Страницы

Расписной тронный зал могущественной женщины племени моче обнаружен в Паньямарке

Могущественная женщина племени моче

Могущественная женщина племени моче


Археологи и реставраторы, работающие на месте раскопок культуры моче в Паньямарке в долине Непенья на северном побережье Перу, обнаружили колонный тронный зал с изображениями и доказательствами того, что его использовала высокопоставленная женщина-лидер — вероятно, жрица или царица.

В июле исследовательский проект «Археологические ландшафты Паньямарки» обнаружил на этом месте беспрецедентную расписную архитектуру. Исследовательский проект, впервые основанный в 2018 году, призван понять деятельность, которая происходила в Паньямарке и ее окрестностях в древнем прошлом.


🛶 Замечательный центр Моче в Паньямарке

Паньямарка — самый южный монументальный центр культуры Моче — общества, которое обосновалось в прибрежных долинах северного Перу примерно между 350 и 850 годами нашей эры.

Археология Моче хорошо известна своими богатыми, элитными гробницами, впечатляющей архитектурой и произведениями искусства, а также сложными религиозными артефактами и изображениями . Построенный на вершине гранитного холма в нижней части долины Непенья, Паньямарка состоит из внушительной ступенчатой глинобитной платформы, двух более низких, но обширных глинобитных платформ, большой площади, окруженной глинобитной стеной, и многочисленных других сооружений, включая каменное здание периода формации.

Панорама Паньямарки, съемка с дрона

Панорама Паньямарки, съемка с дрона


Текущее исследование является результатом сотрудничества перуанских и американских археологов, историков искусства и реставраторов при поддержке Национального географического общества, Института латиноамериканских исследований Колумбийского университета и Центра сохранения культурного наследия Avenir при Денверском музее природы и науки.

Паньямарка наиболее известна своими красочными настенными росписями, впервые опубликованными в 1950-х годах. Найденные на площади и платформах, они изображают священников и воинов в процессии, битвы между сверхъестественными существами, необычного двуликого человека и сцены церемониальных действий, связанных с пленниками-людьми. Но тронный зал для королевы никогда ранее не видели ни в Паньямарке, ни где-либо еще в древнем Перу.

Фигура Моче с человеческим телом и чертами паука, несущая кубок

Фигура Моче с человеческим телом и чертами паука, несущая кубок, нарисована на колонне в Зале Воображаемого Моче. (Фотография Лизы Тревер)


🛶 Тронный зал, достойный королевы

Глинобитный трон был найден в том, что руководитель проекта Джессика Ортис Зеваллос назвала «Залом воображаемого Моче» ( Sala del Imaginario Moche ). Он окружен стенами и колоннами, изображающими четыре различные сцены могущественной женщины, в некоторых случаях принимающей посетителей в процессии, а в другом случае — сидящей на троне.

Предыдущие сезоны исследований проекта позволили задокументировать множество расписных поверхностей в этом зале, включая изображения элегантно одетых мужчин и женщин, воинов с чертами пауков, оленей, собак и змей, а также многочисленные битвы между мифическим героем моче и его врагами из моря.

Изображение коронованной женщины со скипетром (вверху слева)

Изображение коронованной женщины со скипетром (вверху слева), процессии мужчин за ней, несущих предметы (вверху справа), и текстильной мастерской (внизу), нарисованное на стене, обнаруженной в Зале воображаемого Моче в 2024 году. (Фотография Лизы Тревер)


Могущественная женщина, изображенная на стенах и колоннах тронного зала, а также на внутренних поверхностях самого трона, ассоциируется с полумесяцем, морем и его обитателями, а также с искусством прядения и ткачества.

Картина коронованной женщины, поднимающей кубок

Картина коронованной женщины, поднимающей кубок, на внешней стороне расписного трона, обнаруженного в Зале Воображаемого Моче в 2024 году. (Фотография Лизы Тревер)


Настенные росписи, обнаруженные в июле, включают редкую сцену целой мастерской женщин, прядущих и ткущих, а также процессию мужчин, несущих ткани и корону женщины-лидера с ее косами.

