Страницы

Эпидемия оспы в Японии в VIII веке: причина и следствие

Японская иллюстрация оспы

Японская иллюстрация оспы, датируемая 1720 годом,
из работы под названием «Тосин сэйё», или «Основы оспы»


История человечества пережила бесчисленное количество эпидемий, некоторые из которых были подавлены в зародыше из-за малочисленности населения, некоторые — благодаря разумному медицинскому вмешательству. Некоторые из них, такие как недавняя пандемия COVID-19 и «Черная смерть», вызвали почти глобальный хаос, в то время как другие вызвали разрушения на местном уровне. Одной из таких разрушительных на местном уровне эпидемий была эпидемия оспы в Японии в VIII веке в период Нара, которая началась в районе Ямато и быстро распространилась по всей стране, вызвав массовые заболевания и смерть.


🔹 Гнев оспы

Оспа представляла собой высококонтагиозное заболевание, передающееся при тесном контакте или через зараженные предметы, такие как одежда и постельное белье. Для него характерна лихорадка и развитие характерной сыпи пустул, которая может покрывать все тело.

На протяжении всей истории она вносила значительный вклад в снижение уровня человеческой смертности, и была устранена только благодаря глобальной кампании вакцинации в 1980-х годах, что сделало ее первой болезнью человека, которую удалось устранить благодаря человеческим усилиям. Сегодня в вакцинации против оспы больше нет необходимости, поскольку болезнь полностью искоренена.

Гигиена

Оспа на протяжении всей истории была смертельной болезнью, которую в конечном итоге удалось искоренить с помощью вакцинации.


🔹 Торговые и культурные контакты:
Япония и буддизм

Как оспа попала в Японию? В шестом веке нашей эры оспа была завезена в Японию купцами и буддийскими миссионерами из корейского королевства Пэкче. Несмотря на периодические управляемые вспышки, болезнь продолжала возникать волнами с катастрофическими последствиями. В 735 году вторая эпидемия оспы охватила Японию, уничтожив население на 30 процентов, вызвав нехватку рабочей силы и приведя к снижению сельскохозяйственного производства и налоговых поступлений суда.

В ответ на эпидемию Император Шому (годы правления 701-745), набожный буддист, обратился к своей вере как к средству облегчить страдания своих соотечественников. Он инициировал один из самых амбициозных буддийских проектов патронажа в истории Японии, построив храм Тодай-дзи, также известный как Великий Восточный храм, и сдав в эксплуатацию создание колоссальной бронзовой скульптуры Будды Вайрочаны.

Статуя Будды Вайрочаны в храме Тодайджи (Тодай-дзи)

Статуя Будды Вайрочаны
в храме Тодайджи (Тодай-дзи)


Благодаря этому проекту император смог стабилизировать экономику и социальный порядок, а также предложить духовное утешение своему народу во времена больших трудностей. Фактически, после прохождения худших этапов болезни именно буддийская политика обеспечила возвращение к политической стабильности после того, как болезнь пошла своим естественным путем.

Он проконсультировался со своими должностными лицами в Медицинском бюро, чтобы найти лекарства и рекомендации, которые помогут бороться с болезнью. Эти рекомендации включали запрет на питье воды, рекомендацию есть вареный ревень и прикладывать порошкообразные коконы тутового шелкопряда к фурункулам. Однако эти меры не смогли остановить эпидемию.

Буддистский буддист, император Сёму обратился к силе молитвы и приказал буддийским монахам и монахиням читать сутры и возносить молитвы ками, божества, считающиеся частью буддийской вселенной, предназначенные для выздоровления больных. Считалось, что эти молитвы помогли облегчить страдания людей и обеспечить некоторую стабильность в это трудное время.

🔹 Гнев Онрё: мифы и обычаи

В древней Японии возникновение оспы часто связывали с гневом «онрё», т.е. мифологический дух, способный вернуться в физический мир, чтобы отомстить. Чтобы защититься от этих злых духов, местные жители Японии разработали различные обычаи и традиции.

Одно из поверий заключалось в том, что демоны оспы боялись красного цвета и собак. В результате люди начали выставлять куклы, одетые в красную одежду или окрашенные в красный цвет, чтобы отогнать духов. На Окинаве, острове на юге Японии, местные жители пытались задобрить демонов, используя музыкальный инструмент «сансин» и исполняя перед ними танцы львов. больных оспой в красной одежде. Во время ритуала они предлагали цветы и сжигали благовония, пытаясь умилостивить демонов.

Хотя эти верования и обычаи в наше время кажутся необычными и чрезмерно суеверными, они дают представление о том, как люди в древней Японии пытались понять и справиться со смертельной болезнью оспы. Некоторые из этих традиций существуют и сегодня, в том числе традиционные танцы против оспы, помогающие избежать «дьявола оспы». Даже сегодня общественность очень верит в красный цвет, поскольку он способствует искоренению оспы.

Минамото-но Таметомо побеждает дьявола оспы

Минамото-но Таметомо побеждает дьявола оспы
(из 36 рисунков Ёкая, сделанных Ёситоши)


🔹 Оспа: общественное здравоохранение
и медицинская помощь в Японии :
Япония и буддизм

В то время оспа не была эндемичной для Японии и вызвала серьезный кризис общественного здравоохранения. Поскольку японское население не было знакомо с этой болезнью, она вызвала массовый хаос среди социальных классов, убив десятки тысяч людей. Вдобавок к страданиям Япония пережила еще несколько вспышек эпидемии, которые несколько повлияли на ее развитие и идентичность, включая отношения с другими странами.

И наоборот, также возникли разговоры об общественном здравоохранении и улучшении существующей инфраструктуры, которые стали приоритетом в ближайшие столетия. Многие историки подчеркивают, что именно этот период стал ответственным за окончательное превращение Японии в мировую сверхдержаву, поскольку общественное здравоохранение и медицинская помощь вышли на передний план национального разговора, одновременно формируя национальную идентичность.

Эпидемия оспы имела большое значение, поскольку произошла в период больших перемен в истории Японии. Период Нара, который длился с 710 по 794 год нашей эры, был временем культурных и политических преобразований, поскольку Япония пережила тяжелый период централизации и национализации, что привело к развитию своего рода пан-японской идентичности.

Этот кризис усугубился отсутствием вакцин и других эффективных методов лечения (на самом деле, это произошло почти за тысячу лет до того, как промышленный рост привел к развитию современной медицинской науки и вакцин). Многие члены императорской семьи и аристократии погибли из-за болезни. В целом эпидемия оказала значительное влияние на японское общество, поскольку серьезно ослабила существующие политические и социальные структуры страны.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Sahir Pandey,
«The Japanese Smallpox Epidemic of the 8th Century: Cause and Effect»