Страницы

Тора: её история, использование и постоянная цель

Сефер Тора

Сефер Тора


СПРАВКА

Сефер Тора, или свиток Торы, представляет собой рукописную копию Пятикнижия Торы, используемую для ритуальных чтений Торы, известных как паршийот.

[Паршийо́т] или ‏פָּרָשׁוֹת‏‎ [парашо́т]) — абзац в Свитке Торы. В еврейской традиции текст каждой из книг Пятикнижия в свитках Торы делится на отдельные абзацы, называемые паршийот; такое разделение сохранено и в печатных изданиях Торы.


Имя Торы имеет сложную историю. Считалось, что это означает множество вещей, включая «инструкцию», «закон» и «учение». Тору часто ошибочно принимают за еврейскую Библию, но на самом деле она охватывает только первые пять книг, известных как Пятикнижие, из двадцати четырех. В то время как некоторые считают, что Тора представляет собой все повествование еврейской Библии, другие связывают это название со всем спектром еврейской литературы, практики и религиозных учений.

Те, кто считает Тору совокупностью еврейских практик, Тора конкретно обозначают книгу как «Устную Тору», поскольку содержащиеся в ней элементы — это те, которые не были описаны в первых пяти книгах еврейской Библии, а скорее элементы которые стали практикой посредством законов или интерпретаций. Хотя истинная природа Торы может быть предметом споров среди приверженцев иудейской веры, все согласны с тем, что основная цель Торы - разглашать наследие еврейского народа и образ жизни, предписанный им Богом.

«Бегство заключенных» Джеймса Тиссо

««Бегство заключенных» Джеймса Тиссо
изображает разрушение Иерусалима руками вавилонян


🔹 Происхождение Торы:
замена храма во время вавилонского плена

Ученые продолжают спорить о том, когда была написана Тора, но чаще всего считается, что она была записана во время вавилонского пленения , которое произошло между 6 -м и 7 -м веками до нашей эры. Вавилонское пленение было периодом в еврейской истории, когда жители Иудеи были захвачены Нововавилонской империей и содержались в плену в Вавилоне . Печально известный царь Навуходоносор поставил Иерусалим в подчиненное положение, требуя от него ежегодной дани. В то же время некоторые знатные юноши были взяты в плен в Вавилон.

Спустя годы во время второй осады, около 597 г. до н.э., Иерусалимский храм был разграблен, а другие представители знати попали в плен. Храм был снова разграблен в 587 г. до н.э. Навуходоносором и впоследствии разрушен. Предположительно, в это время была записана Тора, которая служила авторитетным текстом, в то время как жители Иуды находились в Вавилоне. Считается, что Тора заменила храм в качестве центра религиозного поклонения, поскольку сами евреи были насильственно удалены от своих прежних религиозных центров сбора.

«Представление Торы»

На этой картине Эдуара Мойза 1860 года под названием «Представление Торы» показано ритуальное использование Торы в чтениях, известное как парашах


🔹 Тора как центр еврейского
религиозного культа

Тора играет важную роль в еврейской традиции. Он находится в центре всего религиозного поклонения, которое требует чтения разделов Торы в общественных местах, чаще всего в синагоге. Согласно легенде, публичное чтение Торы впервые было начато писцом Эзрой в 6 веке до нашей эры, после вавилонского плена . Сам Эзра, считавшийся потомком последнего первосвященника Первого Иерусалимского храма, превратил эту практику в ритуал. Сам Эзра также предположительно навязывал идею использования Торы в качестве центрального элемента религиозного поклонения после еврейского плена.

Чтения Торы называются парашахом, или еженедельной частью Торы, и выражаются в еженедельных богослужениях, обычно по субботам, в день субботний. Параша состоит из пяти книг Торы, каждая из которых разбита на семь разделов. Каждый озаглавлен первыми словами еврейской Библии, написанными на первой странице.

Писец Эзра из Codex Amiatinus

Писец Эзра из Codex Amiatinus считается первым человеком, публично прочитавшим Тору в 6 веке до н.э., после вавилонского плена.


