Страницы

Дерзость Петера Торденшельда: капитан ВМФ, попросивший у врага боеприпасы посреди боя

«Конец морского сражения Петера Весселя Торденшельда в Северном море»
«Конец морского сражения Петера Весселя Торденшельда в Северном море»,
1919, Кристиан Фердинанд Андреас Мёльстед

12 ноября 1720 года Петер Торденшельд погиб в поединке на шпагах. Большинству людей это покажется незнакомым, но он был одним из великих национальных героев Дании и Норвегии — стран, которые когда-то были объединены, отважным моряком, который был бы эквивалентом Нельсона для британцев, Рюйтера для голландцев, Джонса для американцев или Базана для испанцев. Его увековечили в нескольких популярных песнях и удостоили нескольких статуй, улиц, книг, фильмов и даже фестиваля, в его честь названы корвет датского флота и корабль норвежского флота. Он также упоминается в датском королевском гимне.


Петер Янсен Вессель (прозвище Торденшельд ему дали в 1716 году) родился в Тронхейме в октябре 1690 года. В то время этот город был частью Датско-норвежского королевства, также известного как Ольденбург по названию титульной династии, правившей на троне с 1448 года. Этот союз, в который также входили герцогства Шлезвиг и Гольштейн, а также зависимые территории (Исландия, Фарерские острова и Гренландия) и колонии (Датские Антильские острова, африканский Датский Золотой Берег, азиатские Никобарские острова и индийские города Серампур и Тарангамбади), был создан в 1536 году в результате неудавшейся попытки объединения скандинавских государств — Кальмарской унии 1397 года.

Объединение не удалось, поскольку шведская аристократия, с подозрением относящаяся к доминирующему положению Дании, которое она имела благодаря тому, что корона оставалась в руках королевы Маргрете I, в конечном итоге покинула страну в 1521 году, оставив своих партнеров в покое и выбрав собственного монарха, Густава Вазу. Шведы и датчане столкнулись в вооруженном конфликте между 1611 и 1613 годами из-за торгового контроля над Балтикой, а позднее Тридцатилетняя война еще больше осложнила отношения, в результате чего Швеция стала развивающейся и доминирующей державой в Северной Европе.

Датско-норвежское королевство пережило трудные годы, снова и снова терпя поражения от своих северных врагов в последовательных состязаниях. Это привело к внутреннему ослаблению, которое привело к повороту к абсолютизму Кристиана V, воплощенному в Lex Regia 1665 года, в ущерб балансирующей роли, которую до этого играл Риксрад (Королевский совет). В 1675 году Дания воспользовалась тем, что шведы были погружены во франко-голландскую войну, чтобы вторгнуться в них с целью вернуть провинции Скания, ранее утраченные. Но дела пошли не так, и статус-кво вернулся.

Питер Торденшельд

Питер Торденшельд


Именно в этом контексте родился Вессель — назовем его так на данный момент — десятый сын богатого бизнесмена, который также был городским советником. Несмотря на то, что он наслаждался комфортным положением, он был очень беспокойным мальчиком, даже мятежным, который часто ввязывался в драки и постоянно создавал проблемы своим родителям. Хорошим примером его озорных привычек является то, что в 1704 году, когда он был еще подростком, он спрятался на корабле как безбилетник и прибыл в Копенгаген, где попытался поступить в военно-морскую академию. Ему это не удалось, но он подружился с королевским капелланом, который устроил его в команду корабля, плывущего в Вест-Индию.

Вот как он начал свою морскую жизнь, путешествуя в течение пяти лет по треугольному маршруту Гвинея (ныне Гана) - Карибы - Дания. Наконец, в 1709 году он был принят в академию и как кадет он совершил другие маршруты через Ост-Индию, пока в 1711 году не получил должность второго лейтенанта, будучи назначенным на фрегат Postillon. Там он подружился с бароном Вальдемаром Лёвендалем, норвежским адмиралом, который увидел большие возможности в молодом человеке и дал ему под командование четырехпушечный шлюп под названием Ormen . С ним он участвовал в другой из непрерывных войн, в которых участвовала Швеция, той, что началась в 1700 году и продолжалась до 1721 года.

