Изучение этапов развития неолитических культур Старой Европы всегда было сложной задачей для археологов и ученых. Заглянуть так далеко в прошлое в надежде собрать воедино детальную картину — задача, требующая десятилетий самоотверженной работы. Понимание загадочных секретов культуры боевых топоров, которая процветала в прибрежных районах южной Скандинавии и считается одной из самых важных и интригующих энеолитических культур Европы, может помочь нам лучше понять индоевропейскую миграцию и замену древнеевропейских культур.
Медленно распространяясь на север и достигая берегов Скандинавии, эта культура принесла с собой множество нововведений и новых культурных черт, характерных для индоевропейцев. Но каковы были их отношения с коренными жителями этих регионов? И определила ли культура боевых топоров будущее германских народов? Попробуем узнать!
Лодочный топор эпохи неолита из Боберова в Археологическом музее земли Бранденбург в галерее каменного века. |
Древние истоки культуры боевых топоров
С исторической и археологической точек зрения культура шнуровой керамики имеет решающее значение. Он возник как ответвление ямной культуры, которая сегодня считается источником протоиндоевропейцев и их языка. Таким образом, по мере того как культура шнуровой керамики распространялась на восток и север, она вытесняла протоиндоевропейское население Европы и приносила с собой новый язык и передовые технологии. Благодаря этим миграциям был создан новый мир, который изменил ход истории.
Культура боевых топоров медленно формировалась в южных районах Скандинавского полуострова около 2800 г. до н.э. Его происхождение лежит в культуре шнуровой керамики. Легко представить себе, как могло произойти это развитие: достигнув Балтийского моря, эти народы могли переплыть в Скандинавию, где благодаря частичной изоляции они развили культуру, немного отличающуюся от первоначальной шнуровой керамики. Первоначально народы боевых топоров заменили более раннюю культуру воронкообразных , которая долгое время процветала в северо-центральной Европе.
Культура Funnelbeaker была отмечена своей отличительной глиняной посудой и животноводством, а также сложными религиозными ритуалами. Сегодня принято считать, что он имел протоевропейское происхождение, в отличие от мигрирующей культуры боевых топоров. Почти наверняка можно сказать, что ассимиляция культуры воронкообразных была относительно быстрым процессом, который занял, возможно, столетие, а то и больше. В то время как массовые миграции и постепенное генетическое смещение, безусловно, сыграли большую роль в этом процессе, некоторые ученые, в первую очередь знаменитая Мария Гимбутас , заявили, что политические отношения между туземцами и захватчиками способствовали более быстрому культурному «морфозу» в более широкую Боевую культуру.
Пример Funnelbeaker, |
Одним из ключевых моментов в непреодолимом распространении и влиянии культуры боевых топоров является их сосуществование с другой исконной культурой Скандинавии — костяной посудой. Последняя представляла собой в основном мирную культуру обществ охотников-собирателей, процветавшую вдоль побережья и зависящую от морских ресурсов. Ему удалось сосуществовать с культурой боевых топоров примерно три или более века, прежде чем, наконец, он был подавлен и ассимилирован.
Что сделало культуру боевых топоров
такой уникальной и успешной?
Ответ можно найти в отличительной форме наконечников топоров, связанных с этой культурой. На сегодняшний день в Скандинавии обнаружено более 3000 головок топоров , многие из них обнаружены в местах захоронений. Эти топоры, безусловно, являются наиболее характерным аспектом этой культуры и ее отличительной чертой. Чаще всего они изготавливаются из полированного кремня, искусно обработанного в виде точной изогнутой формы, напоминающей лодку. Наконечники топоров, несмотря на то, что они сделаны из камня, демонстрируют огромное количество ремесленных навыков и дают четкое представление о передовых технологиях, которые принесла с собой эта культура.
Стакан из шнуровой посуды, гончарные изделия культуры лодочных топоров, каменные топоры в Эстонском историческом музее. |
Наконечники топоров почти всегда двуглавые, и некоторые экземпляры демонстрируют большое внимание к деталям. Вполне вероятно, что эти головы имели ритуальное значение и, безусловно, были символом статуса в обществе. Найденные наконечники ритуальных топоров часто выполнены из черного камня с угловатыми сторонами и ярко выраженной кромкой вместе с закругленным сокрушительным концом. Топоры помещались в захоронения как погребальный инвентарь и могли иметь ритуальное или погребальное значение, а также являлись символом статуса владельца. Такие топоры определенно были смертоносным оружием, которое давало культуре боевых топоров преимущество в войне : многочисленные захоронения той эпохи демонстрируют катастрофические, сокрушительные раны головы, отсюда и название «Эпоха раздавленных черепов».
Еще одним аспектом, которым известна культура боевых топоров, являются ее погребальные обычаи. Около 250 различных захороненийбыли обнаружены на сегодняшний день в Скандинавии, и все они имеют одинаковые черты, связанные с этой культурой. Умерших помещали в небольшие одиночные плоские могилы без использования курганов. Соблюдалась определенная ориентация – с севера на юг – явно из-за ритуального значения, причем мужские и женские погребения различались: женщины располагались справа, а мужчины – слева. Умершего сопровождал многочисленный погребальный инвентарь, из которых, конечно, самым важным является навершие боевого топора. Кроме того, здесь были каменные орудия труда, такие как долота и рабочие топоры, янтарные бусы, оружие из рогов и наконечники стрел, а также останки диких животных. Керамические мензурки также были популярным предметом для погребения, и многие находки были задокументированы.
