Страницы

Как англосаксонская Англия радикально изменила христианство

Святой Августин Кентерберийский проповедует Этельберту Кентскому

Святой Августин Кентерберийский проповедует Этельберту Кентскому
во время христианизации англосаксонской Англии


Христианизация англосаксонской Англии началась в конце VI века нашей эры, и к концу следующего столетия все короли англосаксонской Англии были христианами, по крайней мере номинально . Таким образом, можно сказать, что христианизация англосаксонской Англии была относительно быстрым процессом. Для англосаксонских правителей преимущества христианства не ограничивались загробной жизнью, но, возможно, они также были пожинаны во время их жизни на земле. Действительно, обращение в христианство оказало огромное влияние на англосаксонское общество и культуру.

Вероятно, наиболее важным источником информации для истории обращения англосаксонской Англии в христианство (пример влияния христианства на англосаксонскую Англию) является «Церковная история английского народа», завершенная Достопочтенным Бедой во время Первая половина VIII века нашей эры.


🔵 Римляне в Британии: раннее христианство

Хотя христианизация англосаксонской Англии началась только в конце VI века нашей эры, это не означает, что нога христианства не ступила на остров до этого времени. В 55 г. до н.э. Юлий Цезарь начал первое римское вторжение в Британию. Цезарю, однако, не удалось завоевать остров, и только в 43 году нашей эры, во время правления Клавдия, римляне успешно вторглись в Британию.

Римское завоевание Британии было постепенным процессом и завершилось лишь через несколько десятилетий после первоначального вторжения Клавдиев. Таким образом, к концу I века нашей эры Британия была римской провинцией и оставалась таковой до начала V века нашей эры.

Изображение высадки римского Десятого легиона в Англии в 55 г. до н. э.

Изображение высадки римского Десятого легиона в Англии в 55 г. до н. э. — знаменосец выпрыгнул на берег, вдохновляя остальных следовать за ним — (Джеймс Уильям Эдмунд Дойл)


Именно в этот период христианство впервые достигло берегов Британии. Первым британцем, которого причислили к лику святых, стал святой Албан, римский солдат, замученный около 303 года нашей эры, во время правления Диоклетиана. Кроме того, в V веке нашей эры в Британии возникло пелагианство (известное также как пелагианская ересь). Пелагиус (который был монахом из Британии) и его последователи верили в сущностную доброту человеческой природы и в свободу человеческой воли выбирать между добром и злом. Эти взгляды отвергали учение Церкви о первородном грехе и необходимости полагаться на Божью благодать для достижения праведности.

В V веке нашей эры Западная Римская империя распалась, и римские легионы покинули Британию . В результате Британия оказалась в уязвимом положении и пала перед варварскими племенами, пересекшими море из материковой Европы.

🔵 Варварские германские племена
завоевывают Англию

По мнению Гильдаса, британского монаха VI века нашей эры, поражение бриттов от германских племен было вызвано отсутствием благочестия у вождей первых. Согласно Беде, тремя германскими племенами, поселившимися в Англии, были англы, саксы и юты. Беда также упоминает, что эти племена пришли из северной Германии и что они были приглашены Вольтигерном, правителем бриттов, для защиты своего королевства от пиктов и шотландцев, оккупировавших эту территорию. Интересно, что археологические данные свидетельствуют о том, что первые германские мигранты прибыли в Британию до ухода римлян из Британии.

В любом случае вакуум власти, оставленный римлянами в Британии, был заполнен германскими племенами. Англы основали королевства Восточная Англия, Нортумбрия и Мерсия, саксы — королевства Уэссекс, Эссекс и Сассекс, а юты — королевство Кент. В отличие от местных бриттов, англосаксы не были христианами, они были язычниками . Похоже, что христианство в Британии было почти уничтожено в результате этих политических перемен.

К сожалению, мы не располагаем достаточными сведениями о языческих религиозных практиках англосаксов. Беда, например, писал на эту тему, хотя маловероятно, что он сам был свидетелем подобных практик. Беда дает описание храмов, священников и различных богов, которым поклонялись англосаксы. Было отмечено, что это, по-видимому, основано на греческой и римской мифологии.

Сами англосаксы, как известно, не вели письменных записей. Таким образом, только благодаря географическим названиям и археологическим свидетельствам мы можем получить некоторое представление об англосаксонском язычестве. Мы знаем, например, что англосаксонские язычники верили, что их правители были потомками Водана, германского эквивалента норвежского Одина.

