Страницы

Золотая мумия леди Исайос и ее роскошное путешествие в загробную жизнь

Золотая мумия леди Исайос в Манчестерском музее

Золотая мумия леди Исайос в Манчестерском музее


Сэр Уильям Мэтью Флиндерс Петри был одним из выдающихся египтологов и археологов нашего времени. Известный своими открытиями в Египте, а также новаторскими системами сохранения артефактов, сэр Флиндерс Петри помог нам понять Древний Египет способами, которые мы даже не могли себе представить. Благодаря его работе в начале 20-го века многие важные реликвии этой древней цивилизации увидели свет. И среди всех его открытий одно действительно выделяется своей уникальностью. Это особая позолоченная мумия, принадлежавшая леди Исайос, чья экстравагантная и богатая внешность многое говорит нам о переходном периоде на поздних этапах древнеегипетской истории.


💠 Золотая мумия, которая будет сиять
в загробной жизни

В 1911 году сэр Флиндерс Петри проводил свой третий сезон археологических раскопок в Хаваре в Египте . Это важное место лежало к югу от знаменитого древнего города Крокодилополис , и было местом, где фараон Аменемхет III построил одну из своих роскошных пирамид. Кроме того, на этом месте было обнаружено много других интересных захоронений и находок.

Пирамида фараона XII династии Аменемхета III в Хаваре, вид с востока

Пирамида фараона XII династии Аменемхета III в Хаваре, вид с востока


Среди этих находок было большое количество мумий, принадлежавших греко-римскому периоду древнеегипетской культуры, когда классическое искусство и обычаи этой цивилизации находились под сильным влиянием классического искусства Средиземноморья.

Количество мумий, обнаруженных в Хаваре, было поразительным. Флиндерс Петри сообщал, что их «перебрасывали дюжинами каждый день». По всем данным, многие из них принадлежали простым гражданам того времени, без каких-либо имен или роскошных деталей. На некоторых были уникальные нарисованные портреты, которые позже назвали «портретами мумий Фаюма». Но несколько, очевидно, принадлежали выдающимся людям, знатным и богатым людям, чьи мумии должны были быть особым образом украшены.

И тот, который действительно выделялся, был полностью позолочен, искусно украшен и очень завораживал. Он быстро привлек внимание Флиндерса Петри и его коллег. Они сразу же попытались раскрыть личность похороненного человека. Мумия была помечена греческими буквами: сначала Петри перевел слова как «Деметрия, жена Икея» , но позже выяснилось, что более вероятным переводом было «Исайя, дочь Деметрия». Так кем же была эта знатная и богатая дама?

💠 Богатое погребение египетской дамы

Стиль этой золотой мумии был уникальным. Он тщательно сочетает в себе традиционные древнеегипетские практики с отчетливыми греко-римскими влияниями. Лицо демонстрирует идеалистические черты, обычные для династии Птолемеев (305-30 гг. до н. э.), в то время как украшения отчетливо египетские. Флиндерс Петри датировал мумию I веком н. э., на самых последних этапах периода Птолемеев. Этот факт сам по себе говорит нам, что древние традиции Египта были очень сильны.

Крупный план верхней части золотой мумии

Крупный план верхней части золотой мумии


Верхняя часть мумии — туловище и голова — полностью позолочены, с очень подробной маской. В руках у дамы особый венок, а на голове классическая египетская прическа. Кудри-штопор показывают обычную прическу, в то время как роскошное ожерелье с драгоценными камнями намекает на ее богатство.

Браслеты из змей, которые она носит, являются классическим египетским элементом — защитник фараонов, кобра, охраняет умершего в загробной жизни. Блестящие драгоценности, блеск золота и подчеркнутые черты лица — мумия демонстрирует множество уникальных черт, которые принадлежат только римской культурной сфере. Таким образом, она отходит от классических древнеегипетских мумий, которые часто были более мрачными и темными. Сам Флиндерс Петри не был впечатлен всей этой помпезной экстравагантностью. Настолько, что он описал мумию леди Исайос как «слишком пышно одетую».

✔️ Золотая мумия Исайос



💠 Роскошное путешествие в загробную жизнь

Нижняя часть этой богатой мумии покрыта специальным красным саваном. Он покрыт пигментом и изображениями из древнеегипетской загробной жизни. Анубис и Тот в своих традиционных ролях, богиня неба Нут и все другие существа загробной жизни: они представлены проводниками умершего к новому существованию за пределами этого мира. По бокам савана находятся иероглифические надписи, рассказывающие о путешествии души в загробную жизнь, и все они очень хорошо сохранились, даже спустя много-много столетий.

Ноги леди Исайос были связаны в искусно сделанный картонный футляр, как это было принято у всех египетских мумий. На нижней стороне футляра находится великолепно сохранившаяся и подробная картина двух обнаженных и связанных врагов. Их положение символично — леди будет вечно топтать их и демонстрировать свою силу. Такие надписи, как «твои враги под твоими сандалиями» , ясно говорят нам, что здесь имеется в виду.

Увы, мы не знаем, кем именно была леди Исайос. Ее личность остается загадкой, и она могла быть просто частью местной аристократии, происходящей из семьи, которая имела достаточно богатства, чтобы обеспечить ей такое захоронение. Тем не менее, по ее мумии мы можем видеть, что ее путешествие в загробную жизнь было превыше всего - экстравагантным и в первоклассном стиле.

💠 Взгляд на греко-римский Египет

После обнаружения в 1911 году мумия была в конечном итоге отправлена ​​в Манчестерский музей в Англии. Там она прошла тщательную и кропотливую репарацию — в конце концов, будучи многовековой, она получила некоторые повреждения. Тем не менее, она сохранилась достаточно хорошо, чтобы позволить провести тщательное исследование.

В целом, золотая мумия леди Исайус — вместе со всеми уникальными мумиями Фаюма и Хавары — является идеальным окном в период поздней истории Древнего Египта и смешение культур, которые развивались в то время. Значительный шаг в сторону от классических мумий старого Древнего Египта, эта блестящая и «китчевая» мумия действительно выводит путешествие в загробную жизнь на совершенно новый уровень.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Aleksa Vučković,
«Golden Mummy of Lady Isaious and Her Lavish Journey into the Afterlife»