Страницы

Церковные леса Эфиопии: борющиеся фрагменты священной зелени в пустыне

Вид сверху вниз на Эфиопский церковный лес ранним утром

Вид сверху вниз на Эфиопский церковный лес ранним утром.
Вокруг церкви несколько верующих в белых одеждах


В далеком прошлом мир вокруг нас во многом выглядел совершенно иначе. Одним из примечательных аспектов, который изменился, является лесонасаждение. Когда-то большая часть мира вокруг нас была покрыта густыми лесами, а теперь осталась бесплодной. То же самое касается Эфиопии, суровой страны, которая когда-то была богата лесными угодьями. Его северные районы когда-то были покрыты густым лесом, но сейчас почти полностью обезлесены. Однако не все потеряно благодаря Эфиопской православной церкви Тевахедо. Полагая, что их церкви должны быть окружены священными рощами и лесами, лидеры церкви сумели сохранить множество ценных экосистем, которые сейчас усеивают сельскую местность Северной Эфиопии. Сегодня они известны как Эфиопские церковные леса.

Церковные леса Эфиопии -
Всемирная служба BBC



💠 История священных верований
и церковных лесов Эфиопии

фиопские церковные леса , также называемые священными рощами , представляют собой особую экосистему, уникальную для Эфиопии. Благодаря своей уникальной природе эти рощи имеют важное культурное, экологическое и природоохранное значение. Эти лесные массивы тесно связаны с эфиопским православным христианством и обычно расположены вблизи церквей и монастырей. Таким образом, они являются фундаментальной частью эфиопской культуры и важным наследием ее народа.

Истоки эфиопских церковных лесов можно проследить до древних религиозных обрядов и культурных традиций, которые развивались на протяжении веков в этой стране Северо-Восточной Африки. Конечно, это происхождение тесно связано с появлением эфиопского христианства , которое само восходит к 4 веку нашей эры, когда оно было введено в этот регион. Эфиопская православная церковь имеет долгую и богатую историю, а также уникальный характер – сочетание местных верований и обычаев с христианским учением. И здесь начали формироваться церковные леса. Но как?

Секрет – в монашестве, которое всегда было неотъемлемой частью эфиопского православия. Монастыри были основаны в различных регионах, и многие из них были окружены лесами или созданы на лесных массивах. Монахи искали уединения и уединения в этих лесах, чтобы заниматься молитвой, медитацией и аскетическими практиками. И так получилось, что в мгновение ока леса и церкви стали тесно связаны друг с другом. Но это также связано с глубоко укоренившимися верованиями коренных эфиопов. В традиционных эфиопских обычаях природные пространства считались священными и населенными духами. Эти верования повлияли на интеграцию природных элементов в религиозные практики. Церковные леса рассматривались как места пересечения божественного и природного миров, что делало их идеальными для духовного созерцания и поклонения.

💠 Священные рощи мира и святости

Мы видим, что происхождение эфиопских церковных лесов глубоко переплетено с исторической, культурной и духовной тканью страны. Люди осознают эту важность и играют решающую роль в сохранении и управлении этими лесами. Традиции и обычаи, связанные с этими священными рощами, передавались из поколения в поколение, создавая у членов сообщества чувство сопричастности и общей ответственности. Это придает лесам уникальный аспект: они сближали эфиопский народ. И церковные лидеры, и общины понимали, что защита лесов вокруг их религиозных объектов является не только священным долгом, но и необходимым для устойчивости их общих сообществ. Сохранив леса, они сохранили свою веру, а в свою очередь – свою страну.