В 1712 году его покровитель доверил ему 18-пушечный фрегат Løvendals Galej, проигнорировав мнение адмиралтейства, которое посчитало Весселя слишком импульсивным. Последний, чье высокомерие привело к трениям с начальством, запросил и получил новое назначение на Балтике под командованием адмирала Ульрика Кристиана Гюльденлёве, незаконнорожденного сына короля Кристиана V, у которого была миссия поддерживать с моря осаду Штральзунда, чтобы помешать снабжению шведского флота. Его новому ученику не потребовалось много времени, чтобы сделать себе имя, атакуя каждый вражеский корабль, который он видел, независимо от разницы в размерах или вооружении, потому что он приближался с ложными флагами и обладал особой способностью быстро уходить, если что-то шло не так.

Петер Торденшельд угрожает коменданту Данквардту

Петер Торденшельд угрожает коменданту Данквардту в шведском городе Марстранд во время осады 1719 года. Картина датского художника Отто Бахе (1875).


Таким образом, датчане держали шведов и их союзников (британцев и голландцев) на расстоянии, неоднократно прерывая их транспорты снабжения. Вессель одержал несколько побед и стал капитан-лейтенантом в то же время, когда противник предложил награду за его поимку, посчитав его фактически капером, с чем согласились многие датские моряки. Они не одобряли такой способ ведения боя и не терпели его бравады. В любом случае, он оказался эффективным, потому что королю Швеции Карлу XII пришлось отказаться от своего плана вторжения в Норвегию.

В 1714 году произошел один из самых неслыханных эпизодов в военной карьере Весселя, настолько, что ему пришлось предстать перед военным трибуналом, чтобы определить, было ли его поведение в бою с вражеским фрегатом приемлемым. Тем летом, в конце июля, Løvendals Gallej отплывал от Линдеснеса (муниципалитет на южном побережье Норвегии) ​​под голландским флагом, когда наткнулся на корабль под британским флагом. Это был один из кораблей, которые Королевский флот оснастил и предоставил Швеции; в частности, 28-пушечный фрегат De Olbing Galley под командованием английского капитана Бактмана.

Оба осторожно приблизились, и в последний момент скандинавы подняли свой настоящий флаг, на что остальные ответили открытием огня. После обмена пушечными выстрелами в течение всего дня наступила ночь, и De Olbing Galley попытался ускользнуть, но не смог, и на следующее утро противостояние возобновилось. В течение четырнадцати часов оба корабля стреляли друг в друга и в процессе получили значительные повреждения. Проблемы для Løvendals Gallej были больше, из-за агрессивности атак Весселя у корабля заканчивался порох. Тогда Вессель спустил лодку и отправил ее с белым флагом. Англичанин думал, что это для переговоров о сдаче, но он был ошеломлен, когда услышал истинное предложение противника — Весселю нужна была партия пороха и пушечных ядер, чтобы продолжить бой.

Суда датского флота в Северной войне

Картина морского офицера Бернхарда Гродтшиллинга, изображающая суда датского флота в Северной войне. Корабль в центре — «Løvendals Galej».


Очевидно, предложение не было принято, но они вместе выпили и обменялись комплиментами. Затем, учитывая потрепанное состояние двух кораблей, каждый из них отправился своей дорогой. Известие об этом необычном поступке взбудоражило Фридриха IV, короля Дании, который потребовал военного суда для Весселя. Он был проведен в ноябре, и его обвинили в раскрытии врагу информации о своем шатком положении и в том, что он подверг риску королевский корабль, напав на лучше вооруженного противника. Однако дерзкий моряк был оправдан менее чем через месяц, когда он успешно отстаивал раздел датского военно-морского кодекса, который предписывал, что убегающие вражеские корабли должны быть атакованы независимо от размера. После этого странного инцидента в море Вессель отправился к королю с просьбой о повышении и был повышен до звания капитана.

Тем временем война продолжалась, и Вессель продолжал пополнять свой список потерь, нанесенных шведам. Большинство из них были транспортами, но в битве при Кольберге в апреле 1715 года он даже захватил ветерана контр-адмирала Ганса Вахтмейстера, который также был советником короля Карла XII. Он также захватил фрегат Vita Örn , который был переименован в Hvide Ørn и передан под его командование. Именно в 1716 году, когда война закончилась, ему дали прозвище Tordenskjold, что означает «щит грома»; его популярность была такова, что ему даже пожаловали титул рыцаря. Но его карьера на этом не закончилась, далеко не закончилась.