Изучение эпохи разбитых черепов
Из этих погребальных обычаев исследователи смогли различить значительную разницу между людьми боевых топоров и людьми воронкообразных. Основной причиной этого является тот факт, что определяющей чертой культуры воронкообразных был мегалитизм. Вплоть до прихода индоевропейцев народы Воронкообразных возводили сложные мегалитические сооружения : высокие камни, имевшие большое ритуальное значение. Многие из них были дольменами ., проходные могилы из приподнятых камней, в которых производились коллективные захоронения. Это означало, что в одном месте (дольмене) было много мертвых вместе с многочисленным инвентарем. Это указывало на коллективное общество, которое в значительной степени жило в унисон. Чем отличается культура Боевых Топоров, так это их явным упором на одиночные простые захоронения в отдельных могилах. Как только мы примем во внимание явный воинственный элемент, такой как боевые топоры, мы можем сделать вывод, что культура боевых топоров была гораздо более индивидуалистической, возможно, даже в значительной степени племенной.Когда дело доходит до поселений, связанных с культурой боевого топора, все становится сложнее. Сегодня известно менее 100 раскопанных поселений, многие из них не имеют достаточной сохранности. Это связано с тем, что большая часть этих остатков находится на пашне, при сплошной распашке остатков. Тем не менее, можно выделить определенную закономерность: большинство этих поселений расположены внутри страны на юге Скандинавии, и очень немногие расположены на побережье. Это говорит нам о том, что либо побережье было заселено народами культуры ямочной керамики, либо люди Боевого Топора предпочитали более плодородные земли, расположенные в глубине суши. Кроме того, большинство поселений боевых топоров можно отнести к типу фермерских сообществ, и они часто тесно связаны с местами захоронений. Некоторые примеры даже показывают, что дома располагались вокруг могильника. Это, возможно, указывает на сильную культуру поклонения предкам, которая была повсеместно распространена.Европа того времени.
Но даже в этом случае культура боевых топоров имела определенное сходство с культурами, с которыми она сталкивалась. Он тоже во многом основывался на устоявшихся методах ведения сельского хозяйства и освоенном животноводстве. Многочисленные археологические находки подтвердили, что пшеница и подобные злаки выращивались на небольших индивидуальных участках, и что поселения имели тенденцию к перемещению из-за выращивания этих культур, а также для выпаса скота. Одним из аспектов, с которым соглашаются исследователи, являются явные доказательства торговли. Создается впечатление, что культура боевых топоров была не совсем воинственной, а занималась торговлей с народами севернее, где они обменивали товары, полученные в результате животноводства, на разные материальные блага. Они также освоили использование лошадей и повозок, запряженных волами, как и народы культуры воронкообразных.
Одна вещь, которая имеет решающее значение для культуры боевых топоров и ее влияния на будущее Скандинавии, — это мореплавание. Отличительные черты этой культуры быстро распространились, и это, по-видимому, связано с их навыками мореплавания. В то время уровень моря был выше, что позволяло им использовать водные пути и моря в качестве легко проходимых путей для распространения и ведения торговли. Это превратилось в частично морскую культуру, которая способствовала их географическому распространению по Скандинавии и помогла расширить их экономику за счет торговли. Это еще раз подтверждается многочисленными и широко распространенными петроглифами (наскальными рисунками), относящимися к этому периоду, на которых изображены корабли.
Родовое семя германских народов
Безусловно, самая важная роль культуры боевых топоров — это роль, которую она сыграла как прародитель германских народов. По прибытии в Скандинавию примерно в 2800 г. до н.э. эти народы принесли с собой различные культурные аспекты индоевропейцев, а также индоевропейский язык. При поглощении ими местных культур и слиянии с ними различные культурные аспекты объединились. Это был необходимый компонент, который помог подтолкнуть Скандинавию к скандинавскому бронзовому веку .Сегодня скандинавский бронзовый век считается наследственной цивилизационной эпохой германских народов. Одной интересной деталью легко может быть недостающее звено между культурой боевого топора и более поздней идентичностью скандинавского бронзового века: символом боевого топора. Его отчетливая форма и очевидное ритуальное использование могли означать, что топор был символом божества, во многом подобно Тору, главным символом которого была голова молота, а иногда даже голова топора, или славянскому божеству Перуну, или даже Финский бог Укко. Могло ли быть так, что топоры культуры боевых топоров были символом ранней формы бога грома?
Было проведено несколько сложных генетических исследований двух останков, находящихся в захоронении боевого топора, чтобы подтвердить их идентичность и узнать больше о генетике мигрирующих индоевропейцев. Благодаря этим исследованиям ДНК было установлено, что мужчина из захоронения был носителем гаплогруппы R1a. Группа R1a является наиболее распространенной отцовской гаплогруппой различных культур шнуровой керамики и широко приписывается восточным охотникам-собирателям эпохи мезолита.
Вечно меняющаяся судьба старой Европы
Время безжалостно, когда речь идет об истории. Легко писать об исчезновении одной культуры и появлении другой. Но у народов той далекой эпохи все было иначе. Это были процессы, которые длились сотни лет, и более слабые, первобытные народы часто сталкивались с исчезновением и ассимиляцией, что никогда не бывает приятным. Но таков был образ жизни в древности, который характеризовался массовыми миграциями технологически продвинутых народов, чьи нововведения и навыки часто вносили резкие и драматические изменения в жизнь культур, мирно развивавшихся на протяжении сотен лет. Таким образом, быстрое распространение индоевропейцев привело к необратимым изменениям в Старой Европе. Первоначальные неолитические культурыдолжны были слиться с захватчиками, попытаться сопротивляться или вообще исчезнуть. Так будущее выковывалось и цементировалось, век за веком.(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Aleksa Vučković,
«The Battle Axe Culture: Piecing Together the Age of Crushed Skulls»