Эфиопский церковный лес, монастырь Ура Кидане Мерет

Эфиопский церковный лес, монастырь Ура Кидане Мерет
(Михрет) на полуострове Зеге на озере Тана


Еще одной замечательной особенностью этих лесов является сохранение небольших и уникальных экосистем . Церковные леса признаны невероятными очагами биоразнообразия, в которых обитает множество видов растений и животных. Они служат убежищем для эндемичных и находящихся под угрозой исчезновения видов, в том числе некоторых редких и находящихся под угрозой исчезновения птиц, млекопитающих, рептилий и насекомых. Леса часто действуют как коридоры, соединяющие фрагментированные среды обитания. В каком-то смысле они «восстанавливают» ущерб, нанесенный вырубкой лесов , сохраняя то немногое, что можно было сохранить. Благодаря всему этому регион Северной Эфиопии характеризуется исключительно высоким уровнем видового богатства и значительным количеством эндемичных видов, то есть они не встречаются больше нигде на Земле.

Горячие точки биоразнообразия были впервые выявлены и определены британским экологом Норманом Майерсом в 1988 году. Чтобы считаться горячей точкой, территория должна соответствовать двум основным критериям: на ней должно обитать не менее 1500 эндемичных видов растений, что является показателем ее видового богатства, и должно быть, потеряло не менее 70% своей первоначальной среды обитания из-за деятельности человека. К сожалению, эта область Африки сильно пострадала от трудолюбивых рук человека и была почти потеряна. Но благодаря этим священным рощам все еще остается надежда на сохранение яркой жизни. Особое значение придается деревьям, поскольку церковные леса Эфиопии известны своим богатым разнообразием деревьев. Они содержат большое количество эндемичных и местных видов деревьев, некоторые из которых являются редкими и имеют медицинское или культурное применение.

💠 Ключевой аспект эфиопского наследия

С этими церковными лесами связано также много символики. В местности, преимущественно засушливой, полупустынной, жаркой и суровой, вы можете попасть в эти маленькие оазисы красоты, тени и зелени, где все мирно и птицы поют в унисон. Многие связывают изменение окружающей среды с переходом из «ада в рай». Это идеальная связь между природой и духовностью, а также способ для эфиопского монашества выжить в своей первоначальной форме на протяжении веков. И даже при этом некоторые церкви находятся не на суше. Например, церковь Энтос Айесус расположена на крошечном острове посреди озера Тана. Весь небольшой островок покрыт густыми лесами.

Озеро Тана, Эфиопия
Озеро Тана, Эфиопия

К сожалению, эти священные рощи всегда находятся под угрозой, и эта угроза заключается в полном исчезновении. Их судьба находится под угрозой из-за многих факторов, в том числе расширения сельского хозяйства, лесозаготовок, роста населения и урбанизации. Вторжение человеческой деятельности оказывает давление на леса и их хрупкие экосистемы. Эфиопия соответствует современному миру, а повествование о современном мире представляет собой продолжающееся разрушение всего .

К счастью, для защиты этих лесов были предприняты различные природоохранные инициативы с участием местных сообществ, религиозных учреждений, а также правительственных и неправительственных организаций.

Росписи монастыря Энтос Эйсу

Росписи монастыря Энтос Эйсу


Остальной мир тоже бросает взгляд на этот уголок мира, понимая, что сохранение этих рощ жизненно важно для предотвращения опустынивания всей Эфиопии. Крист Маух, директор Центра окружающей среды и общества Рэйчел Карсон при Мюнхенском университете (Германия), говорит: «Это отдаленная часть мира, где природная среда стала частью духовной среды. Сохранение этих лесных массивов важно как с культурной, так и с научной точки зрения».