🔹 Берешит: Книга Бытия

Берешит означает «в начале» и является первой частью Торы, читаемой во время ежегодных молитвенных служб. В нем обсуждается Бытие и сотворение мира до прихода Моисея.. Вероятно, он называется Берешит из-за того, что Бог сотворил все с самого начала. История начала согласно Торе такова: Земля создана из тьмы и пустоты за семь дней. Бог говорит в существование сначала свет, затем твердь, которая разделила воды, чтобы создать землю. Затем Бог создал растительность, дни и годы вместе с небесными телами и, наконец, живых существ. На шестой день Бог создал людей и дал человечеству власть над животными. На седьмой день Бог отдыхал. Берешит продолжает описывать сотворение Богом Эдема и дерева познания, а также роль Адама и Евы в Эдемском саду, а также грехопадение.

Далее Берешит описывает последствия падения Эдема и последствия греха в мире, описывая различные библейские повествования. Описывается история Каина и Авеля, детей Евы и Адама, в которой Каин убивает Авеля и проклят Богом вечно блуждать за свои преступления. Следующим в повествовании идет потомок Каина Ламех, за которым следует продолжающееся рождение детей от Адама и Евы, а последней историей в повествовании является Великий потоп и Ноев ковчег. Ной, в еврейском рассказе об этой истории, является сыном другого Ламеха, и ему дарована Божья благосклонность, несмотря на обширную нечестивость человека и решимость Бога уничтожить Свои творения. Всего в парашахе Берешит семь чтений.

Изображение Первого дня творения

Изображение Первого дня творения, одной из историй Книги Бытия,
как показано в Нюрнбергских хрониках 1493 года.>


🔹 Шмот: Книга Исход


Следующим значительным ежегодным чтением Торы является парашах под названием Шмот, номер тринадцать в списке чтения. Точно так же, как Берешит описал события Книги Бытия, Шемот явно имеет дело с Книгой Исход, в которой израильтяне пострадали в Египте. Шмот также разбит на семь разделов. Он начинается с прихода в Египет потомков Иакова, сына Исаака и Ревекки, считавшегося отцом израильтян. Восхождение нового фараона во время их пребывания в Египте привело к тому, что египтяне заставили израильтян обратиться в рабство. Между тем новый фараон также потребовал смерти всех детей мужского пола от еврейских женщин, пытаясь контролировать население израильтян. Считается, что детей убивали не из страха перед Богом и сострадания.

В этой бурной сцене рождается Моисей, обнаруженный на берегу Нила и позже усыновленный дочерью фараона. Остальная часть Шмота продолжает диктовать историю Моисея: его убийство египтянина в отместку за избиение другого еврея, награда, назначенная фараоном за его голову, и его бегство к жизни пастуха. Когда он был пастухом, женатым на женщине по имени Сепфора, Бог проговорил к Моисею из Неопалимой купины и поручил ему спасти израильтян в Египте. С жезлом Бога Моисей идет к фараону и пытается освободить свой народ, но фараон, который не верит в силу Бога, решительно отвергает его.

Изображение Моисея, найденного у реки

Изображение Моисея, найденного у реки, с фрески в синагоге Дура-Европос. Эта история является частью Шмота, или Книги Исхода


🔹 Ваикра: Книга Левит

После Шмот, которая заканчивается до фактического освобождения Моисеем израильтян через Красное море, чтение Торы Ваикры является третьим важным парашахом. Ваикра является двадцать четвертой частью цикла чтения Торы и диктует Книгу Левит, третью книгу Ветхого Завета и Торы. Здесь история Моисея продолжается тем, что Бог подробно описывает Моисею правила жертвоприношения и пира. Бог описывает животных, подходящих для сожжения, как быков, баранов, коз, горлиц и голубей, в то время как жертвами «благополучия» могут быть крупный рогатый скот, овцы или козы, и все они должны быть сожжены на деревянном жертвеннике. Также описаны жертвы за грех и жертвы повинности: первые в случаях, когда грешник сделал что-то нечистое или ненадежное, а вторые предназначались для тех, кто забыл заняться чем-то священным.

🔹 Бемидбар: Книга чисел

Следующим парашахом, который следует выделить при обсуждении Торы, является Бемидбар, происходящий из Книги Чисел еврейской Библии. Это тридцать четвертое в годовом цикле чтения Торы, и в нем конкретно обсуждаются обязанности священников, а также продолжается история Моисея. Точно так же, как Вайикра диктовал использование жертвоприношения через роль Моисея в Библии, так и Бемидбар диктует роль священников и переписи через жизнь Моисея.

