Страницы

Восток против Запада: нерассказанная история Великого раскола христианства

Мечеть Святой Софии в Стамбуле

Мечеть Святой Софии в Стамбуле, первоначально служившая духовным центром восточного христианства, сыграла символическую и историческую роль во время Великого раскола 1054 года.


Христианство – одна из передовых религий мира. У него долгая история, которая часто была чревата кризисами, борьбой и преследованиями. Конечно, с течением времени менялись и религиозные верования, учения и фундаментальные правила. И со временем христиане начали приобретать разные точки зрения на свою религию. Из-за этого первоначальное христианство начало разветвляться и после Великого раскола раскололось на две отдельные школы мысли. Они определяли развитие мира на последующие столетия.


➡️ Великий раскол разделяет христиан

Великий раскол, также известный как раскол Востока и Запада или раскол 1054 года, был важным событием в христианской истории, которое привело к расколу между Восточной Православной Церковью и Западной Римско-Католической Церковью. Этот раскол имел глубокие религиозные, культурные и политические последствия, определив ход христианства на столетия вперед. Когда христианство стало доминирующей религией в Европе средневековья и эпохи Возрождения, раскол вызвал значительные потрясения в обществе, политике и самом течении истории.

На протяжении многих поколений после смерти Христа христиане подвергались гонениям и были вынуждены хранить свою веру в тайне. Лишь в 313 году нашей эры, согласно Миланскому эдикту, их религия была декриминализирована и принята во всем цивилизованном мире. В 380 году нашей эры она стала государственной религией Римской империи и быстро стала ведущей европейской религией. Так продолжалось несколько столетий, но ко времени Средневековья начали проявляться различия между учениями, что привело к Великому расколу.

Доктринальные разногласия сыграли центральную роль в Великом расколе, отражая давние богословские споры, которые постепенно усиливались на протяжении веков. Эти различия охватывали различные аспекты христианской доктрины, включая богословские нюансы и церковную практику. Богословские споры между Восточной и Западной церквями назревали на протяжении веков. Такие вопросы, как природа Святого Духа, использование опресноков в Евхаристии и авторитет Римского епископа (Папы) были среди ключевых вопросов разногласий.

Папа Лев IX (1049–1054)
Папа Лев IX (1049–1054) был ключевой фигурой во время Великого раскола. Хотя его папство создало почву для напряженности, формальный раскол произошел после его смерти, отмеченный взаимным отлучением от церкви в 1054 году

➡️ Столетия разделения:
история Великого раскола

Одно из наиболее значительных доктринальных разногласий вращалось вокруг включения термина «филиокве» в Никейский Символ веры. Первоначальный Никейский Символ веры, установленный на Первом Никейском соборе в 325 году и позже измененный на Первом Константинопольском соборе в 381 году, утверждал исхождение Святого Духа только от Отца.

На Западе, особенно в Латиноязычной Церкви, к Никейскому Символу веры было добавлено словосочетание «filioque» («и Сын»). В этом дополнении говорилось, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Однако Восточная Церковь, использовавшая первоначальный Никейский Символ веры без пункта о филиокве, рассматривала это как несанкционированную модификацию Символа веры, установленного Вселенским собором. Полемика о филиокве стала символом богословских и культурных различий, что внесло значительный вклад в раскол.

Вопрос о папской власти и главенстве епископа Рима, Папы Римского, был еще одним предметом доктринальных разногласий. Папа претендовал на верховенство над всей христианской церковью, утверждая, что имеет право принимать доктринальные решения и вмешиваться в дела других патриархатов. Напротив, Восточная Церковь, особенно Константинопольский Патриархат, подчеркивала более соборную модель управления. Признавая историческую важность Рима, Восток не принял притязаний Папы на одностороннюю власть. Это расхождение в церковном управлении и власти способствовало расколу.

Помимо конкретных доктринальных формулировок, существовали различия в литургической практике и церковных традициях. Использование разных языков в богослужениях (латыни на Западе, греческого на Востоке) и вариаций в литургических обрядах способствовало ощущению культурного и религиозного различия. Кроме того, Восточная церковь делала сильный упор на мистицизм и теозис (процесс слияния с Богом), в то время как Западная церковь, находящаяся под влиянием латинского богословия, имела свои отличительные богословские акценты.