В то время, когда Англия находилась под властью языческих англосаксонских королей, соседний остров Ирландия обращался в христианство. Согласно традиции, именно Святой Патрик принес ирландцам христианство. Хотя даты жизни святого Патрика неизвестны, общепризнано, что он проводил свою миссионерскую работу в Ирландии в V веке нашей эры.

Святой Патрик родился в Великобритании и принадлежал к романизированной семье. В 16 лет он был схвачен ирландскими рейдерами и продан в рабство в Ирландию. Следующие шесть лет своей жизни он провел пастухом. В конце концов святому Патрику удалось бежать, и он вернулся к своей семье в Британию.

По возвращении домой святитель увидел во сне письмо некоего Викторика под названием «Голос ирландцев». Читая письмо, Святой Патрик услышал, как ирландцы умоляли его снова пройти среди них, что он воспринял как знак того, что Бог хочет, чтобы он проповедовал ирландцам.

Таким образом, святой Патрик откликнулся на этот призыв, правда, лишь спустя долгое время, так как недостатки его образования заставили его колебаться в этом вопросе. Он вернулся в Ирландию и обратил население в христианство. Как будет видно позже, христианизация Ирландии сыграла роль в обращении англосаксонской Англии.

Святой Патрик проповедует королю Ирландии по его возвращению

Святой Патрик проповедует королю Ирландии по его возвращению


🔵 План Папы для Англии

В 590-х годах нашей эры папа Святой Григорий I планировал обратить англосаксов в христианство. Беда рассказывает красочную историю о решении Папы послать миссионеров в Англию.

Согласно этой истории, святой Григорий (до того, как стать папой) однажды был на рыночной площади Рима и рассматривал продаваемые товары. Он увидел, как на продажу выставляются мальчики со светлой кожей и красивыми лицами, и спросил, откуда они. Купец ответил, что они из Британии, все жители которой имеют такую ​​приятную внешность. Тогда будущий папа спросил, являются ли жители Британии христианами или они все еще язычники. Услышав, что они не христиане, святой Григорий глубоко вздохнул и сказал: «Увы, творцу тьмы приходится иметь в своей власти людей с такими светлыми лицами, и что умы, лишенные внутренней благодати, должны носить столь изящную внешнюю форму». Тогда святой Григорий спросил о названии рода, царства и его царя и получил в ответ «Англи», «Дейри» и «Элле».

В качестве первого ответа святой Григорий заметил: «У них лица ангельские, и такие люди должны быть сонаследниками ангелов на небесах». Во-вторых: «De ira! (латынь «от гнева») Хорошо! Вырваны из гнева Христа и призваны к Его милости». В-третьих: «Аллилуиа! В этих краях следует восхвалять Бога-Творца». После этого случая святитель Григорий отправился к папе и попросил прислать миссионеров для обращения англосаксов в христианство.

Святой Григорий встречает англосаксонских рабов на римском рынке

Святой Григорий встречает англосаксонских рабов на римском рынке


Независимо от правдивости рассказа Беды, в 596 году нашей эры была отправлена ​​миссия по обращению англосаксов. К тому времени, кстати, папой стал святитель Григорий. Миссию возглавил святой Августин (Кентерберийский), настоятель бенедиктинского монастыря в Риме, которого сопровождали 40 его собратьев-монахов. Когда миссия прибыла в южную Галлию (современная южная Франция), их предупредили о свирепости англосаксов и об опасностях, которые ожидали их в Англии. Поэтому монахи отправили святого Августина обратно в Рим, чтобы убедить папу отменить миссию.

Святой Григорий , однако, был непреклонен в том, что миссия и, в частности, христианизация англосаксонской Англии должны продолжаться. Он отправил святого Августина обратно с похвальными грамотами, чтобы ободрить других монахов. В конце концов, в 597 году нашей эры миссионеры высадились на острове Танет, который находился под контролем королевства Кент и был хорошо принят его правителем, королем Этельбертом I. По словам Беды, король и его окружение встретили миссионеры на открытом воздухе, поскольку Этельберт предположительно боялся, что монахи будут заниматься колдовством. Местная легенда гласит, что встреча произошла под дубом недалеко от Рамсгейта. В 19 веке на месте, где должна была состояться встреча, в память об этом событии был установлен каменный крест.

Решение святого Августина первым обратиться к королевству Кент , вероятно, было обдуманным. В то время это было одно из самых могущественных англосаксонских королевств, и его обращение, несомненно, помогло миссионерам в дальнейшем. Возможно, более важным является тот факт, что король был женат на христианке.

