Страницы

Образ Тигра в корейской культуре

Легенда о тигре и сороке

Издревле на Корейском полуострове обитало множество тигров, поэтому эти крупные, обладающие огромной силой хищники, часто появлялись в культуре Кореи как в устном творчестве, так и в изобразительном искусстве.

Охотиться на сильного зверя было гораздо опаснее и труднее, чем на других животных. Физические параметры тигра – крупное тело и огромная сила – вызывали у людей не только страх, но и уважение, его образ боготворили. Тигр ассоциировался с горным духом, посланником богов и наделялся святостью.

Так же зачастую Тигра наделяли человеческими чертами. В легендах он выступал положительным героем, помощником и защитником человека.

В эпоху Чосон (조선, 1392 — 1897) тигр представлял собой доблесть и силу дворянина, а военных чиновников называли тигриными чиновниками, на их форме изображался могущественный хищник.

А вот в народном творчестве тигр стал появляться как отрицательный герой, олицетворяя аристократию того времени. Для простого народа тигр, а иногда и леопард, стали олицетворять жестокое дворянство. Народ так же наделял хищника жестокостью, а также глупостью и жадностью.

В народной корейской живописи Минхва появляется жанр Джакходо (джак – сорока, хо – тигр, до – картина), где тигру намеренно придается нелепый, комический и глупый вид (отсюда и его прозвище «глупый тигр» 바보호랑이). На этих картинах тигр (иногда леопард) представляет власть и аристократию, в то время как умная и хитрая сорока представляет простого человека.


Существуют легенды и сказки, в которых тигр символизирует жестокосердие власти, по отношению к простым людям.

Одна из легенд, которая возможно послужила сюжетом для Дзякодо:

Однажды Тигр забрел в небольшое болотце. Не сумев освободиться, он с тревогой ждал, что кто-нибудь, проходя мимо, спасет его. Так он просидел три дня без еды. И вот наконец появился добросердечный Дровосек.

Тигр умолял человека спасти ему жизнь. Когда Дровосек решился и помог хищнику, неблагодарный Тигр попытался съесть его. Пораженный таким поворотом событий, человек попросил Быка и Сосну справедливо рассудить это дело. Но они встали на сторону Тигра, убеждая его съесть Дровосека.

В отчаянии Дровосек обратился к Сороке за окончательным решением. Сорока попросила человека и хищника воспроизвести эту историю, чтобы она могла вынести свой вердикт.

Глупый Тигр вернулся в болото…, и Дровосек был спасен.

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре

Образ Тигра в корейской культуре