Икона с изображением императора Константина и епископов Первого Никейского собора (325 г.)

Доктринальные разногласия сыграли фундаментальную роль в возникновении Великого раскола, например, включение термина «филиокве» в Никейский Символ веры. Икона с изображением императора Константина и епископов Первого Никейского собора (325 г.), держащих Никейско-Константинопольский Символ веры 381 г.


➡️ Острые разногласия внутри христианства

Политические факторы также сыграли свою роль. Борьба за власть между Константинопольским Патриархом и Папой Римским, а также вмешательство светских правителей в церковные дела еще больше обострили отношения. Эти факторы часто переплетались с более широкими геополитическими событиями и борьбой за власть как в церковной, так и в светской сфере.

В Восточной Римской империи с центром в Константинополе отношения между императором и Константинопольским Патриархом часто характеризовались сильным имперским влиянием на церковные дела. Императоры стремились установить контроль над Церковью, чтобы укрепить свою власть и сохранить политическую стабильность. Точно так же в Западной Римской империи, особенно после ее перехода в Священную Римскую империю, существовала традиция сотрудничества между Папой и светскими правителями. Концепция «папского превосходства» росла, когда Папа становился духовным авторитетом, а иногда и политическим посредником.

Епископ Рима, известный как Папа, начал заявлять претензии на универсальную юрисдикцию и верховенство над всей христианской церковью. Это притязание на власть выходило за рамки духовных вопросов и охватывало политическую и доктринальную сферы. Попытки Папы утвердить власть над другими патриархатами, включая Константинопольский Патриархат, привели к напряженности и сопротивлению со стороны восточных епископов, которые опасались того, что они воспринимали как посягательство на их традиционную автономию.

«Если римский понтифик, восседая на высоком престоле своей славы, захочет прогреметь на нас и, так сказать, бросить на нас свои повеления свыше, и если он захочет судить нас и даже управлять нами и нашими церквями не советуясь с нами, но по своему произволу, какое же это может быть братство или даже какое родительство? Мы должны быть рабами, а не сыновьями такой Церкви, и Римский Престол будет не благочестивой матерью сыновей, а жесткой и властной хозяйкой рабов».
Иконоборческий спор в VIII и IX веках, который включал дебаты по поводу использования религиозных икон , имел также политические последствия. Хотя пострадали и Восток, и Запад, разрешение противоречия на Востоке без существенного участия Папы усилило подозрения на Западе в отношении независимости и самоуправления Восточной церкви. Напряженность усугублялась распространением христианства в таких регионах, как Восточная Европа и Балканы , которое поставило вопросы церковной организации и юрисдикции. Конкурирующие интересы Римско-католической церкви и Восточной православной церкви в миссионерской деятельности и создании церковных структур в новообращенных регионах создали напряженность.

Михаил Керуларий и кардинал Гумберт

Считается, что формальное начало Великого раскола произошло в 1054 году нашей эры, когда Михаил Керуларий, которого видели во время его интронизации здесь, и кардинал Гумберт отлучили друг друга от церкви.


➡️ Происходит Великий Раскол

В 1054 году Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папский легат кардинал Гумберт отлучили друг друга от церкви, что считается формальным началом раскола. Этот акт символизировал непоправимый разрыв между Восточной и Западной Церквами. Обмен анафемами или формальными проклятиями между Востоком и Западом усилил разногласия. Восточная православная церковь и Римско-католическая церковь теперь официально стали отдельными образованиями. Эти отлучения стали кульминацией давнего и многогранного конфликта, который грозил перерасти в нечто гораздо большее.