💠 Настоящий оазис в пустыне

Алемайеху Васси, ведущий эфиопский эколог, сыграл важную роль в сохранении и изучении этих небольших экосистем. Более 10 лет он посвятил сохранению священных лесов в центре внимания. Признавая, что сухие тропические леса относятся к числу наиболее эксплуатируемых лесных экосистем мира и становятся все более фрагментированными, Уэсси призывает к повышению уровня защиты. Он написал:

«Сухие афрогорные леса Эфиопии подверглись масштабной эксплуатации, и почти все эти леса были превращены в сельскохозяйственные угодья, за исключением небольших фрагментов, которые остались в самых труднодоступных местах или вокруг церквей («Церковные леса»). Исчезновение лесов было самым радикальным за последние 100 лет. В начале 1900-х годов площадь лесов страны оценивалась примерно в 40%, но теперь она сократилась до 4,2% площади суши. Однако небольшие изолированные участки естественных лесов, встречающиеся вокруг более чем 30 000 церквей, все еще сохраняются в деградированном ландшафте и могут способствовать восстановлению, сохранению биоразнообразия и обеспечить множество других экономических и социальных выгод. Эффективность этих церковных лесов в предоставлении «экосистемных услуг» ландшафту и в качестве «ступенек» для восстановления будет зависеть от их долгосрочной устойчивости».
Васси участвовал в нескольких кампаниях в надежде рассказать как людям, так и духовенству об угрозах, с которыми сталкиваются их рощи, и о том, как они могут помочь их сохранить. Он отмечает, что крупный рогатый скот представляет собой серьезную угрозу для леса, поскольку он приходит на пастбище самостоятельно. Тем самым они поедают молодые саженцы и препятствуют дальнейшему росту в лесу. Чтобы противостоять этому, Васси призвал построить каменные стены, которые не пропускали бы скот. Он также предлагает денежные пожертвования церквям, которым удается создать такую ​​форму защиты. На сегодняшний день около 15 церквей построили ряд стен. А некоторые священники даже взяли на себя роль управляющих своими лесами и призвали местных жителей помочь построить эти заповедные стены. Многие теперь добровольно убирают камни с полей для строительства, что также хорошо сказывается на урожайности. Это настоящая беспроигрышная ситуация.

💠 Сохранение эфиопского наследия

В конечном счете, нельзя отрицать наследие и важность Эфиопских церковных лесов. Во многих отношениях они сохранили основу эфиопской идентичности на протяжении веков, служа прибежищами для духовных убежищ, предлагая уединение, спокойствие и связь с природой. Монахи, монахини и религиозные деятели искали эти леса для молитв, медитации , созерцания и аскетических практик. Рощи не позволили эфиопскому православному христианству поддаться внешнему давлению.

Православные священники танцуют перед церковью Святой Марии

Православные священники танцуют перед церковью Святой Марии
в честь Тимката в Аддис-Абебе, Эфиопия


Более того, эфиопские церковные леса часто ассоциируются с культурными практиками и фестивалями. Эти леса служат местом сбора религиозных церемоний, шествий и праздников. Такие фестивали, как Тимкат (Крещение) и Мескель (Обретение Истинного Креста), часто проводятся возле церковных лесов, привлекая большое количество участников. Кроме того, рощи часто связаны с устными традициями и легендами, передаваемыми из поколения в поколение эфиопами. Эти истории повествуют о духовном значении конкретных деревьев, озер или пещер в лесах, подчеркивая культурное и историческое наследие, связанное с этими природными пространствами.

💠 Мировое наследие

Увы, образование в этой части Африки все еще недостаточно развито, и это мешает полноценному сохранению рощ. Эти рощи принадлежат церкви, и ученым часто требуется разрешение на изучение растений и проведение консервации. Если бы только люди и духовенство были бы лучше образованы и знали методы сохранения, их священные рощи были бы намного лучше.

Но даже в этом случае у всех есть общее понимание того, насколько важны эти рощи для всех . В конце концов, эти леса представляют собой неотъемлемую часть культурного ландшафта Эфиопии, обеспечивая ощутимую связь между духовностью, природой и обществом. Сохранение и прославление этого наследия имеет важное значение для сохранения культурного и экологического наследия эфиопских церковных лесов для будущих поколений.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Aleksa Vučković,
«Ethiopian Church Forests, Struggling Fragments of Sacred Greenery in the Desert»