Во-первых, Бемидбар описывает проведение Моисеем первой переписи израильских мужчин, отчетливо отмечая мужчин, которые имели право сражаться в армии; затем этот список делится, чтобы показать количество мужчин в каждом из двенадцати колен. Левиты, в частности, не были включены в перепись по указанию Бога, поскольку вместо этого на них была возложена ответственность за скинию или скинию собрания. Из-за своих образовательных и политических обязанностей перед израильтянами они были освобождены от переписи. Еще одна подгруппа левитов, называемая коэнами, была священниками традиции, исполняющими религиозные обязанности, необходимые для умилостивления Бога. Бог также поручил Моисею пересчитать всех первенцев израильтян

Моисей, получающий скрижали
Как описано в Книге Второзакония, на этом гобелене 1550-х годов Яна де Кемпенеера изображен Моисей, получающий скрижали

🔹 Дeварим
(пятая книга Моисея - Второзаконие)

Последним парашахом, нуждающимся в описании, является Деварим, сорок четвертое ежегодное чтение Торы, диктующее Книгу Второзаконие. В этом разделе чтений Торы рассказывается о движении Моисея и израильтян из Египта и их последующих действиях в это время. Во время их перехода с горы Синай в Ханаан, например, Моисей приказывает выбрать лидеров из числа колен, чтобы бороться с любыми проблемами или внутренними ссорами, которые могут возникнуть, чтобы сам Моисей мог продолжать сосредотачиваться на более важных заботах . Таким образом, этот выбор первых вождей колен считается одним из многих достижений Моисея. Израильтяне переселяются в землю Кадеш (иногда пишется как Кадеш) по приказу Бога, в конечном итоге продолжая путь к Иордану, где Моисей обозначил границы земли для поселения. Во время своих путешествий, длящихся десятилетия, израильтяне сталкивались с конфликтами с аморреями и жителями Васана. В конце своего путешествия три колена нашли землю для поселения на восточном берегу реки Иордан.

🔹 Тора в иудаизме, христианстве и исламе

Хотя Тору можно читать в течение всего года, ежегодное чтение Торы в определенном порядке имеет важное значение для еврейской общины. Завершение этих пяти чтений имеет важное религиозное значение и отмечается каждый год во время еврейского праздника Симхат Тора, что означает «Радость Закона». Название описывает празднование окончания кодекса иудаизма за 54 (иногда 55 или даже 53) недели.

Хотя Тора наиболее важна для последователей иудаизма, она также играет роль в других религиях . Христианство берет свой Ветхий Завет из Торы, хотя версия, записанная в христианской вере, не совсем совпадает с той, что написана на иврите. В исламе Тора называется Таурат, и считается, что она была послана Богом (Аллахом) Моисею (Мусе) и, таким образом, людям мира. Интересно, что в исламе Тора упоминается значительное количество раз как орган, с помощью которого они управляли людьми как в юридических, так и в религиозных вопросах. Считается, что Корандавно заменила Тору как основную книгу ислама, но присутствие Торы в учениях Корана, очевидно, сохранилось благодаря ее многочисленным ссылкам.

Тора наиболее известна своей ролью в еврейской культуре, и ее часто ошибочно считают просто первыми пятью книгами христианской Библии. На самом деле текст гораздо богаче, и его следует ценить за его религиозность. Чтение Ветхого Завета не приравнивается к чтению Торы, и обширность испытаний и невзгод израильтян, содержащихся в книгах Торы, огромна.

Любой ученый-лингвист может утверждать, как много теряется при переводе одного текста на другой язык, и то же самое, несомненно, можно сказать о переводе еврейского текста на латынь, древнегреческий или любой другой язык. Для более глубокого понимания всей монументальности Торы настоятельно рекомендуется одна попытка прочитать ее лично. Хотя в этой статье делается попытка охватить объем Торы, она никоим образом не заменяет подробностей, содержащихся в этой священной и древней библейской литературе.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Riley Winters*,
«The Torah: Its History, Use, and Continued Purpose»



* Райли Уинтерс — доктор исторических, археологических и филологических исследований в области искусства, имеет степень в области классических исследований и истории искусства, а также степень в области средневековых и ренессансных исследований Университета Кристофера Ньюпорта. Она также является выпускницей кельтской археологии и археологии викингов в Университете Глазго.
(Примеч. Louiza Smith)