Страницы

Невероятное разнообразие видов морских червей вокруг острова Калверт

Планктон — Морская мышь — Трубчатый червь

Планктон — Морская мышь — Трубчатый червь


Черви часто вызывают отвращение — извиваются, корчатся. Но черви в пробирках и чашках, сложенных на столе Лесли Харрис, — не говоря уже о ее заразительном энтузиазме по отношению к этим созданиям, — могут сделать кого угодно червефилом. Есть блестящий белоснежный червь-чешуйка размером с рисовое зерно; нитевидный, лаймово-зеленый червь, окаймленный крошечными ножками, которые колышутся, как волны; и червь с клубком нитевидных ярко-красных жабр — его дыхательная система наполнена кровью. Харрис явно поклонница этого последнего образца. Это спагетти-червь, объясняет она, названный в честь массы щупалец, которые напоминают брошенную кастрюлю спагетти на морском дне. Но она не из тех, кто выбирает фаворитов. «Все черви замечательны», — говорит она. «И если это не полихета, то это просто подражатель».

Лесли Харрис

Лесли Харрис


Хотя многих животных называют червями — например, ленточных червей, арахисовых червей и плоских червей — черви, которых она любит, сегментированы. Они состоят из ряда идентичных сегментов с характерной головной и хвостовой частью. Эти морские черви называются полихетами, характеризующимися сегментацией и щетинистыми придатками (их название означает много щетинок). Этому классу червей не нужны подражатели, чтобы увеличить количество видов. Разнообразие уже ошеломляет.

Харрис из Музея естественной истории округа Лос-Анджелес — таксономист, специализирующийся на полихетах. Она делится своими знаниями с биоблицем Smithsonian MarineGEO, который в настоящее время проходит в экологической обсерватории Калверта Института Хакаи. И хорошо, что она здесь, потому что в первые дни трехнедельного проекта по сбору и каталогизации морских беспозвоночных региона становится ясно, что полихеты правят.

К концу третьего дня отбора проб Харрис уже собрала около 60 видов и подсчитала, что по крайней мере 10 из них являются новыми для науки. «У меня на столе еще 20 [полихет], которые я хотела бы закончить сегодня вечером», — говорит она. Ближе к концу биоблица это число возросло до более чем 220 видов.

Полихеты обитают практически в каждой среде обитания в океане — от загрязненного ила до коралловых рифов, от Антарктики до глубоководных гидротермальных источников. «Есть те, которые глотают ил и переваривают органику, есть плотоядные и паразиты, травоядные и фильтраторы». И есть даже те, которых Харрис называет «переключателями» — если есть течение, они машут своими конечностями в воде, чтобы захватить пищу; когда течения нет, они разбрасывают конечности по морскому дну, чтобы захватить детрит.

При таком огромном разнообразии неудивительно, что они играют важную роль в морских экосистемах, в том числе в северо-восточной части Тихого океана, где многие виды полагаются на беспозвоночных как на источник пищи. «Здесь, в умеренной зоне, большая часть этой [беспозвоночной] биомассы состоит из амфипод [ракообразных, похожих на креветок] и полихет», — говорит Густав Паулай из Флоридского музея естественной истории , возглавляющий группу таксономистов в биоблице острова Калверт. «Здешняя система во многом управляется этими беспозвоночными».

С тех пор, как начался биоблиц, Харрис проводит долгие дни в лаборатории, начиная примерно с 8 утра и часто за полночь. Особенно волнительно иметь доступ к живым образцам, поскольку Харрис может наблюдать за полихетами, когда они еще шевелятся.

«Большая часть идентификации проводится с использованием сохранившихся материалов, но гораздо проще [идентифицировать] живых животных», — говорит она. Цветовые узоры или отличительное поведение, например, плавает ли червь как змея или совершает вращательные движения, как штопор, добавляют поведенческие детали к описанию и являются гораздо более интересными.

Харрис еще не выезжала на место для сбора образцов, а новый дождевик, который она купила перед приездом, все еще не использовался. Но она довольна. «Некоторые люди видят во мне лабораторную рабыню, которая приковывает меня к микроскопу невидимой цепью и кандалами, — говорит она, — но я предпочитаю думать о себе как о королеве лаборатории, которой мои приспешники приносят образцы».

Полихетные черви

Некоторые из более чем 220 видов полихетных червей, обнаруженных во время биоблица Hakai-MarineGEO. По крайней мере несколько видов являются новыми для науки. Черви не в масштабе. Фотографии Густава Паулая, Мэнди Бемис и Лесли Харрис


Конечно, эта иерархия шутка, и Харрис искренне радуется, когда в ее импровизированную лабораторию поступают новые образцы. Когда биологи утром отправляются в поле — на каменистую приливную зону, или на илистые отмели, или на луга морской травы, — она радостно отсылает их со словами: «Принесите мне червей!» И они приносят. Много.

Сколько именно они принесут, станет известно в конце биоблица 11 августа, или, точнее, когда будет завершен весь анализ ДНК. Учитывая их разнообразие и цепкость, а также тот факт, что таксономисты полихет далеко не так многочисленны, как черви, абсолютное число полихет в этом регионе Тихого океана, скорее всего, никогда не будет определено. Но Харрис, безусловно, делает все возможное.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Вy Adrienne Mason,
«Тhe incredible diversity of marine worm species around Calvert Island»