических способностей.

Еще один необычный древний этрусский артефакт, красивый золотой медальон для ношения жетонов или духов, был изготовлен примерно в 475 г. до н.э. Художник выгравировал изображения Дедала и Икара на каждой стороне сосуда, пометив их этрусскими именами, Тайтле и Викаре . У них крылья, и у каждой фигуры есть два инструмента: пила, тесло, топор и угольник.

История падения Икара изображена на рельефе XVII века.

История падения Икара изображена на рельефе XVII века

Древнее произведение искусства,
изображающее историю Икара

Известно более ста древних художественных изображений Икара и Дедала . Многие художники изображали Дедала за работой в окружении своих инструментов или за изготовлением крыльев. Другие показывают, как он прикрепляет крылья к Икару, и Икар падает с неба. Самое раннее греческое художественное изображение Икара появляется на фрагменте чернофигурной афинской глиняной посуды, написанной примерно в 560 году до нашей эры. На нем изображена нижняя половина человеческой фигуры в крылатой обуви, четко обозначенная как Икар.

На фрагменте краснофигурной вазы, написанной около 420 г. до н.э., изображен Дедал, прикрепляющий крылья своему сыну. Икар изображен падающим в море на другой вазе пятого века до нашей эры, приписываемой художнику Икара. Между тем, пронзительное изображение Дедала, несущего своего мертвого сына Икара, появляется на фрагменте прекрасной краснофигурной вазы, написанной группой «Черная ярость» примерно в 390 г. до н.э.

Бронзовая фигура Икара, около 430 г. до н.э. (Британский музей)

Бронзовая фигура Икара, около 430 г. до н.э.
(Британский музей)


В древнеримские времена история была излюбленной темой для художников. Они иллюстрировали трагический миф резными драгоценными камнями, рельефами на лепных глиняных светильниках, бронзовыми фигурками, расписными фресками. Большая группа римских камей и стеклянных камней содержит сцены из мифа. Несколько прекрасных фресок, сохранившихся в древних руинах Помпеи и Геркуланума, запечатлели момент смерти Икара, когда скорбный Дедал парит высоко над изломанным телом Икара на пляже.

То, как в мифе сочетаются оптимизм и отчаяние, сделало его популярным аллегорическим сюжетом для художников Средневековья. Хотя сегодня история об Икаре стала клише, легко понять, как когда-то она выражала надежду на то, что искусственные технологии увеличат простые человеческие возможности. Миф предупреждает, что риск превышения человеческих пределов может дорого обойтись. Икар не пережил эксперимент, поэтому его надежды рухнули из-за гордыни и непредвиденных последствий.

Фрагмент фрески, обнаруженной на вилле Imperiale в древнем Помпее, изображающий историю Икара и Дедала
Фрагмент фрески, обнаруженной на вилле Imperiale в древнем
Помпее, изображающий историю Икара и Дедала

Великолепные люди и их летательные аппараты

Тем не менее, мечта как-то летать , как птицы, высоко над Землей, не умерла вместе с Икаром. В конце концов, Дедал и Икар взлетели, и они могли летать на своих искусственных птичьих крыльях. И несмотря на высокую цену своего нововведения, Дедал по крайней мере пережил бегство на Сицилию и продолжал изобретать чудеса.

Во втором веке нашей эры писатель Лукиан Самосатский, которого иногда называют первым писателем-фантастом , написал рассказ под названием « Икаро-Менипп» или «Человек с неба» . В своей популярной сказке философ по имени Менипп подражает Дедалу и делает себе пару крыльев, чтобы летать на Луну. Глядя вниз на Землю, Менипп видит, что люди кажутся крошечными муравьями, мечущимися по ней. В других древних произведениях, таких как комические пьесы Аристофана, в баснях Эзопа и в древних персидских легендах, персонажи садятся автостопом на гигантских насекомых и цепляются за птиц, чтобы испытать полет.

Еще один памятный летательный аппарат был описан в романских легендах об Александре , сборнике преданий, возникших об Александре Великом после его смерти (с четвертого века до нашей эры до шестого века нашей эры). В одной легенде Александр охвачен желанием исследовать великое неизвестное — Небеса — и ему удается использовать силу птиц, чтобы позволить ему летать высоко над Землей.


Как и история об Икаре, эта сказка пользовалась бешеной популярностью в Средние века. Изображения Александра, пилотирующего свой сказочный летательный аппарат, появляются буквально на сотнях иллюстраций в рукописях, мозаиках, скульптурах и гобеленах примерно с 1000 по 1600 год нашей эры. Согласно легенде, летательный аппарат Александра приводился в движение двумя огромными грифами, а в некоторых версиях — четырьмя. крылатые грифоны.

Этих мифологических стервятников или грифонов поощряли летать все выше и выше, когда они пытались добраться до кусков мяса, которые Александр подвешивал на шестах из своей кабины над ними. Идея фэнтези обыгрывает старую фольклорную тему о подстрекательстве осла с помощью морковки на палке. Чем выше поднимается Александр, тем холоднее и холоднее становится воздух. В этой интересной детали о более низких температурах на больших высотах эта более поздняя легенда отличается от архаического греческого мифа, в котором тепло солнечных лучей усиливается по мере того, как Икар поднимается в небо.