Женой Этельберта была Берта, франкская принцесса из династии Меровингов. Поскольку языческий король позволил своей христианской королеве исповедовать свою веру, миссионеры могли разумно ожидать, что король проявит сочувствие к их делу. Хотя Этельберт не сразу принял христианство, он хорошо относился к монахам. Король разрешил монахам свободно проповедовать в своем королевстве и предоставил им место для проживания в Кентербери, столице королевства, и древнюю церковь Святого Мартина.

Проповедь Святого Августина во время христианизации англосаксонской Англии

Проповедь Святого Августина во время христианизации
англосаксонской Англии (Джозеф Мартин Кронхейм)


Христианизация англосаксонской Англии и, в частности, усилия миссионеров вскоре принесли свои плоды, и многие люди (по сообщениям, в тысячах) обратились в христианство. В конце концов, Этельберт сам стал христианином.

В 598 году святой Августин был рукоположен в сан епископа Англии святым Вергилием Арльским. В 601 году нашей эры он официально получил от Папы юрисдикцию над Британией и стал первым архиепископом Кентерберийским, который и сегодня остается самым высокопоставленным священнослужителем англиканской церкви. Между прочим, святого Августина правильнее было бы называть епископом Кентерберийским, поскольку титул «архиепископ» не использовался по крайней мере до 668 года нашей эры.

Миссионеры добились успеха также в королевствах Эссекс и Нортумбрия. В 601 году нашей эры, помимо формальной передачи Святому Августину юрисдикции над Британией, папа также послал еще одну группу миссионеров, среди которых были Меллит и Паулин. Меллит смог проповедовать Евангелие в Эссексе после того, как его король Саеберт обратился в христианство по настоянию Этельберта (его дяди).

С другой стороны, Паулин сопровождал Этельбург, дочь Этельберта, в Нортумбрию. Она вышла замуж за короля Нортумбрии Эдвина в 625 году нашей эры. В конце концов, Эдвин был обращен Паулином, и вскоре после этого в королевстве начало распространяться христианство.

🔵 Неудачи и решения

Однако после этих первоначальных успехов миссионеры столкнулись с рядом неудач. В 616 году нашей эры Этельберт умер, и ему наследовал его сын Эдбальд. В том же году умер и Саеберт. Более того, Эдвин был убит в битве в 633 году нашей эры. Это не сулило ничего хорошего миссионерам, поскольку Эдбальд изначально был враждебно настроен по отношению к христианству, в то время как сыновья Саеберта изгнали Меллита из королевства. Кроме того, в результате смерти Эдвина Нортумбрия погрузилась в хаос. Смерть этих трех королей также означала, что христиане потеряли важную светскую поддержку, и, как следствие, их число в трех королевствах начало сокращаться.

Тем не менее христианство выжило и преодолело эти проблемы. Например, в случае с Эдбальдом король в конечном итоге обратился в христианство, а христианство вернулось в Эссекс через несколько десятилетий. В Нортумбрии порядок в королевстве был восстановлен после восшествия на престол Освальда в 634 году нашей эры. Король уже был христианином и попросил миссионеров из Ирландии (куда он был сослан) обратить его соотечественников в христианство. Святой Айдан, посланный с этой миссией, имел гораздо больший успех, чем Паулин.

Христианские святые и миссионеры в англосаксонской Англии

Христианские святые и миссионеры в англосаксонской Англии
(Д. Адамс)/


В последующие десятилетия христианство продолжало распространяться в Англии. Тем не менее, у язычества все еще был один очень влиятельный сторонник, король Мерсии Пенда. Это был король, который победил и убил в битве Эдвина (в 633 году нашей эры) и Освальда (в 642 году нашей эры). Сам Пенда был побежден и убит Освиу (братом и преемником Освальда) в битве при Винваэде в 655 году нашей эры, и это ознаменовало конец язычества в Мерсии. В течение следующих 50 лет королевства Уэссекс и Сассекс также были обращены в христианство.

Наконец, можно сказать, что христианизация англосаксонской Англии оказала огромное влияние на страну. Не только в религиозных убеждениях своего народа, но и в сферах политики, культуры и общества. Например, христианство принесло с собой систему письменности, то есть латинский алфавит, которым мы пользуемся до сих пор, и латинский язык. Эту технологию использовали англосаксонские правители для создания сводов законов и хартий. Кроме того, христианские монастыри стали центрами обучения, а монастыри в Кентербери и Уэрмут-Джарроу (в Нортумбрии) стали известны во всем христианском мире. Кроме того, в этих монастырях было создано множество прекрасных рукописей, хранящихся в их библиотеках.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By: Wu Mingren,
«How Anglo-Saxon England Made the Radical Change to Christianity»