В том же году Швеция вернулась к старым методам, пытаясь вторгнуться в Норвегию, для чего она неожиданно осадила крепость Фредериксхальд. Местное население подожгло собственные дома и укрылось за стенами, оставив нападавших без возможности прокормить себя на земле и вынужденных ждать флота снабжения, отправленного из Гетеборга. Когда он прибыл и встал на якорь во фьорде Динекилен, внезапно появилась небольшая эскадра из двух фрегатов и пяти меньших кораблей, уничтожившая около тридцати вражеских отрядов практически без потерь. Ответственным за это действие был именно Торденшельд, который таким образом заставил снять осаду и был снова повышен, теперь до командующего.

Портрет Питера Торденшельда работы Джейкоба Конинга

Портрет Питера Торденшельда работы Джейкоба Конинга


Затем он принял командование эскадрой Каттегат, но в датско-норвежском флоте презрение к его способу ведения боя все еще сохранялось, и это касалось и его непосредственного начальника, адмирала Кристиана Карла Габеля, поэтому, когда он получил приказ остановить шведский отряд в Гетеборге, он не получил необходимого ему сотрудничества. Провал миссии означал, что в 1718 году он снова предстал перед судом за безрассудство. И снова его пощадили, на этот раз благодаря показаниям в пользу его старого друга, адмирала Гюльденлёве. Вскоре после суда Торденшельд снова поднялся по служебной лестнице, достигнув в декабре звания контр-адмирала.

Торденшельд участвовал в новых операциях в следующем году, захватив шведскую крепость Карлстен и, наконец, захватив большую часть Гетеборгского отряда с помощью хитрой уловки — склонив их к сдаче, притворившись, что у него больше сил, чем было на самом деле. Успех сделал его вице-адмиралом как раз в то время, когда война между Швецией и королевством Дания-Норвегия подходила к концу. Он был еще очень молод, ему только что исполнилось тридцать, но, как ни парадоксально, его карьера неожиданно и трагически закончилась. Ирония судьбы хотела, чтобы он погиб не в бою, а сражаясь со шведом. Это произошло во время дуэли с графомЯкоб Аксель Сталь фон Гольштейн, полковник Ливонской армии, территории, которая в то время была частью Швеции.

Фон Гольштейн был на десять лет старше своего противника. Они встретились в Ганновере, где Торденшельд был проездом после поездки в Англию, чтобы предложить свои услуги королю Георгу I (с разрешения датского монарха), поскольку теперь был мир, и он скучал по действиям. Они оба были на званом ужине, когда скандинав тайно обвинил его в том, что он обманул друга во время игры в карты, отвлекая его, пока он показывал ему портрет гидры, который, как он утверждал, у него был. Вспыхнула ссора, и ливонец попытался вытащить свой меч, что Торденшельд предотвратил, ударив его рукоятью своего собственного. Тогда фон Гольштейн вызвал его на дуэль.

Слуга Кристиан Кольд молится рядом с Торденшельдом после его смерти на дуэли

Слуга Кристиан Кольд молится рядом с Торденшельдом
после его смерти на дуэли.
Картина Вильгельма Розенштанда.


Дуэль состоялась утром 12 ноября 1720 года на окраине города Гляйдинген, примерно в тридцати километрах к югу от Ганновера. Менее чем через минуту ливонец пронзил торс Торденшельда ножом, нанеся рану шириной в три пальца и длиной в четыре. Он умер прямо там, на руках своего крестного отца, подполковника Георга Отто фон Мюнхгаузена (отца знаменитого литературного барона). Тело моряка было тайно перевезено в Копенгаген и похоронено в церкви Хольмена; без каких-либо церемоний, поскольку дуэли были запрещены.

Конечно, не было недостатка в теориях заговора, намекающих на месть шведов человеку, который их победил, но сегодня исследователи этого вопроса, похоже, больше склоняются к проблеме идиоматического понимания. Его брат Каспар, который также был адмиралом, продолжал придавать престиж фамилии, заслужив титул фон-аристократ. Дания и Норвегия оставались едиными до 1814 года, когда их флот был разгромлен британцами, когда королевство объявило о своем нейтралитете в войне против Наполеона; любопытно, что Нельсон сдал ее, используя тот же трюк, который использовал Торденшельд в Гетеборге.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Kaushik Patowary*,
«The Audacity of Peter Tordenskjold: The Naval Captain Who Asked His Enemy For Ammo in The Middle of a Battle»



* Эта статья была первоначально опубликована в La Brújula Verde. Она была переведена с испанского на аглийский язык и переиздана с разрешения.