Лиза Тревер, профессор истории искусств Колумбийского университета, отметила:

«Панамарка продолжает удивлять нас не только неиссякаемым творчеством своих художников, но и тем, что их работы переворачивают наши представления о гендерных ролях в древнем мире моче»..
Ученые будут спорить, является ли женщина, изображенная на стенах тронного зала, человеком или мифическим персонажем (жрицей, богиней или королевой). Но физические доказательства существования трона, включая эрозию его задней опоры и обнаружение бус из зеленого камня, тонких нитей и даже человеческих волос, ясно показывают, что на нем сидел реальный живой человек, и все доказательства указывают на женщину-правителя Паньямарки, жившую в VII веке.

Лиза Тревер стоит с научными сотрудниками

Лиза Тревер стоит с научными сотрудниками Джозефом Сенчишиным и Райли Таварес за расписным троном в Зале воображаемого Моче. (Фотография Хосе Антонио Очатомы Кабреры)


🛶 Зал сплетенных змей

Раскопки проекта на площади Паньямарки также выявили монументальное сооружение, которое было совершенно неизвестно предыдущим исследованиям. Зал сплетенных змей ( Sala de las Serpientes Trenzadas ) также был построен с широкими квадратными колоннами. Многие из этих колонн были украшены картинами переплетающихся змей с человеческими ногами — мотив, не встречающийся больше нигде в искусстве моче.

Зал сплетенных змей

Слева: Расписная колонна в недавно открытом Зале Плетеных Змей. (Фотография Рика Уикера.) Справа: Цифровая иллюстрация одной из расписных колонн. (Изображение Мишель Л. Кунс, Хорхи Гарсии и Лизы Тревер)


Другие поверхности были украшены изображениями воинов, антропоморфного оружия и большого монстра, преследующего человека. Зал плетеных змей претерпел множество событий по обновлению, которые включали обильные материальные подношения — в первую очередь текстильные — события по сжиганию, тщательное покрытие полов и побелку ранее украшенных стен.

«Этот зал, расположенный над площадью, занимал видное положение — почти как места в ложе театра или стадиона, — откуда можно было наблюдать за происходящим внизу, а также предоставлял личные пространства для своих привилегированных обитателей», — объясняет археолог Мишель Л. Кунс из Денверского музея природы и науки.

🔹 Паньямарка – сокровище, которое стоит открыть



🛶 Сохранность и доступность

Археологическое вмешательство в Паньямарке идет рука об руку с усилиями по сохранению. Расписная архитектура раскапывается, стабилизируется, документируется и изучается высококвалифицированной командой специалистов, которые также сочетают ремесленные методы карандашной и акварельной иллюстрации с современными методами трехмерной цифровой записи, чтобы создать подробную документацию расписной архитектуры и ее археологической информации.

Из-за своей хрупкости настенные росписи Паньямарки в настоящее время недоступны для туристов.

«Если оставить их открытыми для стихий без постоянной программы консервации на месте, бесценные фрески Паньямарки начнут немедленно разрушаться, как, как мы знаем, произошло с фресками, впервые обнаруженными в 1950-х годах. Поэтому в конце каждого из наших сезонов и следуя правилам и рекомендациям Министерства культуры, мы накрываем раскопки, чтобы обеспечить долгосрочную сохранность этого важного культурного наследия», — говорит археолог проекта Хосе Антонио Очатома Кабрера.
«Мы рады возможности инвестировать в строительство прочных крыш и ветрозащитных сооружений, которые — вместе с теми, которые построены Министерством культуры Перу — призваны обеспечить сохранение расписной архитектуры Паньямарки», — добавляет руководитель проекта Джессика Ортис Севальос.

«В то же время, — отмечает она, — наша команда неустанно трудится над созданием цифровых изображений всего, что мы обнаружили, и делимся ими в различных формах — на информационных панелях у входа на объект, предоставленных нашим проектом, в научных публикациях и конференциях, в национальных и международных СМИ, а также на таких онлайн-платформах, как Facebook, Instagram и веб-сайт Pañamarca Digital, запущенный в 2023 году».
Программу археологических исследований в Паньямарке курируют археологи и реставраторы из штаб-квартиры Министерства культуры Перу в Лиме и регионального отделения Управления по развитию культуры Анкаша.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Post as Ancient Origins,
«Painted Throne Room of a Powerful Moche Woman Revealed at Pañamarca»