Александр смотрит вниз на Землю, которая теперь напоминает маленький шарик, покоящийся в синей чаше океанов, кажущийся незначительным по сравнению с просторами Неба. Эта история выражает множество различных желаний Александра превзойти пределы человеческих возможностей, стремясь к знаниям за пределами мира. Наконец, удовлетворенный своей перспективой с высоты птичьего полета из стратосферы, Александр возвращается на Землю.

Современная скульптура Икара и Дедала, Агия Галини, Крит.

Современная скульптура Икара и Дедала, Агия Галини, Крит.

Уроки нравственности в истории об Икаре и других рассказах о полете

Как и в случае с падением Икара, средневековые романтические традиции часто сопровождались моралью. Этот рассказ о летательном аппарате Александра якобы предостерегает мужчин от высокомерия или высокомерия, стремящихся выйти за пределы человеческих возможностей. Но на самом деле волнение и явная дерзость космического приключения Александра — отправиться туда, где раньше не было ни одного человека — перевешивают такое сообщение. И снова, несмотря на большой риск, этот смелый исследователь живет, чтобы рассказать историю, как Дедал в греческом мифе.

Эксперименты Дедала и Александра отражают извечное восхищение потенциалом технологий, представленным в ранних мифах, легендах и фольклоре, чтобы превзойти человеческие границы с помощью смелых изобретений и оптимистичной безрассудности.

В мифе о Дедале «невозможный» полет с приводом от человека был достигнут путем простого подражания птицам. Дедал и Икар летали, взмахивая крыльями с перьями, прикрепленными к их спине и рукам. Примечательно, что примерно в 1500 году великий мыслитель и изобретатель Леонардо да Винчи разработал проекты орнитоптеров с приводом от человека, механических устройств, взмахивающих крыльями, по образцу пернатых птиц и перепончатых крыльев летучих мышей. Чертежи есть, но нет данных об испытательных полетах.

Модель одного из летательных аппаратов Леонардо в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, 2006 г.

Модель одного из летательных аппаратов Леонардо
в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, 2006 г.

Как история Икара вдохновила поколения изобретателей

Великолепная идея полета с помощью одной только человеческой силы вдохновила многих бесстрашных современных изобретателей на поиск способов преодоления проблем аэродинамики и отношения мощности к весу. Одно умное предложение состояло в том, чтобы найти способ использовать энергию педали. Идея долгое время считалась невозможной. Авиационные инженеры считали, что ни один самолет не может быть достаточно легким, чтобы летать на таком ограниченном источнике энергии, и в то же время быть достаточно прочным, чтобы нести пилота, который, конечно же, должен был обладать необычайной силой и выносливостью.

Одной из первых попыток был велосипедный самолет, построенный в 1923 году, но ему удалось достичь только 20-футовых (шестиметровых) прыжков. В 1977 году достижения в создании прочных и легких материалов позволили американскому авиационному инженеру Полу Маккриди построить самолет с приводом от человека, которым управлял велосипедист-любитель и пилот-дельтапланерист. Он достиг скромной высоты 10 футов (3,05 м) и пролетел чуть более мили.

Что, если бы Дедал изобрел легкий парусно-крыловой аппарат, что-то вроде современного дельтаплана? Ранние современные версии имели низкое аэродинамическое качество, но теперь, благодаря алюминиевому сплаву и композитным рамам, покрытым сверхлегкой ламинированной полиэфирной пленкой, пилоты дельтапланов могут часами парить в тепловом восходящем потоке на высоте в тысячи футов, просто меняя положение своего тела. вес тела при небольшом усилии, очень похожем на динамическую способность парения альбатросов.

Интересно, что древние китайцы экспериментировали с парением человека на больших обтекаемых воздушных змеях, примитивном типе неуправляемого дельтапланеризма. С помощью современного дельтаплана Дедал мог бы совершить перелет с Крита на Сицилию.

Daedalus 88 в своем последнем полете

Daedalus 88 в своем последнем полете для
Центра летных исследований NАSА Драйден в Эдвардсе, Калифорния.


В 1988 году вдохновленный воспроизвести схему полета Дедала в Эгейском море, греческий олимпийский чемпион по велоспорту Канеллос Канеллопулос пролетел над Эгейским морем от острова Крит до острова Санторини на сверхлегком корабле Daedalus 88 , приводимом в движение педалями. Рекордный полет на 72 мили (116 км) на высоте от 15 до 30 футов (от 4,5 до 9 метров) занял четыре часа интенсивного вращения педалей.

Эксперимент спонсировался Департаментом аэронавтики и астронавтики Массачусетского технологического института. В 2012 году Королевское авиационное общество в Англии учредило Кубок Икара для популяризации полетов с участием человека . Как был бы поражен Дедал , если бы он только мог стать свидетелем продолжающегося наследия своего эпического полета к свободе, вдохновленного историей об Икаре..




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Adrienne Mayor,
«Dreams of Human-Powered Flight: Daedalus and the Story of Icarus»