В 1054 году папа Лев IX направил в Константинополь папского легата кардинала Гумберта Сильва Кандидского с миссией разрешения продолжающихся споров. Однако вместо того, чтобы способствовать примирению, события приняли худший оборот. Во время литургической службы в соборе Святой Софии кардинал Гумберт возложил на алтарь буллу отлучения от церкви. Эта булла, известная как «Булла об отлучении патриарха Михаила Керулария», содержала резкие выражения, осуждающие действия и убеждения Восточной церкви. В ответ патриарх Михаил Керуларий издал контранафему, отлучив от церкви кардинала Гумберта и его соратников. Этот взаимный обмен анафемами ознаменовал формальное разделение между Восточной Православной Церковью и Римско-Католической Церковью.

Взаимные отлучения символически разорвали церковные связи между Востоком и Западом. Это означало, что разрыв достиг точки невозврата, и две церкви теперь официально находились в состоянии раскола. Анафемы отражали не только конкретные обвинения, но и более глубокие доктринальные и культурные различия. Отлучения подчеркнули непримиримые различия в богословском понимании, литургической практике и церковном управлении. Излишне говорить, что это была точка невозврата, которая чрезвычайно повлияла на отношения между Востоком и Западом.

Великий раскол – Особенности –
Документальный фильм «Осуждение»



➡️ Образование двух церквей

Великий раскол привел к созданию Восточной Православной Церкви с центром в Константинополе и Римско-Католической Церкви с центром в Риме. Каждый из них разработал свои особые традиции, доктрины и церковные структуры. Восточная Православная Церковь, возникшая из традиций Византийской империи , придерживалась соборной модели управления. Автокефальный характер различных патриархатов, включая Константинополь , Александрию, Антиохию и Иерусалим , обеспечивал определенную степень независимости, при этом каждый патриархат имел свой собственный местный синод. Он сохранил свои богатые литургические традиции, находившиеся под сильным влиянием византийских обрядов. Отличительной чертой стало использование греческого языка в богослужениях, а литургический календарь соответствовал восточно-православному литургическому году.

Римско-католическая церковь с центром в Риме поддерживала иерархическую структуру, во главе которой стоял Папа. Папа претендовал на власть над всей христианской церковью, утверждая папское верховенство. Централизованная власть Папы позволила создать более единую структуру управления. Латынь была литургическим языком Римско-католической церкви, в отличие от Восточной Православной церкви. Латинская литургия с ее обрядами и традициями использовалась в богослужениях во всем западном христианском мире.

Раскол оказал долгосрочное влияние на христианский мир, способствуя развитию восточного православия и католицизма как отдельных традиций. Это также повлияло на ход истории, включая крестовые походы и отношения между Восточной и Западной Европой. На протяжении веков предпринимались различные попытки залечить раскол, но ни одна из них не привела к полному единству. В последние десятилетия между Католической церковью и Восточной Православной церковью состоялся диалог, способствующий лучшему взаимопониманию и сотрудничеству.

Ночной вид на базилику Святого Петра в Риме, Италия
Будучи резиденцией Римско-католической церкви и резиденцией Папы, Ватикан играл центральную роль в событиях Великого раскола. Ночной вид на базилику Святого Петра в Риме, Италия.

➡️ Великий раскол создал непреодолимую пропасть

Нет сомнений в том, что раскол в значительной степени повлиял на геополитический ландшафт средневековой Европы и Византийской империи. Восточная православная церковь глубоко укоренилась в византийском мире, а Римско-католическая церковь сыграла центральную роль в развитии западного христианского мира. Между приверженцами двух церквей вспыхнуло множество войн, и когда-то братские народы были необратимо разделены из-за своих церквей. Из-за Великого раскола мир стал свидетелем огромного кровопролития и преследований , а Европа была разделена на две части.

В последние десятилетия между Восточной Православной Церковью и Римско-Католической Церковью ведутся диалоги и усилия по достижению взаимопонимания. Несмотря на достигнутый прогресс, сохраняются значительные богословские и церковные разногласия. Католицизм и восточное православие по-прежнему остаются фундаментально разными. Добавьте к этому различные христианские конфессии, такие как протестантизм , реставрационизм и многие другие, и вы получите сложный религиозный фон, который разделяет верующих, которые в принципе придерживаются одной и той же веры.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Aleksa Vučković,
«East vs. West: The Untold Story of Christianity's Great Schism»