Страницы

Культ Митры: священные храмы, ведические легенды и древнеармянское понимание

Мраморный рельеф, изображающий бога Митру, убивающего мистического быка

Мраморный рельеф, изображающий бога Митру,
убивающего мистического быка


Митра был богом света, чистоты, добра и истины и занимал важное место в вере древних ариев.


🌅 Распространение культа Митры

Существуют различные мнения о распространении культа Митры (или Митры, Митры), но наиболее достоверным является первый письменный протокол о культе Митры, датируемый XIV в. до н. э.

В тексте договора, подписанного между могущественным царством Митанни (Миттанни располагалось на севере Армянского нагорья) царя Шативазы (неизвестно - 1350 г. до н.э.) и хеттским царем Суппилулиума (1380-1346 гг. до н.э.), мы видим имя Митры. Таким образом, культ Митры упоминается в персидских клинописных надписях и в индийских ведических текстах с четвертого века до н.э.

В результате религиозной революции Ардашира II, сасанидского царя Персии в 395 году нашей эры, культы Митры и Анахиты, иранской богини, были импортированы в Персию и соединены с зороастризмом. В первом веке до нашей эры культ Митры проник в Рим, а в третьем веке нашей эры эта религия стала международной и распространилась от Индии до Черного моря, от Балкан до Британии и Испании. По всей Европе сохранилось более четырехсот руин митраистских храмов.

Итак, сначала, в IV в. до н. э. этот культ распространился с Армянского нагорья в Южную Персию и Индию, а в I в. до н. э. — в Северо-Западную Европу.

🌅 Храмы Митры

В Верхней Армении главный храм Митры (или Михра) был построен в селе Багарич, Дерджанского региона (восточные турецкие территории). Храм Гарни также был посвящен культу Митры.

Храм в Гарни, посвященный Митре

Храм в Гарни, посвященный Митре


В городе Арташат были обнаружены руины митраистского храма, построенного из черного мрамора и реконструированного в первом веке нашей эры Тиридатом I, царем Армении из династии Аршакидов. Статуя Митры находится около гробницы Антиоха I на горе Немрут (юго-восточная Турция). Его можно увидеть сидящим по левую руку от Арамазда, бога-творца в дохристианском армянском мифе.

Статуя Митры в Нимруте

Статуя Митры в Нимруте/span>


В древнеармянском эпосе «Сасунские удальцы» мы также можем увидеть образ Митры.

В древних скульптурах Митру часто изображали как могущественного юношу во фригийском или армянском колпаке, который убивает священного быка , называемого тавроктонием .

Статуя бога Митры, убивающего быка

Статуя бога Митры, убивающего быка в термальном
митреуме во время археологических раскопок в Остии Антике – Рим


В армянском пантеоне Митра был богом света и чистоты. Считается, что храм, посвященный Митре, также был найден в Армавире, древней столице Армении .

Культ Митры начал исчезать в четвертом веке до нашей эры.

🌅 Легенды о Митре

Согласно древним армянским верованиям, в сердце Солнца живут 365 святых, и каждый из них является хозяином одного дня в году, назначенного для предотвращения зла.

Говорят, что в соленом море (озеро Ван) была скала, и когда небеса потемнели, свет упал на скалу, и вскоре после этого родился Митра. Он был голым, за исключением фригийской шляпы на голове, и он держал факел в левой руке, который освещал мир. Убив быка, Митра создал мир из его частей.

Митра поднимается из скалы
Митра поднимается из скалы.
Рим, мрамор, 180–192 гг. н.э.

Страбон записал, что во время правления империи Ахеменидов армянский сатрап пожертвовал 20 000 лошадей на ежегодный праздник Митры. Событие, посвященное Митре, отмечалось армянами в месяце Арег, который совпадал с иранским месяцем Митры. Армянский седьмой месяц назывался Мехекан, а восьмой день каждого месяца назывался Митра.

🌅 Рожденный роком

Митра, бог света , доброты и договоров, действительно родился из самой скалы — эту характеристику подтверждают археологические находки и храм Гегард в Армении, высеченный в скалистом ландшафте.

В 1953-54 годах во время исследований в Эскикале (Турция) был обнаружен туннель, достигающий глубины 160 метров (525 футов), состоящий из длинного горного склона, заканчивающегося двумя круглыми комнатами. Он похож на туннель в Багариче в Верхней Армении с храмовым комплексом, посвященным Митре.

С мифологической точки зрения, туннели являются местом рождения Митры, как говорится, «луч, отделившийся от звезды, проникает в глубины туннеля, рождая Митру, откуда он вознесся на небеса». Резной храм Гегард также рассматривался как место рождения Митры в дохристианский период.

Высеченная в скале камера в храме Гегард

Высеченная в скале камера в храме Гегард,
армянском монастыре XIII века


🌅 Культ Митры в ведических текстах

В ведических текстах Митра — бог, защищающий Солнце, и всегда упоминается вместе с Варуной. В индийских источниках Митра — бог любви, света, нежности и солнечного света. Близость и привязанность Митры и Варуны неразделимы и стабильны. Варуна — бог неба и ночи. Митра — бог света, солнечного света и дня. Эти боги ночи и дня являются товарищами в культовых ритуалах. Варуна также является богом вод и морей и мужем Варуны, бога вина.

Варуна

Варуна


Ведические тексты примечательны главным ритуалом митраистского культа, таким как жертвоприношение быка, который проник в Европу. Одним из самых благородных богов является Сома (в Авесте, основном сборнике религиозных текстов зороастризма, он назван Хаомой). Сома — бог непобедимой силы, бог, который излечивает все болезни. Именно Сома дал жизнь, богатство и исполнение желаний.

На санскрите для Луны используется имя Сома. Однако они одинаковы только по названию, поскольку все характеристики Луны приписываются богине растений. Поэтому они верили, что Луна покровительствует целебным растениям , и поэтому приносили жертвы и подношения в ритуалах поклонения.

Также Сома — название священного растения. Из листьев этого растения изготавливался крепкий алкогольный напиток, любимый богами и посвящённый богам. Во время ритуалов жрецы пили этот напиток, чтобы приблизиться к богам и соединиться с ними. Сома была божеством жизни и жизненной сущностью, и хотя боги получали свою вечность от этого напитка, смертные люди могли обрести временную «вечность», выпивая этот напиток, что аллегорически означало соединение с Богом и Сущностью.

Согласно легенде, между богами произошел бунт. Бог Шива ввязался в жестокую битву и одним ударом разделил бога Сому надвое, что демонстрирует традицию священного убийства быка.

В других версиях истории боги решили убить Сому. Бог Вайю приказал казнить и попросил помощи у Митры-Варуны. Митра отказался помочь и сказал: «Я желаю всем любви, блага и привязанности». Но в конце концов Митра согласился принять участие в ритуальном убийстве, чтобы извлечь выгоду из жертвоприношения. После убийства они раздавили Сому между двумя камнями. Обязанностью Митры было пролить часть сока Сомы на землю, из которой прорастут растения и животные.

На изображениях и скульптурах ритуала жертвоприношения быка Митра часто показан отворачивающим лицо и глаза, что указывает на неприятие или неприязнь бога к выполнению этого действия. Но бык — источник жизни, и ритуал необходим.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Lilit Mkhitaryan,
«The Cult of Mithra: Sacred Temples, and Vedic Legends, and Ancient Armenian Understanding»